Здавалка
Главная | Обратная связь

РЕЗЮМЕ ГЛАВЫ (КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ АРХЕТИПА НА СОЗНАНИЕ ИНДИВИДА)



«Этот мир нельзя изменить, но можно сделать его более комфортным лично для себя, если действовать с умом и хитростью!»

Мышление:

• стремление к нарушению правил;

• эмоциональный интеллект;

• независимость от мнения других.

 

Эмоции:

 

• самый широкий спектр (в зависимости от выгоды);

• эгоцентризм.

 

Поведение:

• находчивость;

• беспринципность;

• азарт и авантюризм;

• общительность.

 

Глава 5 КЕЛЬЯ МУДРЕЦА

 

Давайте осмотримся.

Обстановка спартанская.

Мебель старая, пыльная и обшарпанная.

Везде кучи книг, в шкафу, на полу, на столе, на кровати.

Впрочем, у многих современных Мудрецов книг в наличии очень мало (где-то с десяток). Все остальные в электронном виде.

С книгой Мудрец садится обедать и не расстается с ней нигде (даже в туалете).

Хотя современный Мудрец читает бумажную книгу только тогда, когда не может добраться до компьютера.

На подоконниках пыль. На полу тоже пыль. Под кроватью грязные носки. На столе крошки и чашка с недопитым позавчера кофе. В углу куча банок из-под пива. (Конечно, не все Мудрецы имеют проблемы с алкоголем, однако это очень частое, практически повальное для них увлечение.)

Мудрец может жить в грязи и беспорядке, но его это мало интересует.

Когда ты ищешь Истину, тебе не до подобных глупостей!

Уборкой он занимается только после долгого и жесткого прессинга со стороны родных по этому поводу.

Почитайте форумы программистов и системных администраторов, и у вас этот образ очень быстро подтвердится.

Прежде чем двинемся дальше, обратите внимание на существенную вещь. То, что тот или иной человек исповедует стратегию Мудреца, вовсе не означает, что он автоматически становится мудр не по годам или обретает экстраординарные интеллектуальные способности.

 

Вовсе нет.

Это означает особое отстраненное, созерцательное отношение к реальности и связанные с этим особенности мышления, эмоций и поведенческих проявлений.

Очень хорошо этот стиль существования описал Гончаров в образе Ильи Обломова (см. одноименный роман).

И как вы помните, никаких особых открытий Илья не сделал и внеземной мудростью вовсе не отличался.

Но и собственно Цели у него не было. Так что Илья застрял в какой-то отстраненной реальности, которая лишь изредка взрывалась красками и событиями при появлении его друга Штольца. А с отъездом Штольца Обломов снова впадал в «оцепенение».

Поэтому Мудрец, обладающий лидерским потенциалом, все же не таков...

Мудрецы-лидеры «копают обычно в глубину» и разрабатывают свою определенную «шахту», что и позволяет некоторым из них совершить подлинный прорыв и вывести человечество на новый уровень развития. Также нужно добавить, что Мудрец постоянно находится в состоянии информационного голода. Как шутит моя коллега и учитель, «мощный разум постоянно требует пищи». Читает и воспринимает информацию Мудрец постоянно. Многие Мудрецы на этом зацикливаются, и тогда накопление информации становится для них самоцелью. Вы их можете видеть по телевизору в передачах «Что? Где? Когда?» и «Своя игра», называют этих людей — знатоки или эрудиты.

Нас, впрочем, эта ветвь развития Мудреца интересует мало.

В трудах одного физика я нашел примерно такую фразу: «Через человека Вселенная познает самого себя. В этом и есть предназначение человека. И как только он раскроет тайну Вселенной, или, другими словами, Истину, сама Вселенная неизбежно изменится».

Мудрец — именно тот архетип, через который человек занимается познанием. Познанием и Вселенной, и себя.

Таким образом, главный его мотив — найти Истину и сообщить ее людям!

Соответственно, поиском Мудрец занят всегда. При этом средства поиска могут быть самыми разными. Истину можно искать в природе, словах, цифрах (можно в траве, грибах и алкоголе).

Если серьезно, то я это к тому, что Мудрец необязательно является ученым. Он так же может искать истину в гармонии звука и стать музыкантом, в гармонии слова и стать литератором.

Но нас в этом конкретном исследовании познание Вселенной интересует мало. Нас интересует реализация лидерского потенциала, именно в этом контексте мы и будем рассматривать стратегию Мудреца.

 

Мы никогда не живем настоящим, только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или стараемся вернуть прошлое, словно оно ушло слишком рано.

Блез Паскаль

СТИЛЬ ЖИЗНИ

Он настоящий отшельник.

Это не значит, что он обязательно живет в келье высоко в горах. Это означает, что он не любит скопления и людей и шумные собрания.

Я светскую жизнь не люблю. Она из меня высасывает все соки. Я лучше посижу дома, почитаю книжку или погуляю с собакой, или вообще ничего не буду делать. А те люди, которые могут быть на светских гуляниях, — для меня герои. Я не понимаю, как они это могут делать.

Валерий Тодоровский, кинорежиссер

 

Исключением являются разве что конференции и симпозиумы, где его окружают коллеги, увлеченные тем же, что и он сам.

 

Действительно, общение очень утомляет Мудреца. Он не любит шумные компании. А оказаться в центре внимания большого количества людей подобно пытке. Также он не любит выбираться «в люди». Из всех вариантов «общительного» отдыха наиболее привлекателен только один — поспорить с приятелем за бутылочкой о судьбах мира.

Он очень застенчив и неуверен в себе. Общение с незнакомым человеком — практически невозможная вещь. Мудрец лучше сотню раз заблудится, чем спросит у прохожих дорогу, При этом он очень вежлив и воплощает собой идеал интеллигентности. Собственно, Мудрец и интеллигент — слова-синонимы.

Мудрец — часто непризнанный гений, поскольку доносить до людей истину ему тяжело и неуютно. Ему интересно лишь искать Истину, а преподносить ее в качестве «блокбастера» он не умеет.

Кроме всего прочего, его исследования обычно носят настолько абстрактный или глобальный характер, что извлечь из них прямую выгоду весьма затруднительно, Опять-таки, ему трудно структурировать свои исследования и сводить их в какую-либо понятную другим систему.

Обычно его заставляют это делать близкие и руководство кафедры.

Как видите, учитывая все эти трудности, шансы стать непризнанным гением действительно очень высоки.

В ситуации конфликта Мудрец сразу теряется и заранее согласен на все требования агрессора, лишь бы тот прекратил давить и нагнетать обстановку. Вообще в ситуации, где ему выдвигаются обвинения, он сразу же соглашается на все претензии и моментально впадает в крайнюю степень чувства вины, которое носит поистине «океанический характер». Поэтому, даже если Мудрец прав на сто процентов и сам это знает, пробуждение чувства вины заставляет его моментально отказаться от борьбы и признать свою неправоту.

По-настоящему раскрывается Мудрец только тогда, когда речь заходит о предмете его исследований. Тогда глаза загораются, эмоции бьют через край, а речь становится быстрой и многословной. Довольно ярко это проявляется, например, при общении с противоположным полом. Он будет мямлить,

 

краснеть и потеть все время свидания, но если ему удастся перейти на свою любимую тему (компьютеры, к примеру), то вот тут его уже не остановить.

В общем, все соответствует правилам канадских лесорубов: «В лесу — о женщинах, с женщинами — о лесе».

Когда Мудрец увлечен какой-то идеей, то для других вещей в его сознании (и частично бессознательном) места уже не остается. Он «думает эту мысль» всегда и везде, даже во сне и даже при сильном алкогольном опьянении он тоже пытается «ее думать».

В этом смысле он настоящий маньяк.

Идем дальше.

С реальностью у Мудреца отношения очень запутанные.

Как сказал Блез Паскаль: «Мы никогда не живем настоящим, только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или стараемся вернуть прошлое, словно оно ушло слишком рано».

Мудрец плохо ориентируется во времени. Его практически невозможно застать «здесь и сейчас». Можно сказать, что Мудрец живет вне времени.

Он или анализирует прошлое, или предвосхищает будущее, ну или, на худой конец, описывает альтернативное настоящее. Для него Прошлое не является чем-то незыблемым, Мудрец постоянно анализирует прошлое и на этой почве моделирует Будущее и Настоящее.

Эти таланты во все времена используют Правители в своих политических целях.

Вы, например, можете наблюдать постоянное «бодание» между Западом и Россией по поводу итогов Второй мировой войны (а в 2008 году, например, это были итоги грузино-российского конфликта на территории Южной Осетии). Небольшое смещение акцентов в оценках прошедших событий каким-нибудь историком одной стороны тут же вызывает бурную ответную реакцию, поскольку способно дать заинтересованной стороне мощный рычаг для политического давления на страну-оппонента.

Собственно, эта «игра» Правителей длится тысячелетиями, а Мудрецы выполняют в ней, сами того обычно не сознавая, лишь роль «подносчиков снарядов».

 

ДЕЙСТВИЕ ИЛИ СОЗЕРЦАНИЕ

 

Мудрец по своей сути — созерцатель. Действие не его амплуа.

Кто-то однажды сказал: «Созерцание жизни не является жизнью!» На мой скромный взгляд, в этой фразе больше пафоса, чем истины, но кое-что нам полезное в ней все же есть.

Как вы понимаете, невозможно одновременно действовать и осмысливать содеянное. Другими словами, можно быть либо внутри ситуации, либо вовне ситуации, и невозможно сочетать эти две позиции в один момент времени.

Так вот, Мудрец очень не любит находиться внутри ситуации и всячески стремится перейти из позиции действующего лица в позицию наблюдателя.

Можно сказать, что он страдает дальнозоркостью. То есть когда он видит ситуацию издали, то ему заметны все взаимосвязи, детали и нюансы. Но стоит ему приблизиться и оказаться вовлеченным в гущу событий, как все плывет перед глазами, просыпаются все мыслимые и немыслимые страхи, и Мудреца буквально парализует. Как говорится, «чужую беду руками разведу, а своей — сладу не дам»[2].

Соответственно, Мудрец очень хорош в качестве советника, но очень плох в качестве действующего лица.

Свое личное Настоящее Мудрец может воспринимать глобально, например на уровне ситуации в стране.

Восприятие локальное — например, ситуация в семье, исключительная прерогатива, она же — тяжкое бремя жены Мудреца.

КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

Лидерство Мудреца в современном социуме принято обозначать как позицию Советника, Учителя или Гуру.

Самое характерное и сильное его свойство в том, что он «влюбляется» в своего Героя и идентифицируется с ним. А потому способен помогать Герою, забывая про свою сиюминутную выгоду.

Некоторые циничные личности могут считать, что Мудрецы описывают «капитанов бизнеса» и прочих известных

 

личностей как Супергероев, в стиле «Ленин — самый человечный человек» из-за того, что от мнения этих самых «капитанов» (они же клиенты) зависит гонорар Мудрецов, а также судьба дальнейших заказов. Но поверьте, о гонораре Мудрец думает в последнюю очередь.

В первую очередь он хочет выразить свое восхищение таким Героем. Здесь действует «эффект Пигмалиона». Ведь автор вкладывает часть своей души в описание жизнедеятельности своего героя. И разумеется, автор становится, как минимум, необъективен и симпатизирует своему герою, а как максимум — просто «влюбляется» в того, о ком он пишет.

Во вторую очередь он помнит, что он должен не согрешить против Истины и выразить образ Героя в рамках своей Концепции мироздания.

И только в третью очередь он вспоминает о гонораре. Но даже при этих циничных поправках только Мудрец может быть истинным Наставником.

И только через посредство архетипа Мудреца человек способен изменять свою личность качественным образом!

То есть актуализировать архетипы нашей троицы лидерских стратегий вы сможете только через посредство Мудреца.

Задействуете ли вы собственные навыки рефлексии и саморегуляции (и книга сия будет вам подспорьем в этом нелегком деле) или воспользуетесь услугами профессионального коуча — это уже другой вопрос, и об этом мы поговорим в соответствующей главе.

Кстати, очень интересно роль Советника (Консильери) описывает V. в своем нашумевшем «Менеджере мафии», например:

У Consigliere нет внутренней искры, чтобы превратить свои мозги в личную власть, но у него есть мозги, чтобы преуспеть в качестве советника.

 

Как известно, в Коза Ностре Советник есть у каждого Дона, и, как вы понимаете, мафия — слишком прагматичная структура, чтобы позволять себе то, в чем нет серьезной потребности.

Мудрец — архетип смысла и рефлексии. Он упорядочивает опыт человека и придает ему смысл. Основной способ

 

действия — созерцание, осознание и рефлексия. Соответственно, львиная доля активности фокусируется во внутреннем плане. Вот как это может проявляться в поведении:

Обычно в тренинговой группе хоть один такой участник есть. Он слабо реагирует на «внешние раздражители». Создается такое впечатление, что ему совершенно неинтересно происходящее. После нескольких попыток вовлечь его в работу группы я обычно оставляю его в покое, мысленно «ставя на нем крест». Как вдруг, неожиданно, он дает развернутый анализ всего происходившего в группе и показывает нам, где мы находимся в данный момент и что из этого следует.

Мой коллега

Безусловно сильными чертами Мудреца являются креативность и хороший контакт с бессознательным.

На подлинное творчество способен только Мудрец. Все гении человечества, по моему мнению, были захвачены архетипом Мудреца.

Обратная сторона медали заключается в том, что творчество требует плотного контакта с бессознательным, а контакт с бессознательным, в свою очередь, требует тишины и неспешности.

Соответственно, стресс, спешка и жесткий деловой график категорически противоречат творчеству.

Вот поэтому Мудрец и является таким «оранжерейным» созданием.

Поэтому он и выглядит всегда таким отрешенным и рассеянным. Окружающий материальный мир его практически не интересует, что чрезвычайно раздражает близких Мудреца. (Один известный ростовский ученый однажды опоздал на собственную свадьбу, поскольку засиделся в библиотеке.)

Рефлексия — это основной инструмент Мудреца. Именно ей он отдается в каждую свободную минуту, и именно она спасает его от большинства бед, груза боли, обид и нереализованных возможностей и от всех негативных эмоций.

Способ работы с обидами через рефлексию таков: Мудрец называет свою актуальную эмоцию определенным термином,

 

ищет и находит ее причины. И вот результат: эмоция больше не властна над ним.

Это подобно тому, как древние верили, что если вы узнаете настоящее, тайное имя демона, то вы получите полный контроль над ним.

Зигмунд Фрейд был, пожалуй, наиболее последовательным сторонником тотальной рефлексии. Как вы помните, он считал, что Бессознательное (Ид) — по сути своей скопище инстинктов и страстей, а Сознание (Эго) — воплощение разума и мудрости. И тотальная рефлексия способна вовсе и навсегда расправиться с чудовищами, таящимися в Ид.

Эту доктрину Фрейд воплотил в лозунге: «Где было Ид, там будет Эго»!

Это нам сейчас может казаться наивным такой фанатизм (особенно после исследований К. Г. Юнга).

А для последователей Фрейда он и сейчас является главным принципом.

Именно таким образом работают психоаналитики.

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ

 

Несмотря на всю ученость и вне зависимости от уровня интеллекта исповедующие стратегию Мудреца очень наивны, поскольку считают, что все люди, подобно им, заняты исключительно поиском истины, а потому говорят исключительно правду и не преследуют корыстного умысла.

Мудрец исходит из позиции Мы и Истина.

Все окружающие люди автоматически включены в Мы.

Разумеется, это самая непрактичная позиция и, соответственно, Мудреца очень легко обмануть.

Будучи сообразительным человеком по части книгопечатания. Гутенберг в жизни был сущим ребенком, и его не обманывал и не обсчитывал только ленивый...

Аркадий Аверченко

Это абсолютно верно для любого Мудреца, можете просто менять имя и род занятий в этой фразе Аверченко.

 

To, что его обманули, Мудрец узнает обычно постфактум и воспринимает это философски (а как же еще?). Да и собственно, Бог с ними, с деньгами, в них истины и счастья нет, уж это-то Мудрец знает точно. Он всегда такой бедный, потому что такой умный.

Любую потерю Мудрец воспринимает точно так же философски. Он вообще большой мастер по «запудриванию» мозгов самому себе (помните реакцию известного персонажа Ильфа и Петрова, Васисуалия Лоханкина, на все невзгоды: «А может, в этом и есть великая сермяжная правда?»).

Из-за постоянной отрешенности и погруженности в размышления Мудрец находится в очень запутанных и противоречивых отношениях с реальным миром. Все, что связано с телом и телесными потребностями, воспринимается им как обуза и досадная необходимость.

Очень забавный пример Мудреца — персонаж советского мультфильма «Лето в Муми Доле» Снусмумрик, который все время лежал в гамаке и читал книгу «О тщете всего сущего».

Склонность к абстракциям и противоречивые отношения с реальностью зачастую приводят Мудреца к бегству в миры вымышленные. Это могут быть бесплотные грезы, но если он найдет единомышленников, то они создадут клуб и будут перемещаться в иную реальность все вместе (клубы исторической реконструкции, секты, тайные ордена и пр.).

Обычно идеологический базис таков: Прошлое было подлинно «золотым веком», где женщины были исключительно прекрасными Королевнами, мужчины — благородными Рыцарями, а науки и искусства были в чести. Или: будущее — прекрасная светлая пора, где меркантильность и жестокость людей нынешнего (XIX, XX, XXI ..., n века) уступят место стремлению к прекрасному, конфликты и войны прекратятся, и человечество станет, наконец, прекрасным и гармоничным.

 

ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ, САМООЦЕНКА

Мудрец вечно во всем сомневается. Ведь Истина-то еще неизвестна.

И пока она неизвестна, он считает (искренне, причем, считает), что он в этом виноват.

 

Самооценка Мудреца нестабильна и, можно сказать, неадекватна. Он то вдруг понимает, что гениален и, безусловно, умнее всех, вместе взятых, умников, как живших, так и живущих.

То вдруг (и это бывает гораздо чаще) осознает, что он абсолютная бездарность, ни на что не годен.

Мудрец очень часто занимается тотальным самоедством, в этих делах он большой специалист.

Подобные душевные терзания хорошо описаны Достоевским в образе Раскольникова и выражены в знаменитой фразе: «Тварь я дрожащая или право имею?»

ОТНОШЕНИЕ К СИСТЕМЕ

Мудрец вечно мечется между двух огней. С одной стороны — слепым поклонением перед Системой с ее правителем. Он воспевает ее, сочиняет мифы и легенды. С другой же стороны, он мгновенно может перейти в яростную оппозицию и сочинять уже совсем другие мифы. То есть, например, шокировавшая общественность «перебежка» А. Проханова из лагеря маргинальной оппозиции в горячайшие сторонники В.В. Путина является нормальной для Мудреца, который живет в мире идей и способен видеть те же идеи по-новому.

Он не считает, что кого-то предал, он просто вдруг увидел, что все на самом деле обстоит иначе.

А предать можно только Истину.

Как тут не вспомнить: «Платон мне друг, но Истина дороже!»

Соответственно, Мудрец часто является очень неудобным сотрудником в Системе, поскольку в упор не видит политического контекста и склонен «резать правду-матку» прямо в глаза.

Поэтому он часто ведет себя в Системе с грациозностью слона в посудной лавке. Впрочем, есть железный способ нейтрализовать Мудреца. Для этого достаточно задействовать его чувство вины.

И в заключение главы две обширные цитаты, очень показательно иллюстрирующие стратегии Мудреца:

 

Впервые я познакомился с тем, что называется «корпорация» или «организация», благодаря своему отцу. Он работал водителем грузовика в большой нефтяной компании и по вечерам, придя с работы, любил рассказывать нам о событиях прошедшего дня. Когда на работе все было хорошо, рассказы отца заставляли меня думать: какая хорошая вещь эта работа...

Но очень часто его рассказы были отнюдь не радужными. Отец жаловался на то, что шеф плохо к нему относится, и расстраивался, что коллеги работают без должного рвения. Обычно так получалось, потому что сослуживцы отца были больше поглощены интригами друг против друга. Папа описывал это как состязание в том, кто «ловчее поцелует задницу босса». Нередко отец приходил домой поздно, потому что совершал дополнительные рейсы и работал сверхурочно без дополнительной оплаты.

Я был маленьким мальчиком и часто думал, что, наверное, если бы у меня была возможность пойти к папе на работу, найти его шефа и поговорить с ним о том, что происходит, то я мог бы помочь отцу, и все стало бы хорошо.

Быть может, я и обманывал себя, но мне никогда не приходило в голову, что папин шеф был плохим человеком. Мне казалось, он просто не понимает, как его подход к сотрудникам влияет на их работу. Несмотря на всю наивность детских представлений, это желание вмешаться было очень сильным. Мне казалось, что, если я смогу прийти в компанию и поговорить с руководителями о том, как им следует взаимодействовать с сотрудниками, счастливые работники будут лучше относиться к своим обязанностям, больше трудиться, а значит, и семьи их тоже будут счастливы.

Эта вера осталась во мне и после того, как я повзрослел.

 

Мудрец также очень силен «задним умом»

и «лестничным остроумием».

Энтони Ф. Смит «Табу лидерства»

 

На мой взгляд, одна из самых показательных книг «от Мудреца» — «Психология влияния» Роберта Чалдини. Цитата, приведенная ниже, довольно обширна, однако я даю ее здесь целиком. Уж очень она подходит для примера.

У нас начинает «сосать под ложечкой», когда мы понимаем, что оказались в западне и должны подчиниться требованию, которое не хотим выполнять. Такое случалось со мной сотни раз. Однако особенно памятный случай произошел со мной однажды, задолго до того, как я начал изучать методики достижения уступчивости. Я услышал звонок, открыл дверь и обнаружил потрясающе красивую молодую женщину, одетую в шорты и верх от открытого купального костюма. Женщина меня попросила ответить на вопросы теста. Желая произвести хорошее впечатление, я согласился. Должен признать, что, отвечая на вопросы, я старался представить себя в наиболее положительном свете.

Потрясающая молодая женщина: Я изучаю привычки городских жителей в сфере развлечений. Можете ли Вы ответить на несколько вопросов?

Чалдини: Пожалуйста, заходите.

ПМЖ: Благодарю Вас. Давайте начнем. Сколько раз в неделю Вы обедаете вне дома?

Ч: Вероятно, три-четыре раза в неделю. В общем, всегда, как только могу; я люблю хорошие рестораны.

ПМЖ: Как здорово! И обычно Вы заказываете вино для своего обеда?

Ч: Только если оно импортное.

ПМЖ: Ясно. Как насчет фильмов? Вы любите ходить в кино?

Ч: Кино? Я люблю хорошие фильмы! А Вы? Вы любите ходить в кино?

ПМЖ: Э... да. Но давайте вернемся к интервью. Вы часто ходите на концерты?

Ч: Разумеется. Предпочитаю симфоническую музыку, конечно, но мне также нравятся некоторые эстрадные группы.

99

ПМЖ: Здорово! Еще только один вопрос. Как насчет гастрольных представлений театральных или балетных групп? Вы стараетесь на них попасть?

Ч: О, балет — это движение, грация, форма! Я это обожаю. Я просто влюблен в балет. Смотрю его каждый раз, как только мне это удается.

ПМЖ: Великолепно. Что ж, разрешите мне проверить свои цифры, мистер Чалдини.

Ч: Точнее, доктор Чалдини. Но это звучит так формально. Почему бы Вам не называть меня просто Бобом?

ПМЖ: Хорошо, Боб. На основании той информации, что Вы мне дали, я рада сообщить, что вы могли бы экономить до двенадцати сотен долларов в год, если бы воспользовались услугами «Каламберика»! Небольшой членский взнос даст Вам право на разнообразные скидки, которые, судя по Вашим ответам, Вам просто необходимы. Несомненно, такой социально активный человек, как Вы, захочет воспользоваться услугами нашей компании.

Ч (пойманный в ловушку, как крыса): Ну... э... я... я полагаю, что да.

Я прекрасно помню ощущение того, как сжимается мой желудок, пока я с трудом выдавливаю согласие. Но я не видел выхода. Я был загнан в угол собственными словами.

Поэтому я сделал членский взнос, хотя понял, что стремление к последовательности заманило меня в западню. Однако больше такого не повторилось. Теперь я научился справляться с теми людьми, которые пытаются сыграть на моем стремлении к последовательности. Я просто говорю людям, что именно они делают. Это работает прекрасно. В большинстве случаев люди меня не понимают, но они смущаются и ретируются. Вероятно, они думают, что я сумасшедший, когда в ответ на их требования я начинаю объяснять, что имел в виду Ральф Уолдо Эмерсон, проводя различие между просто последовательностью и «глупой последовательностью».

 

* * *

Иногда я думаю, как бы повернулось дело, если бы та потрясающая молодая женщина попыталась заставить

 

меня стать членом клуба развлечений теперь. Пожалуй, беседа была бы такой же, за исключением ее конца:

 

ПМЖ: Несомненно, такой социально активный человек, как Вы, захочет воспользоваться услугами нашей компании.

Ч. (очень уверенно): Абсолютно неверно. Видите ли, я понимаю, что сейчас происходит. Я знаю, что ваше тестирование помогает вам заставлять людей рассказывать, как часто они выходят в свет. Вам известно, что в подобных условиях люди склонны приукрашивать свой образ жизни. Я также понимаю, что ваши боссы выбрали вас для этой работы – из-за вашей физической привлекательности. Наверняка они велели вам носить одежду, открывающую значительную часть вашего упругого тела, поскольку хорошенькая полураздетая женщина вызывает у мужчин желание похвастаться своим «высоким уровнем», чтобы произвести на нее впечатление. Поэтому меня не интересует ваш клуб развлечений. Я знаю, что Эмерсон сказал о глупой последовательности и суевериях сознания.

ПМЖ (в изумлении): А?

Ч: То, что я говорил вам во время вашего так называемою тестирования, не имеет значения. Я не позволю вам заманить меня в ловушку последовательности. Никакие «щелк, зажужжало» не пройдут!

ПМЖ: Что?

Ч: Хорошо, давайте я изложу это более доступным для вас языком: 1) на основании сигналов, поступающих из моего желудка, я знаю, что мне не нужен ваш клуб развлечений; 2) следовательно, если вы все еще верите, что получите от меня хотя бы доллар, вы, видимо, до сих пор верите в Зубную Фею. Разумеется, такой умный человек, как вы, должен понять это.

ПМЖ (попавшая в западню, как сногсшибательная молодая крыса): Хорошо... э... я... э... полагаю, что это так.

Итак, что здесь характерно для Мудреца?

1) Мы видим, что автор возвращается к этому случаю снова и снова и фантазирует о том, как он переиграл бы эту ситуацию.

 

2) Изменить для себя ситуацию в лучшую сторону и избежать манипуляции он намерен через разъяснение оппоненту тактики, которую тот использует. Ключевой посыл таков: «Смотрите, я вижу, что Вы делаете». Предполагается, что если разоблачить намерения оппонента, то он тут же откажется от своих «плохих намерений» и станет вести себя «хорошо».
И это главная иллюзия Мудреца, он уверен, что люди изначально все «белые и пушистые», а то, что они порой ведут себя так погано, — это вина ужасно и неправильно устроенного общества.

Но если людям показать истину, то они тут же станут все вместе плясать на лугу и «лев возляжет рядом с ягненком». Однако если эта девушка была Торговцем, то ей ничего не стоило бы блокировать все эти попытки Мудреца.

И было бы это примерно так:

 

ПМЖ. О! Bay! Вы действительно доктор! Тот самый доктор Чалдини?! Мне о вас рассказывала подруга! Она учится в университете и без ума от Ваших работ. Могу я взять у Вас автограф для нее? Ну, пожалуйста!!! Ну Вы же дадите мне автограф для нее!?

Ч. О, ну что Вы! Право, Вы мне очень льстите! Конечно, я дам Вам автограф для Вашей подруги!

 

Вот, собственно, и все.

Мудрец опять попался в лапы Торговца, и он снова отдаст «пройдохе» все. А потом снова будет долгими зимними вечерами репетировать свое «лестничное остроумие».

 

РЕЗЮМЕ ГЛАВЫ (КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ АРХЕТИПА НА СОЗНАНИЕ ИНДИВИДА)

 

«Этот мир можно изменить, если достучаться до сердец и умов людей. Ведь человек изначально добр!»

 

Мышление:

 

- отчужденность;

- рефлексивность;

- абстрагированность;

- любознательность;

- эстетизм и стремление к прекрасному;

- эскапизм и вера в золотой век;

- сомнения во всем.

 

Эмоции:

- океаническое чувство вины;

- самоедство;

- застенчивость;

- гуманизм;

- скачущая самооценка (от бездарности до гениальности – один шаг).

Поведение:

- интеллигентность;

- деликатность;

- неуверенность.

 

ГЛАВА 6 КАРЬЕРА

 

Каждая развитая бизнес-структура сочетает в себе все три стратегии. Обычно они распределяются так: отдел продаж — Торговцы; среднее звено и топ-менеджмент — Правители; HR и IT — Мудрецы.

Обобщив результаты различных исследований, я пришел к выводу: менеджеры по продажам, как правило, относительно много времени уделяют межличностным ролям, что, по-видимому, отражает коммуникабельность,
присущую умелым продавцам. Управляющие производством, наоборот, чаще играют роли, связанные с принятием решений, что, очевидно, объясняется их заботой об эффективности рабочего процесса. Наконец, информационные роли чаще всего исполняют специалисты по управлению персоналом, поскольку именно они снабжают информацией все прочие звенья организации.

Генри Минцберг
«Профессия — менеджер: мифы и реальность»

Как видите, исследования Минцберга показывают нам ту же картину.

Но в каждой конкретной компании есть также и отличия, которые задаются преобладающей стратегией.

Преобладание той или иной стратегии, в свою очередь, задается сферой бизнеса компании, ее историей и особенностями того рынка, на котором она существует.

 

Преобладающая стратегия обычно описывается через управленческий стиль руководителя (демократический, авторитарный, попустительский). Также его легко определить, если вам удастся погулять внутри компании, занятой обычной деятельностью, и пообщаться с ее сотрудниками.

ПОД ПЯТОЙ ПРАВИТЕЛЯ

В соответствии с позиционированием, которое задает ведущая стратегия (об этом я писал в предыдущих главах), наши персонажи себя ведут так же и находясь внутри организации.

Правитель делает карьеру полностью в рамках системы «МЫ — ОНИ». У него есть свой узкий круг, в который входят только абсолютно преданные и проверенные коллеги. «Команда» — это сугубо его термин! Правитель, разумеется, стремится вверх, к карьерным высотам, ведь для него очень важны власть и статус. Однако повышения он может ждать годами, не высовываясь и соблюдая субординацию. Поэтому и «растет» Правитель сугубо вместе с командой.

Вы можете посмотреть, например, как это происходит в государственных структурах. Когда приходит новый руководитель, он первым делом изгоняет тех, кто работал в команде предыдущего руководителя, и ставит на эти места своих проверенных «бойцов». Профессиональные знания и умения здесь имеют второстепенные значение. Главное, чтобы это был свой, проверенный человек.

Вспомните, например, когда Путин начал назначать на важные посты людей из Питера, шумела вся Москва. Мне, помнится, даже книга в руки попадалась, что-то вроде «Питерские против московских». Это был довольно яркий пример подобного стиля.

Компания, где преобладает Правитель

Стиль руководства — авторитарный.

В подразделениях царит тишина, сотрудники разговаривают негромко и сдержанно.

 

Существует огромное количество инструкций и стандартов, все они обязательны к исполнению, и их количество неуклонно увеличивается. Постоянно увеличивается административно-управленческий аппарат. Влияние того или иного руководителя здесь напрямую оценивается через количество подчиненных, а между руководителями идет постоянная «смертельная» и непри-миримая борьба за власть и ресурсы. Краткое перемирие заключается лишь на время тренингов командообразования ©. Каждый сотрудник по умолчанию включен в команду руководителя, и предполагается, что он будет драться за шефа до последней степлерной скобы. Впрочем, так же ведет себя и шеф, никого из своих подопечных он без боя не сдаст!

Появление сотрудника вовремя на рабочем месте четко отслеживается и опоздания строго караются (точность и пунктуальность — это вообще «пунктик» Правителя), Оргструктура — сложная, со множеством структур и подструктур (вплоть до того, что иногда существуют внутренние справочники, с описанием того, чем, например, Департамент отличается от Дирекции).

Сотрудники одеты строго в соответствии со стандартами, независимо от того, общаются они с внешними контрагентами или нет, обращение к руководству обязательно на «вы» и по имени-отчеству.

Планирование подробное и четкое, планерки и совещания жестко упорядочены и происходят по графику. Привлечение и обучение специалистов и руководителей разного уровня находится в компетенции HR-службы. Со-трудничество с консалтинговыми и рекрутинговыми компаниями является нормальной практикой.

Показательно также, что количество Мудрецов и служб, в которых они базируются, неуклонно растет. Дело в том, что Правитель нуждается в советнике-Мудреце. А вот Торговца Правитель, мягко говоря, недолюбливает, в каком-то смысле они архетипические противоположности.

Но приходится терпеть присутствие Торговца. Куда без него в бизнесе денешься?

Ведь и собственником компании, нанявшей Правителя, чаще всего является Торговец.

 

Особенности управления сотрудниками

Самая первая и главная вещь была озвучена еще Цезарем и звучала так: «Разделяй и властвуй». Ельцин называл эту же стратегию термином «система сдержек и противовесов», а Путин — «равноудаленностью олигархов».

По определению все ваши подчиненные Правители рвутся к власти, все они принадлежат к разным кланам, которые терпеть друг друга не могут и готовы порвать соперника в клочья при первой выдавшейся возможности. Поэтому самая выгодная тактика для руководителя — держать всех на равном расстоянии от себя, временами стравливая их друг с другом.

Интриги — постоянный спутник руководителя высокого ранга. И он никак не может себе позволить не обращать внимания на эту сторону жизни организации.

Например, генеральный директор одной из известных ростовских компаний проводил следующую политику. Примерно раз в три-пять месяцев он назначал «официального фаворита», то есть начинал усиленно хвалить на всех планерках одного из директоров. Все остальные захлебывались от злобы и ненависти к «везунчику» и начинали работать с еще большим остервенением. Как только все привыкали к такому статус-кво, а «фаворит» расслаблялся, окончательно поверив в свою исключительность, «переходящее красное знамя» вручалось другому счастливцу и все начиналось по новой.

Управлять Правителями значит постоянно доказывать им, что ты самый сильный из них. Поэтому периодически нужно эту самую силу демонстрировать, тут повод не принципиален, главное, чтобы желание было. Это важно, чтобы они не расслаблялись и не начинали думать, что все поняли и просчитали.

Чего ваши подчиненные Правители вам не простят, так это доброты и гуманизма. Они эти «общечеловеческие ценности» воспринимают сугубо как слабость. Как только вы начнете заниматься филантропией, знайте, ваше свержение — всего лишь вопрос времени.

 

И кстати, забудьте про эмоциональный интеллект. Вашим правителям это не нужно, и вам это не нужно. Им нужен подчеркнуто суровый и строгий человек. Поэтому никаких многословных и красивых речей и панибратских посиделок.

Дистанция — очень важная вещь, Допустимый максимум — с отеческой заботой похлопать по плечу и сказать: «Неплохо, парень!» И тут же, с «отеческим матерком»: «И что ... это все на что вы ... способны?! А ну... вперед ..., и ... чтобы иначе как с победой... не возвращались сюда...!!!»

Ну разумеется, я слегка утрирую, но смысл остается прежним. Как только вы скажете вашим правителям, что они самые лучшие и что вас абсолютно все устраивает в их деятельности и результатах, вам будет труднее впредь ими руководить.

 

В ОБНИМКУ С ТОРГОВЦЕМ

 

Торговец всегда один. И карьеру он тоже делает в одиночку. При этом он может вступать в альянсы, но все эти альянсы носят абсолютно тактический характер. Собственно, Торговец поступает опять-таки в полном соответствии со схемой позиционирования (ВЫ — Я — ОНИ).

Альянсы эти длятся ровно до тех пор, пока это выгодно Торговцу. Как только это перестает быть выгодно, он тут же расторгает альянс в одностороннем порядке. Торговец никогда четко не заявляет о своей принадлежности к какому-либо из лагерей, а в случае его плотной вербовки и требований со стороны Правителя занять четкую позицию раз и навсегда будет лавировать и уклоняться, чтобы так и не сказать четко ни «да», ни «нет».

Как вы уже могли видеть в предыдущих главах, для Торговца практически не существует ограничений морального характера. Потому в корпоративной борьбе он легко использует довольно грязные методы. Основной прием — смешать коллегу с грязью, чтобы самому оказаться на высоте на его фоне. При этом необязательно, что этот самый коллега чем-то помешал Торговцу, просто под руку подвернулся в подходящей ситуации.

 

Это ведь бизнес, ничего личного. Но вот на настоящую интригу Торговец не способен. Он слишком ленив и расслаблен. Кроме того, он живет сегодняшним днем и терпеливо расставлять сети, ожидая, пока враг в них угодит, совершенно не в его стиле.

Помните песню в исполнении Андрея Миронова: «И согласитесь, какая прелесть, мгновенно в яблочко попасть, почти не целясь, мгновенный взор, напор, изящный поворот — и прямо в руки запретный плод»?

Это как раз вожделенная мечта Торговца. Еще одна проблема, делающая невозможным плетение интриг, состоит в том, что Торговец слабо разбирается в политических хитросплетениях Системы.

Мастером интриги является Правитель, но об этом мы уже упоминали в соответствующей главе.

Спросите у Торговца, какой вариант карьеры для него идеален, и он вам ответит примерно следующее: «Отойти от дел в тридцать лет, будучи миллионером, а всю оставшуюся жизнь провести в праздности и безделии».

Это универсальная формула Торговца, и потому вы можете использовать ее в качестве диагностической (например, если вам нужно определить ведущую стратегию вашего партнера по переговорам).

Для Правителя и Мудреца отход от дел не является ценностью, они искренне увлечены тем, что они делают. И что характерно, чем дольше работают, тем дольше живут, причем в прямом смысле.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.