Здавалка
Главная | Обратная связь

Концепция социального воспитания в национальной школе Республики Беларусь. Социально-педагогические технологии реализации социального воспитания в Республике Беларусь



Педагогические технологии в национальной школе

Технологии обучения в национальной школе, обеспечивающие процессы нациокультурной идентификации и самоопределения, могут быть, с нашей точки зрения, двух типов. Одна имеет дело с анализом и дооформлением собственной культурной традиции учащихся, другая – с проникновением в иную культуру, дистанцированием от одних ее элементов (что способствует складыванию структур национальной идентичности) и присвоением других. Первая технология, на наш взгляд, может базироваться на психологическом механизме самоопределения, вторая – опираться на логику диалогического взаимодействия и общения.

Педагогическая технология нациокультурной идентификации .Технология работы с собственной традицией в большей степени должна, по нашему мнению, строиться на материале белорусской истории, который дополняется содержанием таких предметов, как литература, география, этнография, фольклористика, искусствознание, религиоведение и др., из которых может конструироваться интегративный учебный курс. Принципиальными его особенностями должны стать персонифицированность, драматизм, событийность.

Педагогическая технология межкультурного синтеза

Как уже было сказано, важным средством формирования структур национальной идентичности может явиться обращение к опыту других культур посредством диалогического общения с ними, при котором только и возможно осознание собственных культурных особенностей

Таким образом, культивирование личностных способов бытия и жизни является необходимым условием безболезненного эволюционного перехода народа Беларуси к цивилизованному будущему. Между тем, исторический опыт Беларуси не создал массовых предпосылок для того, чтобы личностный способ существования естественным образом актуализировался в современных условиях. Особенностью исторической судьбы белорусов на протяжении последних двух веков было фактическое отсутствие массового опыта реального самоопределения Жизненная траектория белорусов, как правило, подчинялась «притяжению чужих солнц»; орбиты сменялись не волей народа, а игрой исторических обстоятельств. В Беларуси, по существу, не успела сложиться развитая городская культурная традиция эпохи Нового времени, которая побуждает человека (в отличие от сельской общины) к «атомарному» существованию. Поэтому можно утверждать о практическом отсутствии или ослабленности в белорусской культуре сколько-нибудь длительного опыта самоопределения и личностного, индивидуального существования. Кроме того, за 70 лет советской власти сформировался тип социально ориентированного «коллективиста», способного вести преимущественно безличное (безликое) существование.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.