Здавалка
Главная | Обратная связь

Технологии создания ситуации успеха в процессе социального воспитания личности



Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций: снятие страха, авансирование успешного результата, скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности, внесение мотива, персональная исключительность, мобилизация активности или педагогическое внушение, высокая оценка детали.ситуация успех педагогический оценка. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются так называемые сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные, поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.Ситуация неуспеха - это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Технологически создание ситуации неуспеха, по-видимому, складывается из тех же операций, что и создание ситуации успеха, но имеющих противоположную векторную направленность. Реализация же технологического алгоритма начинается с последней операции - оценки деталей деятельности. Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий личного индивидуального развития ребенка.

 

36. Технология планирования социально-педагогической деятельности

Планирование обозначает структуру содержание социально-педагогической деятельности на определённый период. Существует перспективное, календарное и текущее планирование.Цели планирования состоят в том, что цель обозначает стратегию работы социального педагога. Цели по профилактике - предупреждение возникновения проблемных жизненных ситуаций. Цели по защите и охране прав ребёнка в уже возникшей жизненной ситуации. Цели по управлению действиями субъектов социальной жизни, от которых зависит решение проблем социальной жизни ребёнка.В каждом разделе плана указывают меры, которые должны обеспечить исполнение поставленных заданий в этом направлении, сроки их проведения. Такие разделы учитываются в плане: профилактическая работа, охранно-защитная деятельность, организационная или координационная деятельность. При описании социально-педагогической деятельности в любом разделе плана надо придерживаться определённых логических шагов: сбор информации и диагностика; прогнозирование результата; непосредственное осуществление действий и контроль за результативностью.Для повышения эффективности и оперативности работы дополнительно используют и другие формы планирования: календарное, циклограмму (разделить во времени работу), план-график на месяц, неделю или день.

37, 38.

39. Технология социально-педагогической работы с потенциальными жертвами социализации

Человек - существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Социализация - это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения, детские и молодежные организации и объединения. Важнейшим институтом социализации личности является семьяПроблема человека, жертвы неблагоприятных условий социализации, будучи впервые поставленной в социально-педагогическом контексте характеристики социализации, не является абсолютно новой для некоторых отраслей человекознания и тем более для социальной практики. В последние десятилетия в русле социальной работы объектами внимания и помощи становятся все новые группы людей, которых можно рассматривать как жертв неблагоприятных условий социализации. Направления: 1) направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;2) обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;3) решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

 

40. Возрастная специфика применения технологий личностно ориентированного подхода

Личностное развитие человека зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Именно поэтому индивидуальные особенности необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Кроме того, каждому возрасту свойственны определённые особенности в развитии. Известно, что развитие памяти и мыслительных способностей наиболее активно происходит в детском и подростковом возрасте. Если в этот период использовать данные особенности не в полной мере, то позднее будет сложно наверстать упущенное. Вместе с тем, попытки слишком забегать вперёд, не учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности ученика, могут не дать ожидаемого педагогом эффекта.

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей послужил основой для всё более активного применения в рамках обучения новой личностно – ориентированной образовательной парадигмы.

Теория и практика личностно-оринтированной технологии обучения разрабатывалась: А.В. Петровским, В.И. Слободчиковым, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманской и другими. Все педагоги – исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности. Таким образом, осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:

- Наличие комфортных и безопасных условий обучения;

- Осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;

- Формирование и развитие мышления;

- Учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения;

- Адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся.

Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от изучения личности ученика через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе своей, на когнитивных аспектах.

Существует мнение, что процесс интеллектуальных изменений учеников сводится к простому количественному накоплению особенностей, которые заложены уже в мышлении трёхлетнего ребёнка, к дальнейшему, чисто количественному росту, к которому само слово «развитие» уже не применимо. Наиболее последовательно эту точку зрения выразила Ш. Блюмер в теории переходного возраста, где также констатируется дальнейшее равномерное развитие интеллекта в период полового созревания.

41.Технология интерактивного подхода в социально-педагогической работе с детьми и молодежью.Интерактивный подход – это социально-педагогическое взаимодействие, при котором максимально активизируется творческая, социально направленная деятельность воспитанника.В основе лежит создание условий для поиска и нахождения ответов на жизненно важные для них вопроса. Задачи, которые решает ребёнок, продиктованы социальной ситуации развития, осознаются ребёнком, как вопросы для поиска ответов, эти вопросы формулируются в процессе социально-педагогического взаимодействия социальными педагогами и родителями. Интерактивный подход предполагает уважение к стратегиям жизни, личностным приоритетам и свободному выбору человека в процессе решения жизненно-важных задач. Направлен на помощь человеку, осознанию и их правильному решению. Интерактивный подход предполагает глубокое изучение личности воспитанника, моделирование социально-педагогической ситуации, его социального воспитания и опору на сферу жизненно важных вопросов, интересов и потребностей. Значит, что в процессе социально-педагогического взаимодействия с использованием интерактивного подхода воспитанник решает свои жизненно важные ситуации, обусловленные ситуацией развития.

42.Технологии индивидуального подхода в социально-педагогической работе с представителями неформальных объединений из числа детей и молодежи Для наиболее эффективной работы социального педагога не просто с молодежью, а с подростками являющимися членами неформальных молодежных объединений необходимы различные пути, методы и средства воздействия. В современных условиях работы с подростками крайне необходима социально-педагогическая работа с неформальными молодежными объединениями. Рассматриваемые теоретические данные дают нам возможность выделить систему средств для оказания поддержки и помощи подросткам из неформальных молодежных объединений. При изучении характеристик неформальных молодежных объединений следует узнать, выявить: - присутствует ли иерархическая лестница; - кто является лидером; - состав неформальных молодежных объединений; - степень влияния лидера на остальных «неформалов»; - направленность неформальных молодежных объединений и другое. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких социально-педагогических мероприятий, которые наиболее соответствовали бы особенностям личности учащегося и состоянию, в котором он в данное время находится, и вследствие этого давали бы максимальный эффект. Для этого, прежде всего, необходимо хорошо знать учащегося, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается социальный педагог в индивидуальных особенностях детей, тем правильнее он может организовать социально-педагогический процесс. Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учет индивидуальных, специфических условий, которые повлияли бы на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому, что только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него. Индивидуальный подход предполагает и знание побудительных причин (мотивов) поступков учащегося. Педагог, работающий с подростками, прежде всего, должен помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому участнику группы, дифференцированном подходе к каждой группе. Запрещение группы может только спровоцировать противоправные действия подростков. Важно разобраться в проблемах, волнующих ребят, попытаться помочь в их решении, убедить их в том, что они заблуждаются, показывая истинные ценности отечественной и зарубежной культуры. Необходимо найти с этими подростками общий язык, найти пути создания условий для их самовыражения и самореализации. Однако в тех случаях, когда деятельность группы приобретает противоправный характер (если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, порнография, проституция, неофашизм), следует применить запрет. В таких случаях необходимо разобщить группу, переориентировать ее цели на общественно полезные, нейтрализовать лидеров. При этом еще раз напомним: главное работать с каждым подростком в отдельности.

 

43.Виды и технологические стратегии социально-педагогической помощи и поддержки учащихся в работе социального педагога (информация из интернета, стратегии предложены московским социальным педагогом) Полученная в ходе диагностики, информация дает социальному педагогу материал для выстраивания первоначальной стратегии работы с тем или иным ребенком. Она зависит от того, какие из проблем (внутришкольные или внешкольные) на данный момент вызывают повышенную тревогу у педагогов, родителей и общественности. В случае так называемой социальной запущенности основные проблемы ребенка связаны с внешними негативными влияниями. И работа социального педагога в большей степени направлена на изучение особенностей этих влияний, поиск путей их нейтрализации. С помощью работников учреждений правопорядка, здравоохранения, муниципальных служб обеспечивается сопровождение таких подростков, привлечение их к социально значимой деятельности, к участию в организованных формах проведения досуга, каникулярного времени. Первая стратегия строится в большей степени на взаимодействии социального педагога с самим ребенком. Она имеет место в том случае, когда окружающая подростка среда довольно благополучна (полная и вполне материально обеспеченная семья, нормальные условия проживания, родители интересуются школьными успехами ребенка, в школе созданы хорошие условия обучения), но подросток по тем или иным причинам начинает проявлять склонность к нарушению социо - культурных норм, попадает под дурное влияние. Вторая стратегия предполагает работу с педагогическим и взрослым социальным окружением подростка. Данная стратегия выбирается в тех случаях, когда вокруг ребенка сформировалось довольно устойчивое негативное общественное мнение, которое еще более усугубляет сложившуюся ситуацию. Основная задача социального педагога состоит в переориентации взрослых, в объединении усилий по поддержке ребенка, в создании благоприятных условий для его самореализации. Третья стратегия необходима в тех случаях, когда подросток оказывается в изоляции в своем классе, подвергается постоянным насмешкам и нападкам со стороны одноклассников. В этом случае социальный педагог совместно с классным руководителем проводит работу по оздоровлению отношений в детском коллективе. Четвертая стратегическая линия направлена на нахождение способов взаимодействия с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах. Это, пожалуй, наиболее сложная и недостаточно изученная область педагогической деятельности. Как правило, неформальные группировки чрезвычайно закрыты для взрослых, особенно педагогов. Поэтому здесь возможно только косвенное влияние. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит, на каких принципах строится общение в той или иной группировке, что ценного видит подросток, участвуя в таких объединениях. Отсутствие со стороны взрослого осуждения, критики делает подростков более открытыми в общении.

 

44.Технологии организации процесса социально-педагогической помощи и поддержки Под помощью понимается организация овладения ребёнком социально значимыми знаниями, умениями, навыками для правильно социального поведения, решения существующих проблем, разработки и реализации стратегии жизни. Под реализацией понимается создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы, помощь в адекватной самооценке, в правильной оценке своих возможностей. Помощь и поддержка осуществляется по следующим напрвлениям: семейное взаимодействие, отношение в коллективе, личные проблемы, ликвидация трудности в обучении, помощь в стрессовой ситуации. Алгоритм: Проведение программы (минимальный срок – 3 недели, меньше этого срока проводить не рекомендуется потому, что новый способ деятельности формируется от 3-х недель и больше). По результатам проведения программы осуществляется вторичная диагностика результатов, которые сравниваются с результатами первичной диагностики. Если результаты вторичной диагностики выше, то программа произведена качественно. Социально-педагогическая работа в рамках программы является работой – фронтальной, групповой, дифференцированной. Наряду с данными видами обязательно используется индивидуальная работа с учащимися по 2-м причинам: социально-педагогическая работа проводится с человеком, с личностью, а не с проблемами; любая проблема всегда имеет отпечаток индивидуальности и конкретной практической ситуации.

45.Технологии социально-педагогического сопровождения Организуется для следующих категорий учащихся: учащиеся, находящиеся в СОП; дети из неблагополучных семей, в сложных жизненных ситуациях; часто болеющие; с хроническими заболеваниями; с ограниченными возможностями; дети, с трудностями в обучении; вернувшиеся после длительного лечения в стационаре, «синдром госпитализации»; дети из исправительных учреждений; дети из интернатных учреждений; дети в кризисных ситуациях. При необходимости: многодетные семьи, неполные, представители религиозных и национальных меньшинств, семьи с повторным браком.Алгоритм: 1.Выявление детей, нуждающихся в сопровождении. Диагностика проблемы. Принятие решения об организации сопровождения всеми специалистами СППС.2.Организация сопровождения. Изучение личности ребёнка, изучение проблемы. Разработка индивидуального подхода. Установление доверительного отношения (полное исключение манипуляции, заинтересованность в судьбе ребёнка, вера в его возможности, завоевание расположения, внимание и учёт мнения ребёнка, психологическое состояние, частность).Процесс сопровождения является завершённым тогда, когда ситуация ребёнка оказывается максимально приближённой к идеальной модели. Процесс организации сопровождения всегда предполагает наличие элемента спонтанности. Социальный педагог должен быть прийти на помощь ребёнку в любой момент, провести консультацию, намеченное содержание может изменяться, если резко менятеся ситуация ребёнка. В максимальной степени реализуется принцип связи с жизнью. При реализации технолоргии социальный педагог должен обладать высоким уровнем анализа и синтеза в мыслительной деятельности, подвижностью, динамичностью, знаниями, умениями, навыками, перекоса знаний (психология, педагогика, медицина и т.д.). Важное умение социального педагога является умение видеть ситуацию ребёнка в контексте его жизнедеятельности (в контексте его семейной ситуации, образовательного процесса и т.д.). Если социальный педагог не обладает этим, то может потерять расположение субъектов технологии.

46.Технология организации процесса социально-педагогической адаптации Организация процесса социально-педагогического имеет следующий алгоритм: 1.Диагностика социально-педагогической ситуации в учреждении образования. В рамках диагностики осуществляется: выявление учащихся, имеющих нарушения в адаптации; выявление детей, имеющие предпосылки к дезадаптированности. 2.Диагностика инфраструктуры микрорайона. Цель – выявление неблагоприятных факторов социализации. Результаты диагностики фиксируются и анализируются. По результатам анализа все выявленные проблемы классифицируются по категориям: управляемые, частично управляемые и стихийные.В зависимости от категории социальный педагог работает над организацией процесса социальной адаптации.

47.Технологии сотрудничества в педагогических коммуникативных системах (не стала много писать, хоть и информации очень много, так как эту тему много раз обсуждали и разбирали не только на СПТ ) Сущность коммуникативных технологий заключается в организации такого взаимодействия в различных коммуникативных системах, которые будут способствовать эффективности социально-педагогического процесса. Выделяются следующие коммуникативные системы: социальный педагог – ребёнок, социальный педагог – семья, социальный педагог – заинтересованные социальные институты. Существуют опосредованные коммуникативные системы, в которых социально-педагогическая деятельность осуществляется опосредованно. Здесь выполняется посредническая функция. Алгоритм работы: 1.Выявление социально-педагогической функций и соотнесение их с потребностями социально-педагогического процесса, школы, как центра педагогической системы. 2.Установление отношения сотрудничества. Разработка системы совместной деятельности. 3.Реализация и анализ результатов.

 

 

48.Технология социально-педагогической терапии Социально - педагогическая терапия - это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Из этого определения следует, что социально- педагогическая терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект: макроуровень, предполагающий решение проблем общества как единого объекта воздействия; мезоуровень, связанный с решением проблем конкретного социального слоя, группы, класса и т.п.; микроуровень, на котором возможно решение проблем личности, малых социальных групп и отдельных коллективов. Процесс социально-педагогической терапии направлен на решение самых разнообразных задач. Их характер и содержание определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед субъектом и требующих своего решения. Тем не менее, можно говорить о существовании основных типов задач социальной терапии. Среди них: - исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта; - предупреждение дисфункций; - обеспечение нормального развития субъекта; - самоутверждение личности субъекта. Решение социально – педагогической проблемы может означать следующее. 1. Максимально приблизить цели, стремления, потребности и ожидания субъекта к аналогичным характеристикам других субъектов. 2. Достижение субъектом своих целей, удовлетворение своих желаний и потребностей. 3. Преобразование системы ценностных ориентации и интересов субъекта. В этом случае речь идёт о том, что процесс решения конкретной проблемы предполагает изменение отношения субъекта к тем или иным ценностям. К функциям социально - педагогической терапии можно отнести: 1. Социальное “лечение”, предполагающее оказание необходимой поддержки и помощи в решении его проблем; в этом случае социальный педагог может действовать совместно с другими специалистами: врачами, педагогами, юристами и т.п.; 2. Социальная защита, направленная на отстаивание интересов, разъяснение его нужд и потребностей тем структурам, людям или организациям, от которых зависит его социальное благополучие; 3. Социальное развитие, способствующее выявлению скрытых или нереализованных возможностей и способностей клиента, с целью последующей оптимизации его жизнедеятельности. Основные этапы социально - педагогической терапии: 1. Знакомство социального педагога с проблемой. Именно здесь закладывается возможность тщательной подготовки к последующей деятельности по решению возникшей проблемы 2. Оценка проблемы, её значимости , места, которое занимает в его жизни. Этот этап предполагает сбор необходимых для последующей работы сведений и т. п. 3. Планирование последующей деятельности и принятие взаимных обязательств. 4. Осуществление запланированных изменений. 5. Оценка полученных результатов и завершение работы. Этот этап социально - педагогической терапии предполагает анализ результативности совместной деятельности по решению какой-либо проблемы, внесение, при необходимости, соответствующих корректив в этот процесс и составление рекомендаций для последующей жизнедеятельности.

 

49.Технология социально-педагогического консультирования детей и родителей Консультирование осуществляется по тем же принципам, что и психологическое. Социально-педагогическое консультирование имеет свою специфику: 1.Проводится исключительно по социально-педагогическим вопросам, круг которых определяется социальной воспитанностью ребёнка (способы социально поведения, отношения ребёнка к различным ситуациям, сфера поведения ребёнка). 2.Социально-педагогическое консультирование не должно затрагивать внутриличностные проблемы, а также вопросы, связанные с психической функцией, если он не имеет специальную подготовку. Социальный педагог-психолог может сочетать содержание, формы, методы социально-педагогического и психологического консультирования. При проведении социально-педагогического консультирования важно уметь определять границы своей компетентности (не работаем с проблемами клинического характера).Социальный педагог не должен вмешиваться в саму ситуацию. В ситуации консультирования социальный педагог руководствуется социально важными интересами и потребностями ребёнка.

50.Технология социально-педагогического посредничества Организуется в следующих ситуациях: 1. необходимость организации сотрудничества ребёнка, семьи, школы, заинтересованных социальных институтов для организации помощи ребёнку в процессе его социализации; 2. участие социального педагога в разрешении конфликтов и решения конфликтных ситуаций. Посредническая функция социального педагога осуществляется в следующих комплексных системах: ребёнок, семья, ученик-учитель, ученик - школьный коллектив, семья – школа, школа – заинтересованные социальные институты, семья – СППС, межперсональные коммуникативные системы. Алгоритм: 1. Диагностика ситуации. 2. Выявление приоритетных интересов ребёнка. 3. Организация взаимодействия участников социально-педагогической ситуации, направленного на удовлетворение интересов и потребностей. 4. Рефлексия педагогического процесса.

 

 

51. Технологии формирования детского коллектива и организации коллективной жизни учащихся

Коллектив – высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Существуют такие виды детских коллективов как: отряд в лагере, двор, класс (как самая устойчивая группа). Структура личных взаимоотношений между детьми в классе – это реально сложившаяся, нигде официально не зафиксированная система. Но наряду с ней в каждом коллективе есть и своя организационная структура – в классе это органы ученического самоуправления, староста (мэр) и т.д. В первый круг желаемого общения ребенка входят те одноклассники, которые являются для него объектом устойчивого выбора, - те, к кому он испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение. Если среди них есть те, кто в свою очередь, симпатизирует данному школьнику, тогда их объединяет взаимная связь. В развитии коллектива выделяются три этапа. На первом этапе А.С. Макаренко считал возможным предъявление требований к воспитанникам со стороны педагога, требований, решительных по форме, ясных по содержанию, с известной долей внушаемости. На этапе, когда требования педагога поддерживаются частью воспитанников, наступает вторая стадия развития коллектива, когда актив предъявляет требования к товарищам и самим себе. На третьей стадии развития требования предъявляет коллектив. Это возможно при сплочении воспитанников в единой деятельности. Итак, детский коллектив может развиваться только при хорошо сформированном педагогическом общении. Для успешного взаимодействия педагога и учащихся необходимо наличие у педагога следующих педагогических качеств и способностей:1.интерес к детям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность коммуникативные качества; 2.способность эмоциональной эмпатии и понимания детей; 3.гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей детей; 4.умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; 5.умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами; 6.способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации); 7.умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; 8.хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств; 9.владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на детей в требуемом направлении; 10.способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение и т.д.).

 

 

52. Технология ведения ситуации и случая

Междисциплинарное ведение случая (кейс-менеджмент) ставит целью взаимодействия с семьей: укрепление семейных связей и климата в семье; восстановление контактов ребенка с позитивными, просоциальными группами друзей и прекращение контактов с негативной средой; повышение у ребенка интереса к учебе и организация свободного времени ребенка, усиление контактов между семьей и социальным окружением (школа, соседи, клубы), приобретение семьей опыта и навыков самостоятельного решения своих проблем. Этапы работы с семьей: - Фаза вовлечения - помочь семье увидеть свои возможности для проведения изменений в сложившейся жизненной ситуации - Фаза исследования - подробное выявление и изучение проблем семьи, определение целей взаимодействия семьи и специалистов - Фаза изменения поведения - помочь ребенку / родителям освоить новые способы поведения - Фаза обобщения накопленного опыта - укрепление потенциала семьи В рамках технологии ведения случая (кейс-менеджмент) позиция специалиста включает, с одной стороны, структурирующую составляющую (управляет ситуацией, выстраивает коммуникацию, верит в себя, определяет контекст, дает указания и оптимистичные комментарии), с другой стороны, поддерживающую составляющую (хвалит, рефлексирует вместе с ребенком и родителями, задает наводящие вопросы, использует юмор, повышает осознанность ребенка и родительскую ответственность). Данная технология рассчитана на работу с семьей, которая отчасти еще способна сама решать свои проблемы, но при этом видимый ресурс ее исчерпан. И для решения проблемы вовлекаются значимые люди из ближайшего окружения семьи или люди, авторитетные для членов семьи (руководитель секции, которую посещает ребенок, подруги матери, родственники отца, друзья ребенка, заинтересованный учитель из школы, которому доверяет ребенок, медсестра поликлиники, которая хорошо знает всех членов семьи и к мнению которой прислушиваются родители…).

 

 

53. Технологии организации межличностного взаимодействия в различных педагогических системах

Данная технология является инновационным компонентом школьного социума, обеспечивающим психолого- педагогические условия благоприятного микроклимата, действующего в школе как элемент образовательного пространства. В основу технологии положены индивидуально личностный, личностно-деятельностный, интегративный подходы, принципы гуманизации, валеологизации, культуросообразности, гармонизации, толерантности. Цель технологии – оказание помощи в построении эффективного взаимодействия субъектам образовательного пространства. В задачи технологии входят осуществление мониторинга морально-психологического климата школьного социума; диагностика субъектов образования, стилей поведения в конфликте; изучение социального статуса щкольников и учителей; изучение опыта по предупреждению и преодолению конфликтов; обучение субъектов образовательного пространства теоретическим положениям конфликтологии, психологии управления; организация и проведение семинаров, лекций, тренингов, деловых игр, круглых столов по развитию навыков эффективного межличностного общения, конструктивного взаимодействия; оказание неотложной компетентной помощи участникам конфликта; организация индивидуальной работы с учителями; разработка методических рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия; подготовка медиаторов, способных оказывать помощь в разных системах взаимодействия. В технологии представлено подробное описание содержания деятельности по направлениям, обусловленным логикой личностно ориентированного подхода: исследовательское, образовательное, методическое, практическое. В работе представлена методика изучения межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса и технология организации совместной деятельности педагогов и учащихся на каждом этапе в процессе обучения в средних классах общеобразовательной школы.

 

54. Технология личностно ориентированного подхода в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Принимая во внимание все три составляющие личностно-ориентированного подхода, разработана модель социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащую следующие компоненты (организационный, структурный, содержательный). Более подробное описание модели социальной реабилитации можно представить следующим образом: 1. Организационный компонент, который представлен педагогическими условиями: - наличие социально-педагогической среды; реализация индивидуальной программы; - использования воспитательных возможностей микро- и макро-социума при формировании ценностных ориентации и жизненных установок воспитанников институтов социализации; - помещение ребенка-сироты из неблагополучных социальных условий в институализационно-комфортные условия детского дома, где изменение его жизни в соответствующих педагогических условиях приводит в период адаптации к регрессу в развитии, что в принципе влечет за собой обострение сензитивности, которая обеспечивает качество индивидуального развития ребенка и его возможность более интенсивного развития; - разработанные специалистами программы жизнедеятельности коллектива детского дома, обеспечивающие оздоровление, развитие, социальную адаптацию и реабилитацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлены на снижение регресса. 2. Структурный компонент представлен программой «Я — вчера, сегодня, завтра...». Программа охватывает все возрастные этапы и учитывает психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется непрерывно во время всего пребывания в детском доме. 3. Содержательный компонент представляет собой формы помощи (индивидуальные, подгрупповые, групповые, массовые), методы и технологии для детей и подростков, нуждающимся в реабилитации.

55. Технологии социально-педагогической помощи и поддержки в работе многодетными и неполными семьями

Среди различных технологий социальной работы с многодетной семьей особое место отводится социальной диагностике. Социальная диагностика – важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. Общая схема социальной диагностики включает в себя ряд этапов:- предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования; - проведение общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования; - проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей; - построение выводов, на основе которых делается заключение. Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы и составляют, как отмечалось выше, социальный диагноз. Определение диагноза – заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении. Неполная семья — это малая социальная группа, состоящая из одного родителя и проживающих вместе с ним детей. Технологии социальной работы с неполной семьей могут быть различными: Социально-бытовые:социальный патронаж различных категорий семей; выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, их беспризорности и безнадзорности; восстановление утраченных контактов и связей с семьей, внутри семьи. Социально - медицинские:содействие в предоставлении детям, нуждающимся в оздоровлении, соответствующих услуг и направлении их на санаторно - курортное лечение и реабилитацию. Социально-педагогические: -анимационные услуги (экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, посещение театров, выставок и другие культурные мероприятия); - организация и проведение клубной и иной работы для формирования и развития интересов; -консультирование. Социально-экономические: -содействие населению всех категорий и групп в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций и других выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации; - содействие семьям по вопросам занятости, лечения от алкогольной и наркотической зависимости; Социально - правовые услуги:консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб или работников этих служб, нарушающих или ущемляющих законные права граждан. Юридическое косультирование: по вопросам трудового, жилищного, гражданского, гражданско-процессуального, земельного, семейного права; льгот и пособий; по телефону доверия (экстренное); оказание помощи в подготовке документов правового характера Психологическое консультирование: по проблемам семейных, детско-родительских отношений, личностным проблемам, проблемам учебной и профессиональной деятельности;

56. Технологии социально-педагогической помощи и поддержки детей из семей беженцев и мигрантов

Важнейший принцип оказания психологической помощи вынужденным мигрантам – комплексное осуществление реабилитационно-коррекционных мероприятий и программ. В работе с вынужденными мигрантами применяются различные формы психологической помощи индивидуальная, семейная, групповая. Как детям, так и взрослым оказываются различные виды поддержки – консультирование, психотерапия, тренинги. Любая форма работы должна быть направлена, в первую очередь, на позитивную поддержку и реабилитацию. Осуществление этого принципа возможно посредством активизации внутренних ресурсов личности, повышения самооценки и уверенности в себе, обучения эффективным способам психологической самопомощи, формирования активной жизненной позиции и преодоления тенденций иждивенчества и инфантилизма.

57. Технологии прямого и косвенного социально-педагогического взаимодействия с потенциальными жертвами социализации

Человек как жертва процесса социализации - в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе (не достигнут определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем: человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему - конформист; человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализации - диссидентом (инакомыслящим), правонарушителем или еще как-то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни).

58. Технологии информационного обеспечения социально-педагогической деятельности

Информационые ресурсы:

- Специальная литература

- Буклеты, листовки, брошюры, пресс-релизы

- Рекламная продукция (плакаты, стенды)

- Информация в СМИ

- Информационная сеть Интернет

- Устная информация от волонтеров, специалистов

59. PR- технологии в социально-педагогической деятельности

PR-технология — это реализуемая средствами PR социально-коммуникативная технология управления внешними и внутренними коммуникациями базисного субъекта PR с его целевыми общественностями

60. Социально-педагогическое сотрудничество с общественностью

"Общественность– это все те, с кем социальная организация вступает в контакт как внутри (служащие, сотрудники, работник, акционеры, члены общественных организаций и т. п.), так и за ее пределами (избиратели, налогоплательщики, местные жители, социальные заказчики, партнеры, потребители и т. п.). Структура общественности: - население в сфере влияния; - структуры самоуправления; - СМИ; - общественные объединения; - сотрудники администрации; - вышестоящие органы власти; - ключевые аудитории в кризисных ситуациях; - производственные и другие органы".

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.