Здавалка
Главная | Обратная связь

Инструментарий выявления профессиональных и личностных качеств работников



Поведение человека в трудовой сфере в значительной мере определяется особенностями его личности и отношением к труду и коллективу. В свою очередь, отношение к труду зависит от удовлетворенности содержанием труда, а оно будет восприниматься благожелательно, если работа «по плечу» и стимулирует развитие. Для установления уровня профессионализма и особенностей личности, соответствия их требованиям рабочего места, используются различные методы выявления профессиональных и личностных качеств работников.

Проверка профессиональных качеств работников во время трудовой деятельности осуществляется достаточно часто: при приеме, при перемещении, при аттестации. Методы осуществления такой проверки общеизвестны, и они, естественно, предполагают наличие критериев, стандартов соответствия требованиям, которые могут быть измерены или оценены в сравнении с качествами, предъявляемыми работником. При проверке профессиональных качеств рабочих, да и многих специалистов, есть возможность разработать или применить существующие методы проверки уровня профессионализма, такие как выполнение проверочной работы, содержание которой должно соответствовать требованиям Тарифно-квалификационного справочника, должностной инструкции. Уровень квалификационных требований определяется в соответствии с этим справочником или аналогичного типа документом, а содержание проверочного задания подбирается членами аттестационной комиссии или линейным руководителем. Как правило, разряд выполняемой работы для рабочих устанавливается нормировщиками и технологами и проставляется в наряде на работу, в сменно-суточном задании. Для проверки уровня квалификации одно или несколько из таких заданий дается работнику, определяется время выполнения задания (по нормам времени) и качество. Уровень знаний, теоретической подготовки проверяется во время проведения экзамена, опроса по заранее известным вопросам, отражающим стандарт образования, соответствующий проверяемому уровню квалификации. Есть опыт нормирования работ не только по рабочим специальностям, но и для конструкторов, технологов, работников, занимающихся обслуживанием населения, секретарей-машинисток и других. В фирмах Японии разрабатывают наборы из десятков типовых ситуаций, характерных для компании, в которых сотрудники должны действовать точно, четко, автоматически. Принципиально возможно детерминировать и нормировать любую деятельность, хотя бы методом сравнения, экстраполяции, экспертным путем. Этот подход в принципе соответствует психодиагностическому методу, называемому «тесты достижений». Они направлены на выявление степени владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

На стадии приема обширную информацию о профессиональных и личностных качествах работников предоставляет анализ результатов испытательного срока, который предусмотрен КЗОТом и, как правило, не должен превышать 3 месяцев. По окончании испытательного срока в качестве экспертов могут быть привлечены любые работники, сотрудничавшие с новичком. Чтобы придать этой работе научный характер, ее должны организовывать специалисты по проведению социально-психологических исследований. С точки зрения методов исследования личностных свойств человека, испытательный срок может рассматриваться как аналог естественного социально-психологического эксперимента. В то же время в это период могут применяться и лабораторные эксперименты, с применением специальной аппаратуры, созданием условных ситуаций (например, путем проведения деловых игр и рассмотрения деловых ситуаций). При необходимости осуществления корректирующих или обучающих воздействий используются методы формирующих (обучающих) экспериментов [27].

*Психология и педагогика / Сост. А. А. Радугин. —М.: Центр, 1996. С. 30-32.

Типологии методов определения личностных качеств работников и особенностей ролевого распределения в группе, отношения работников группы, друг к другу достаточно многообразны, но наиболее часто выделяют следующие комплексы методов:

• метод наблюдения (внешнего) состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики человека. Метод требует значительного времени, специальной подготовки и трудоемок;

• метод самонаблюдения (интроспекции) — наблюдение человека за собственными психическими

проявлениями. Обычно выводы, которые делает человек на основе самонаблюдения, субъективны, неадекватны и могут использоваться для анализа самооценки и при сравнении с мнением окружающих;

• многочисленная группа личностных опросников, или тестов, позволяющих определить различные свойства и качества личности, такие как темперамент, характер, интеллект, склонность к творчеству, мотивы поведения, ценностные ориентации, факторы, влияющие на поведение и т. п. Эти опросники выявляют стороны личности с помощью анализа и группировки ответов испытуемого. Ответы обычно имеют форму меню, т. е. требуется выбрать один из вариантов предусмотренных ответов. Поскольку ответы дает сам опрашиваемый, получаемые данные содержат значительный элемент субъективизма; на качество ответов влияет и психологическое состояние опрашиваемого, и степень фактического знакомства с ситуацией, поведение в которой предлагается охарактеризовать;

• проективные методы, основанные на выводах психологической науки о том, что субъект сознательно или неосознанно переносит, проектирует свои психологические свойства, состояния на внешние объекты, что отражается в интерпретации им того или иного стимулирующего материала. Профессиональный психолог, психоаналитик или психотерапевт в состоянии распознать за ассоциациями, вызываемыми у субъекта стимулирующим материалом (кляксы, картинки и т. п.), особенности его личности, мотивов, ценностей, работу подсознания. При использовании данных методов присутствие опытного профессионала в области психологии обязательны;

• социометрия — метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений, ролей и статусов членов группы, в т. ч. выявления неформальных лидеров, психологической совместимости. Есть комплекс тестов для определения социально-психологического климата в группе, отношения к лидеру, к руководителю, для выявления стиля руководства;

• методы анкетирования, интервью, бесед, позволяющие получить информацию путем ответа на письменные или устные вопросы специалиста. Данные методы широко применяются в системе маркетинга, при необходимости выявления отношения к труду (например, «Анкета об имеющихся и желаемых полномочиях»), при различного вида социологических исследованиях и требуют участия специалистов для разработки программы исследования, для его организации, проведения и последующей интерпретации результатов.

Существенным фактором выбора того или иного метода, теста являются его валидность (соответствие тому, для чего он предназначен) и надежность (тест позволяет получать одни и те же результаты, независимо от количества опрашиваемых и контингента). Многие простые по содержанию и обработке результатов популярные тесты не проходят проверку на валидность и надежность и не могут использоваться в сфере управления персоналом.

Назовем несколько наиболее употребительных тестов — личностных вопросников *.

Первые четыре шкалы позволяют проверить искренность и обоснованность ответов испытуемого, а клинические шкалы соответствуют различным категориям психических нарушений: ипохондрии (преувеличенная озабоченность своим здоровьем), депрессии, истерии, склонности к психопатии, коэффициент «мужественность—женственность», склонность к шизофрении (изменение личности), к паранойе (систематизированный стойкий бред преследования, ревности, изобретательства и т. п.), к психастении (тревожность), мании (одержимость болезненным пристрастием к чему-либо). Кроме того, определяется соотношение экстраверсии и интроверсии. С помощью опросника удается получить полную картину или профиль личности, где каждый показатель оценен в баллах. Нормальным считается профиль, показатели которого находятся в пределах 30-70 баллов. Разработаны отечественные варианты этого опросника [28].

*Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. — Петрозаводск: Петроком, 1992.

Широкое распространение в нашей стране получил многофакторный опросник личности Р. Б. Кэттелла (тест 16 PF). Опросник предназначен для выявления 16 факторов, идентифицированных Кэттеллом для определения психического профиля человека по поверхностным личностным свойствам. Профиль личности определяется сочетанием балльных значений по парам таких факторов, как замкнутость—общительность, эмоциональная устойчивость—неустойчивость, подчиняемость— доминантность, робость—смелость и т. п.

Тест MPI Айзенка позволяет определить степень стабильности—нестабильности (нейротизма) нервных процессов субъекта и соотношение экстраверсии—интроверсии.

Шкала LOG Pommepa позволяет установить так называемый «локус контроля», т. е. направленность субъективной оценки: чему склонен приписывать человек причины своих достижений и неудач — внешним, независящим от него обстоятельствам, или собственным, внутренним факторам.

Тест К. Леонгарда направлен на выявление акцентуации характера, тест Томаса — на определение стиля поведения в конфликте .

Известный у нас в стране тест интеллекта Г. Ю. Айзенка * (определяет коэффициент интеллекта IQ), по мнению самого автора, позволяет определить скорость мышления, упорство, уровень самоконтроля.

*Г. Ю. Айзенк. Проверьте Ваши способности. — Муз. фонд. СПб, 1993.

Наиболее известные из тестов, основанных на использовании проективных методов, — «чернильные пятна Роршаха», тест тематической апперцепции (осознанного восприятия) Маррея. Повторим, что для работы с использованием этих методов требуется непременное участие квалифицированного психолога.

Ж. Годфруа * указывает на то, что против личностных опросников было выдвинуто много обвинений. Подчеркивалось, что нет убедительных доказательств их надежности и валидности[29] , многие пункты имеют очень общий характер, испытуемый часто подпадает под влияние авторитета ученого, разрабатывающего или применяющего тест, и отвечает на вопросы не искренно, а так, как, по его мнению, хотелось бы ученому. На результаты тестирования влияют усталость и беспокойство, некоторые тесты вторгаются в личную жизнь испытуемого. Доступность тестового материала позволяет знакомиться с ним заранее и отвечать, фальсифицируя результаты. Многим известны приемы «обмана» тестов, вплоть до «детектора лжи». Все эти соображения приводят к тому, что тестирование должно рассматриваться только как вспомогательное средство в определении качеств человека. Использование тестов возможно только в пакетах, когда данные, полученные одним способом, проверяются при применении другого.

наличие, то профориентационные тесты помогают определить сферу деятельности, к которой опрашиваемый имеет расположенность. Американский исследователь Джон Л. Голланд[30] установил, что выбор профессии есть выражение личности, а достижения человека зависят от соответствия между его личностью и обстановкой работы (содержанием, характером и условиями труда). По его мнению, каждый человек в определенной степени относится к одному их 6 типов личности:

■ реалистический — предпочитает деятельность, связанную с манипуляциями инструментами и механизмами;

■ исследовательский — предпочитает аналитическую работу, любознателен, методичен, точен;

■ артистический — экспрессивный, нонконформист, оригинален, внутренне сосредоточен;

■ социальный — любит работу с людьми, помогать другим, но не систематическую деятельность;

■ предпринимательский — любит влиять на других для достижения целей;

■ конвенциальный — любит систематическое манипулирование данными, записями, репродуцирование материалов.

*Иванцееич Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 1993. С. 224-225.

Обычно один тип доминирует, но человек, приспосабливаясь и меняя спектр используемых стратегий, может достаточно успешно заниматься видами деятельности, предусмотренными для двух или трех типов личности. При этом для выбора карьеры, сферы деятельности важна близость доминирующего и дополнительного типов. Дело в том, что приведенный порядок типов личности не случаен: он показывает постепенный переход качеств от типа к типу. Соседние типы в этом списке ближе друг к другу, варианты успешной карьеры по ним легче выбрать тем, у кого доминирующий и вспомогательный типы пограничны, а не далеки. Таким образом, считается, что более широк диапазон видов деятельности, в которых человек будет чувствовать себя комфортно и сможет достичь успеха, у людей типа социальный—предпринимательский или социальный—артистический, чем социальный— реалистический.

Министерство труда США разработало «Словарь профессий», в котором рассмотрены основные особенности и требования к работникам по 40 тысячам профессий, и первый уровень профессионального разделения — это предмет деятельности. Таких предметов деятельности выделено 3: документы, люди, материальные объекты. В сравнении с методом американского Министерства труда, по 5 направлениям деятельности позволяет выявить ориентацию школьников дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, широко используемый в нашей стране. На основе выбора из 20 пар утверждений делается вывод об ориентации на такие виды, сферы или объекты деятельности, как природа, техника, человек, знаковая техника (знаковый образ), художественный образ. Этот тест приводится практически во всех сборниках тестов.

В работе псковских психологов* приводится переведенная с немецкого языка и доработанная методика «Структура интересов» В. Хеннинга, позволяющая определить ориентацию человека на такие виды деятельности, как экономика, психология, физика, мораль, политика и другие, всего 17. По- видимому, ввиду сложности и неоднозначности содержания предпринимательской деятельности этот вид не включен в профессиональные, валидные и надежные тесты, зато часто фигурирует в популярных (примитивных) тестах.


руководителя и специалиста в области управления персоналом.

'В последнее время чаще применяется слово «менеджер», нежели слово «руководитель». По сути, это еще одно новое название среди должностей руководителей, введенное в «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016 — 94» (ОКПДТР). Классификатор принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 26.12.94, № 367 с 1.01.96 по представлению Минтруда России. Все назначаемые, включаемые в штатные расписания, записываемые в трудовые книжки работников должности и профессии должны соответствовать по наименованию тем, что предусмотрены ОКПДТР. Согласно этому классификатору, в частности, не правомерно введение в организации должности «секретарь-референт», поскольку должность с таким названием не предусмотрена ОКПДТР и не относится к числу нормативных, что чревато сложностями для работников при определении стажа работы, льгот и т. п.

В ситуации с должностями менеджеров выясняется их идентичность по базовой группе занятий[31] с должностями мастеров, начальников бюро, групп, смены, участка, цеха, отдела, службы. Руководитель организации вправе вводить должности как с «традиционными» названиями, так и с названием «менеджер». При этом не следует забывать, что эта должность относится к категории «руководители», поэтому не может быть «менеджера» без возглавляемого им подразделения. Как и руководители, менеджеры могут быть линейными и функциональными.

* Общероссийский классификатор занятий OK 010 — 93. — М.: Издательство Стандартов, 1995.

Проблема профессионализма современных руководителей, по-видимому, должна считаться одной из определяющих на современном этапе развития нашей страны. Мы многое потеряли в результате некомпетентных решений, часто принимавшихся без грамотного прогноза их социальных последствий. Очевидно, что для менеджера каждого уровня решающим условием результативности его деятельности является эффективность действий его команды и каждого ее работника. Вопрос «Современный менеджер — кто он: пользователь персонала или проектировщик отношений в управляемой им системе на основе знания объектов воздействия и с учетом материальной и организационной среды» в странах с развитым рынком решается в пользу опоры на людей как наиболее перспективный, неограниченный по потенциалу, хотя и наиболее сложно управляемый элемент производства. Но здесь приходится ставить и решать другой вопрос: какая степень основательности знаний, навыков, умений в области управления персоналом приемлема для менеджера, результаты деятельности которого лежат в плоскости материальных и экономических факторов? Другими словами, должен ли линейный или функциональный менеджер быть достаточно компетентным в области управления персоналом?

Судя по современным западным учебникам по менеджменту, в области управления персоналом линейному и функциональному менеджеру достаточно быть «пользователем». В этих учебниках обычно даются основные прикладные сведения из области индустриальной психологии и социологии, а логика построения материала примерно такова: сначала базовое определение явлений, затем — несколько, а иногда одна точка зрения на это явление, и наконец, несколько рекомендаций по решению проблем Это относится и к таким сложнейшим категориям, как внутренняя и внешняя мотивации, групповое поведение, лидерство, конфликты *. Появляются работы, сплошь состоящие из советов типа «Как побудить персонал работать эффективнее», «Как осуществить задуманное», «Как работать с людьми» и т. п.[32] Такие книги напоминают сборники рекламных советов типа «При головной боли примите "Панадол"». Без анализа сути и причин проблемы, без прогноза поведения субъектов организации, основанного на глубоком знании их системной сущности и учете индивидуальности, грамотного решения не может быть.

таких систем, как человек, социальная группа, не велика, а определяющая роль живого труда доказана. Поэтому упрощенное представление об управлении персоналом чревато принятием неграмотных решений с непредсказуемыми последствиями. Красной нитью через учебники по менеджменту должна проходить мысль:управление персоналом — важнейший, решающий фактор эффективности организации, управлять персоналом не просто. Для этого нужна специальная фундаментальная подготовка, опирающаяся на фундаментальные науки — психологию и социологию. Задача линейного менеджера —не брать все на себя, не стремиться обойтись простыми рецептами, а стараться «посмотреть в корень», для чего приглашать специалистов. Менеджер должен обязательно уметьграмотно ставить задачи перед специалистами в области управления персоналом и не совершать опрометчивых поступков.

Базовая подготовка линейного и функционального менеджера для достаточно грамотного управления ведущим фактором производства должна включать изучение основ: социологии, психологии, социальной психологии, трудового права, организации и нормирования труда, экономики труда, конфликтологии, либо комплекса основных положений всех этих наук в рамках интегрированного большого курса управления персоналом.

В ОКПДТР предусмотрена широкая палитра должностей руководителей в области управления персоналом (код базовой группы по Общероссийскому классификатору занятий (ОКЗ) —1232 — «руководители служб и подразделений по управлению кадрами и трудовыми отношениями»). Под таким кодом по ОКЗ проходят: «директор по кадрам и быту», «начальник отдела (управления кадрами и трудовыми отношениями)», «заведующий отделом (по управлению кадрами и трудовыми отношениями)», «менеджер (в подразделениях (службах) управления кадрами и трудовыми отношениями», причем все должности имеют одинаковый код занятий 1232, т. е. равноценны. Правомерно должности руководителей в области управления персоналом называть «начальник службы», «начальник группы», «начальник бюро», но в этом случае код по ОКЗ будет из другой группы занятий. В ОКПДТР предусмотрены и должности специалистов и исполнителей служб управления персоналом: экономист по труду, социолог, психолог, физиолог, специалист по кадрам, техник по труду, по учету.

Основательность подготовки и требования к профессионализму работников и руководителей служб управления персоналом определяются содержанием их труда. Документами, регламентирующими содержание труда и состав знаний работников, являются, как уже говорилось выше, «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих»[33], утвержденный постановлением Минтруда РФ 21.08.98, № 37 для коммерческих организаций, и «Тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих» 1996 года для бюджетных организаций [34].

ориентациями и т. п.): в руководстве — персонал, в производстве — вспомогательный ресурс во главе с начальником вспомогательного отдела. В этом случае «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» должен рассматриваться как несомненный шаг вперед. Остается только сожалеть, что в бюджетной сфере сохраняется дискриминационный подход к персоналу.

Сложность определения содержания труда менеджера по персоналу заключается в том, что в современной экономике практически все ранее рассредоточенные во многих самостоятельных специализированных подразделениях виды деятельности, связанные с единым объектом — персоналом, сконцентрированы в едином подразделении — службе управления персоналом. Такая централизация позволяет утвердить системный подход в управлении ведущим фактором производства, ускорить принятие решений и обеспечить их всестороннюю увязку и учет последствий. Но это же приводит и к исключительно большому перечню функций, которые должны выполняться службой управления персоналом в рамках кадровой политики предприятия. Перечень элементов кадровой политики современного крупного предприятия, разработка и реализация которых составляет суть деятельности службы управления персоналом, приведен выше, а ряд квалификационных характеристик руководителей и специалистов службы управления персоналом для коммерческих организаций приведен в приложении.

Базисными дисциплинами, которыми должен овладеть менеджер по персоналу, должны считаться социология, психология, социальная психология, прикладные области этих наук (социология и психология труда), управление персоналом с комплексом методических материалов по разработке и реализации элементов кадровой политики, организация и нормирование труда, трудовое право, эргономика, профессиография, трудовые отношения, конфликтология, организационное поведение. Назрела задача определения профессиограмм и психограмм менеджера по персоналу и специалистов службы управления персоналом, обеспечения качественного отбора молодых людей с соответствующими склонностями и задатками на обучение по этим специальностям.

По существу, в службе управления персоналом сконцентрированы функции, выполняемые ранее отделом кадров, отделом организации труда и заработной платы, отделом технического обучения, бюро изобретательства и рационализации, бюро охраны, труда и техники безопасности, лабораторией НОТ, бюро социального развития коллектива и др. В новых условиях их деятельность должна базироваться на фундаментальных знаниях в области гуманитарных наук, методологии системного подхода, индивидуальном подходе, понимании решающего значения для достижения конечных целей организации отношения работников к труду, коллективу, организации. Требования к конкретному руководителю и работнику службы управления персоналом определяются с учетом специфики его рабочего места. Немаловажную роль играют контекстуальные навыки, приобретаемые работниками в процессе взаимодействия с персоналом данного предприятия, в процессе познания особенностей персонала. Поскольку организации, профессионально-квалификационные и социальные группы, личности уникальны, многие наработки в области управления персоналом, кроме методологических, имеют уникальный характер, отражают онтогенез развития данного конкретного субъекта организации. На основе собранной и пополняемой информации о субъекте, анализа его поведения в разных условиях, особенностей и закономерностей развития повышается вероятность прогноза результата того или иного управленческого воздействия. Для другой организации, по отношению к другим уникальным субъектам, эти блоки информации не пригодны; требуется работа почти аналогичной трудоемкости по накоплению исходных данных для уверенных прогнозов поведения. В условиях оригинальной организации труда и коммуникаций профессио- и психограммы с одного предприятия не адекватны профилям работников аналогичных профессий на другом предприятии. :

С одной стороны, такие явления требуют от работников служб управления персоналом постоянного самосовершенствования, не позволяют ощутить чувство полного владения предметом, достижения «потолка», а с другой — являются постоянным условием творчества и развития.


Глава 3.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.