Здавалка
Главная | Обратная связь

Соииально-психологический подход



Социологический, точнее, социально-психологический подход к восприятию и исследованию хозяйственных организаций базируется на понимании их как единства и поля взаимодействия социально-профессиональных групп и личностей, основные из которых — работодатели, администрация, наемные работники, при этом наибольшее внимание уделяется руководителям как лицам, персонифицирующим организацию, наиболее существенно влияющим на ее поведение. Каждая из групп может быть, исходя из задач исследования, представлена в виде сложной системы. Например, наемные работники могут быть разделены на формальные и неформальные подразделения, рабочие группы, команды по профессиональной квалификации, по интересам и др. Методология исследований, в основном, базируется на достижениях социологии, социальной психологии и психологии. В рамках этого подхода развиваются и такие прикладные дисциплины, как экономическая психология, экономическая социология, управление персоналом, организационное поведение, менеджмент и др. Многообразие научных , дисциплин определяется потребностями всестороннего изучения поведения этих многочисленных групп.

Типологии организаций в этом подходе даются учеными и специалистами в области гуманитарных научных дисциплин. Критериями и параметрами для типологизации тех или иных групп организаций являются цели, формы отношений между группами, интересы групп, личностей, создателей

организаций и т. п.

Типология хозяйственных организаций по М. Веберу приведена в начале данного раздела.

По способам подчинения своих членов и утверждения внутреннего контроля, согласно А. Этциони, выделяют принудительные, утилитаристские и. символические хозяйственные организации[43].

*Радаев В. В. Экономическая социология. Курс лекций: Учебное пособие. — М.:Аспект Пресс, 1997. — Лекция 9.

Принудительные организации опираются на прямое насилие над человеком или угрозу применения насилия (его отсутствие становится формой вознаграждения). Пример: армия, тюрьма, в которых, кстати, осуществляется и хозяйственная деятельность.

Утилитаристские организации объединяют своих членов на базе материального интереса. Современные хозяйственные предприятия наиболее близки к этому виду.

Символические организации апеллируют к солидарности, основанной на общности моральной или идеологической. Это организации типа церкви, политических партий, где хозяйственные функции играют подчиненную роль.

Существует отечественная типология хозяйственных организаций в зависимости от способов утверждения авторитета, четыре модели отношений между руководителями и подчиненными:

• бюрократизм (руководитель в роли начальника): взаимодействие на основе административной иерархии, жесткое распределение обязанностей. Решения — за руководителями, исполнение — за подчиненными, контроль отлажен, ответственность на исполнителе, контакты по вертикали формальные, деперсонифицированные, деловые;

• патернализм (руководитель в роли хозяина): четкая иерархия, права хозяина неоспоримы, решения

и контроль — за ним, информация неполная, организация труда достаточно гибкая, есть взаимозаменяемость, ответственность коллективная, единство организации — благодаря личному влиянию хозяина, взаимоотношениям придается личный характер, внерабочие проблемы подчиненных становятся предметом заботы хозяина;

• фратернализм (братство; руководитель в роли лидера): иерархия сглаживается, стремление к коллегиальному принятию решений, ориентация на осознанное выполнение, самостоятельность и доверие, гибкость и взаимопомощь, неуспех — коллективная беда, отношения подчеркнуто неформальные, деления проблем подчиненных на рабочие и нерабочие нет;

• партнерство (руководитель—координатор): иерархия явно не выражена, решения на основе

общего и доброжелательного обсуждения, подчиненные понимают смысл решений и выполняют их в процессе самостоятельной работы, за каждым закреплены четкие функции, но текущего контроля нет, есть общая координация; ответственность за определенный участок — на конкретном исполнителе, отношения деперсонифицированы, переведены на служебно- контрактную основу, налаживание внеслужебных связей необязательно, так же, как и вникание в личные дела, особая преданность предприятию не требуется, нужно только хорошо выполнять свое дело.

Видный американский социолог Н. Смелзер приводит следующие рассуждения:*

Некоторые группы подобны организациям, поскольку существуют для достижения определенной цели, но в то же время по структуре напоминают первичные контактные группы: это харизматические организации. По мере их развития формируются правила и традиции, растет упорядоченность; по Веберу, развитие структуры состоит из трех этапов: кристаллизации, признания и институционализации. В результате появляются образцы поведения членов группы по отношению друг к другу и к внешней среде.

г) мужские и женские монастыри;

д) приюты.

Бюрократии представляют собой организации, деятельность которых предусматривает разделение ролей, складывающихся на основе определенных правил и методов, и соответствующее место в иерархии власти. Согласно Веберу, для бюрократии характерны:

1) разделение труда,

2) определенный порядок подчиненности,

3) наличие публичной канцелярии,

4) использование формальных методов подготовки специалистов,

5) наличие штатных сотрудников,

6) установление определенных правил,

7) ожидание выражения преданности организации со стороны сотрудников.

Эти особенности делают предсказуемым поведение служащих бюрократического аппарата и позволяют осуществлять координацию их деятельности. Благодаря правилам, уменьшается необходимость прямого надзора и обеспечивается управление. Один из недостатков организаций — неопределенность целей и средств их достижения. В организациях, имеющих дело главным образом с людьми, труднее предвидеть последствия тех или иных решений.

В социально-психологическом подходе предметом анализа являются такие аспекты и явления в организациях, как состав коллектива (композиция), структура (в разрезе групп), процессы (коммуникации, управление, образование групп, формирование, развитие, нарастание сплоченности, давление и лидерство в группах, организация совместной деятельности, принятие решений и т. п.), групповые нормы, культура, потенциал и т. п.

Правомерно выделить как относительно самостоятельный и чисто психологический подход, основным направлением применения которого является поведение личностей в хозяйственной организации, и причины того или иного поведения. Цель исследования, как уже говорилось, — понять причины, движущие силы, особенности и закономерности проявления тех или иных поведенческих форм, поступков, и их прогнозирование в различных ситуациях деятельности и развития организации, ее взаимодействия с субъектами внутренней и внешней среды. Предметом исследования в психологическом подходе являются такие особенности поведения, как цели, ценностные ориентации, мотивы, интересы, желания, воля и другие психологические черты людей, особенно руководителей; нормы, культура, потенциал людей и т. п. Исследуются также и типы трудового поведения, отношения к труду.

Показателями, отражающими социально-психологическую сторону организации, являются: миссия, социальная ответственность, кадровая политика, качество трудовой жизни, стиль руководства, морально-психологический климат. В книге «100 лучших компаний для работы в США», вышедшей в Нью- Йорке в 1992 г., приводятся данные результатов опроса нескольких тысяч служащих частных фирм, которым задавались вопросы, касающиеся зарплаты и премий, перспектив повышения, гарантий занятости, гордости за свою компанию. Определяющим фактором были ответы, свидетельствующие о том, что работники счастливы трудиться именно в этой фирме, поскольку к ним относятся с должным уважением. В ходе опроса обнаружилась тенденция к росту числа таких фирм, к улучшению отношения бизнесменов к персоналу. Сам факт проведения такого исследования отражает повышенное внимание общества к вопросам самоощущения работников на предприятии*. Велики затраты фирм на социальные программы: например, во Франции они составляют примерно 33 франка на 100 франков заработной платы, в компании «Проктер энд Гембл» — до 50-52 франков на 100 франков зарплаты[44].


Согласно типологии В. И. Верховина [45], формы экономического поведения организаций могут быть такими: производственная форма, обменное поведение, дистрибутивное (распределительное) поведение, потребительское поведение.

*Верховин В. И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа.// СОЦИС, 1994, № 10.

Р. Рюттингер * приводит результаты исследований канадских ученых Кет де Врие и Д. Миллер, которые определили морально-психологический климат в коллективах различных организаций, а значит, и особенности их поведения посредством терминов, применяемых в психиатрии:

• драматическая (демонстративная) организация — несколько «показушное» поведение, демонстрация бурной деятельности, забота о производимом впечатлении. Обычно это организации в стадии бурного роста, находящиеся на этапе экспансии на рынке. Стиль руководства, в основном,кооперативный;

• депрессивная организация — консервативная, бюрократизированная, «зарегулированная» , стремящаяся к сохранению «статус-кво». По сути, бюрократическая организация. Такая способна выжить только в условиях стабильности на рынке, слабой конкуренции. Преобладающий стиль управления — авторитарно-бюрократический;

• шизоидная организация — сниженная внешняя активность, преобладание внутренней жизни («расщепление ума»); воздействие высшего руководства не ощущается, цели и стратегия развития не ясны, среднее звено управления стремится к личному благополучию, к созданию «удельных княжеств», к завоеванию расположения высшего руководства. Карьеру делают оппортунисты, соглашатели, любимчики начальства. Стиль управления — попустительский;

• параноидальная организация испытывает постоянный страх перед контролем, старается подстраховаться на все случаи жизни, стратегия не активная, а реактивная, ориентация на защиту. Большое внимание уделяется обоснованиям, регламентам, инструкциям и их утверждению «в верхах». Бюрократический стиль управления;

• принудительная организация характеризуется также стремлением к избежанию ошибок, строгим

соблюдением иерархии, инертностью, излишним вниманием к мелочам. Стиль управления — патриархальный.

*Рюттингер Р. Культура предпринимательства. — М.: Эком, 1992. С. 113-120

В. Зигерт и Л. Ланг * как и многие другие, рассматривают динамические процессы, происходящие в жизни организации как целостного организма и выделяют отдельные этапы онтогенеза организаций и особенности их поведения на разных этапах (фазы пионерная, консолидации, интеграции и роста и субфазы как варианты отклонений от нормального развития — слишком бурный рост и бюрократизация). Есть в их подходе некоторое сходство с теориями развития групп, они однозначно связывают развитие организации с развитием людей (см. рис. 4.1. и пояснения к нему).

Рис. 4.1. Развитие организации — это развитие людей (по Зигерт и Данг)

 

Недостатки: отсутствие опыта в некоторых областях. Недооценка некоторых, на первый взгляд, малозначащих факторов. Фаза 1а— «бурный рост» — несет негативные элементы: события выходят из-под контроля, размывается ответственность, ощущается недостаток информации, возникают стрессы. Отсутствует взаимопонимание, возможен холостой ход, нарушаются согласованные сроки, появляются трудности с ликвидностью, идет борьба за власть. Фаза 2 — «консолидация». Преимущества: рост в координируемом и контролируемом направлении.

Четко регулируются вопросы компетенции и ответственности. Обеспечивается надежность коммуникационных связей. Организация строится на деловой основе без привязки к конкретным людям. В работе больше порядка и систематизации. Недостатки: процессы замедляются. Дисциплина накладывает ограничения. Больше промежуточных, а не конечных целей. Люди «первого призыва» чувствуют разочарование. Фаза 2а — «бюрократизация» — ведет к стагнации: формуляры становятся важнее дела. Множатся предписания и «основные направления». Собственно цели уходят на второй план. Идут бумажные войны. Затраты увеличиваются. Приказы заменяют мотивацию. фаза 3 — «интеграция и рост». Преимущества: всем становится ясно, что они сидят в «одной лодке».

Каждый учится ценить работу другого. Дух «единой команды» придает новые силы. Рост становится не стихийным, а осознанным. Недостатки: «большой не значит красивый». По- видимому, имеется в виду, что сам по себе рост не должен являться целью, следует думать о качестве, о развитии культуры организации, связанной с культурой общества,

4.2.3. Технократический подход

Возведя во главу угла достижение хозяйственной организацией таких целей, как выполнение заданий (планов) вышестоящих организаций, достижение максимальной прибыли, легко скатиться на позиции технократического подхода, когда организация рассматривается как устройство по переработке ресурсов и получению продукции. Критерием успешности организации в этом случае является одобрение вышестоящей организации, задающей цели, выполнение плана или получение намеченного объема прибыли. С позиций социально-психологического подхода, это организации тоталитарного типа или бюрократия в худшем смысле этого слова.

Отечественная административно-командная система обеспечила жесткую унификацию и типизацию всех сфер деятельности предприятий. Деятельность и поведение советского предприятия определяли такие факторы:

1. Типовая организационная структура и штатное расписание, привязанные к параметрам численности, типа и вида производства.

2. Типовые уставы, положения о предприятиях.

3. Типовые технологии, схемы материальных, денежных и документопотоков.

4. Типовые права, обязанности, ответственность работников всех уровней, закрепленные в типовых «Положениях о подразделениях», «Квалификационных справочниках должностей», «Тарифно- квалификационных справочниках», «Должностных инструкциях», коллективных договорах, трудовых соглашениях.

5. Типовые взаимоотношения людей на производстве, регулируемые с помощью партийных, комсомольских и профсоюзных организаций, Советов трудовых коллективов, женсоветов и других органов, деятельность которых также регулировалась типовыми уставами и положениями.

Тем не менее, предприятия все же сохраняли свою индивидуальность, хотя возможности ее проявления были ограничены. Такая система управления производством базировалась на унифицированной системе образования всех уровней, гарантировала занятость, облегчала адаптацию при смене места работы.

4.2.4. Культурологический подход

В развитом гражданском обществе почти общепризнанно, что бизнес обязан играть активную общественную роль, а вопросы социальной ответственности и деловой этики должны беспокоить руководителей бизнеса в такой же степени, как и вопросы эффективности производства. Видный
современный социолог и экономист Р.Мертон указывает на необходимость для современного бизнесмена видеть интересы трех групп, зачастую несовпадающие, но от удовлетворения которых зависит будущее организации: это интересы собственников фирмы (акционеров), потребителей продукции (покупателей) и сотрудников фирмы. Определение целей организации — должна ли она действовать ради получения максимальной прибыли или «служить потребителям» — представляет собой важнейший нравственный вопрос, который решает руководитель. И хотя уже давно доказано, что внимание к потребителю, клиентуре предприятия определяет его устойчивость, обеспечивает долгосрочные интересы, эта истина с трудом усваивается даже в странах с развитым рынком. Р. Мертон подчеркивает, что такой нравственный выбор «во многом определяется системой ценностей, в рамках которых действует корпорация. А эти ценности, в свою очередь, основаны не столько на экономических функциях корпорации, сколько на культуре, традициях, собственном опыте и на личной склонности их руководителей, обнаруживающихся в текущей экономической, политической и социальной ситуации»*. Главе процветающей американской фирмы «IBM» Томасу Уотсону-младшему принадлежат такие слова: «Я глубоко убежден в том, что каждое предприятие, чтобы выжить и преуспевать, нуждается в здоровом наборе основных убеждений, которыми оно руководствуется во всех решениях и мероприятиях»**.

* ЗдравомысловА. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс, 1995. С. 257. **РюттингерР. Культура предпринимательства. — М.: Эком, 1992. С. 11.

Культурологический подход, т. е. исследование процессов, происходящих на предприятиях через призму культуры фирмы, выделение культуры фирмы в качестве ведущего фактора, определяющего специфику фирмы, особенности взаимодействия работников, требования к работникам и отношение к ним, применяет Р. Рюттингер*.

*Рюттингер Рольф. Культура предпринимательства. — М.: ЭКОМ, 1992. С. 147-158.

В основу типологии культур, разработанной Дил и Кеннеди и приводимой Р. Рюттингер, положена специфика вида деятельности, что позволяет говорить об аналогии с подходом В. Верховина к типологизации экономического поведения фирмы.

Условиями, на основе которых Р. Рюттингер разделяет культуры предприятия, являются степень риска и скорость обратной связи с внешней средой, рынком, как это показано на рис. 4.2.

обратная связь
медленная

быстрая

Культура Спекулятивная
культура
торговли (культура
  выгодных сделок)
Административная Инвестиционная
культура культура
малый большой риск

 

Рис. 4.2. Схема специфических отраслевых культур

Здесь же приводятся суждения одифференциации требований к работникам, предъявляемых предприятиями разных отраслевых культур:

• культура торговли относится к торговым фирмам, сбытовым организациям, маклерским конторам по продаже недвижимости, финансовым организациям и отчасти к фирмам-производителям компьютеров. От работников требуется максимизация количества деловых контактов с клиентами, настойчивость в поиске выгодных сделок. Поэтому поощряется высокая активность, склонность к экспериментам и наличие таких черт характера, как дружелюбие, обаяние, красноречие, юмор, скорее прагматичность, чем духовность, коллективизм, умение быстро принимать решения и проверять их на практике, коммуникабельность. Обычно речь идет о молодых людях, мотивированных принадлежностью к успешно действующей команде и финансовыми стимулами. При такой культуре в сотрудниках развиваются негативные качества, затрудняющие их успешную
деятельность в условиях других культур: погоня за количеством в ущерб качеству, ориентация на достижение краткосрочного успеха, придание личным связям большей ценности, чем связям с фирмой, т. е. недостаточная преданность фирме, неустойчивость к трудностям, переживаемым фирмой и склонность в этих случаях к смене места работы. Для фирмы это чревато высокой текучестью кадров, слабостью прогнозирования, сложностями в формировании корпоративной культуры;

• культура выгодных сделок (спекулятивная культура) присуща организациям, имеющим дело с ценными бумагами, платежными средствами, сырьем. Элементы этой культуры наблюдаются в сфере моды, шоу-бизнеса, производства косметики, в спорте, в рекламных и венчурных организациях. Обычно происходит быстрое заключение сделок и получение денег, необходимо быстрое использование шансов. Требуются предприимчивые работники, молодые как по возрасту, так и «по состоянию души», индивидуалисты, обладающие высоким самомнением (завышенной самооценкой), тщеславием, проявляющие бойцовские и агрессивные качества, твердость, соревновательный дух, отсутствие эмоций. В работе используется язык жестов и короткие реплики. Для таких людей характерна неспособность к коллективному труду, наличие причуд и суеверий, склонность к азартной игре. Работники мотивированы материальными вознаграждениями, возможностью «стать звездой», работой «на износ», требующей постоянного напряжения;

• административная культура характерна для организаций сферы обслуживания, сервиса, присуща предприятиям хорошо защищенных отраслей, крупным, стабильно работающим фирмам и некоторым банкам, страховым компаниям. Такие организации имеют сильные тенденции к самосохранению и развиваются по своим законам. Правомерно культуру таких организаций назвать «бюрократической». В таких организациях слабое кооперирование, первоочередное внимание уделяется не результату, а форме. Решения, как правило, всесторонне обдуманы и подстрахованы, общение и поведение — церемониально-субординационное, многочисленны ритуалы, четко проработаны и соблюдаются правила распорядка. В работниках поощряется аккуратность, основательность, осторожность, придирчивость, педантичность, покорность, адаптивность. Связь между результатом и вознаграждением обычно отсутствует, повышения работникам даются «за выслугу лет». Мотивация зафиксирована в соответствующих документах и зачастую достаточно субъективна: зависит от воли начальства и личностных качеств работника в восприятии начальника. Зачастую такая организация работает сама на себя, у нее слабая связь с обществом и плохая репутация в обществе;

• инвестиционная (инновационная) культура присуща организациям, ориентированным на будущее, — нефтяным компаниям, инвестиционным банкам, строительным компаниям, в некоторой степени — армии и промышленным предприятиям, занятым производством средств производства. В работниках ценится основательность, осмотрительность, терпеливость, настойчивость, верность слову. В условиях высокой степени риска, когда при неудаче фирма может погибнуть, а работники и руководство потерять свои рабочие места, решения тщательно проверяются, принимаются коллективно. Большое значение придается профессионализму, опыту, творчеству.

Здесь интересна жесткая увязка культуры фирмы и требований к работникам, констатация влияния культуры организации на воспитание работников, некоторое сходство терминов, используемых для описания культуры организации, с теми, что используются при описании поведения человека.

Отечественный подход к культуре предпринимательства в настоящее время базируется на моделях стран с развитым рынком и, по-видимому, не может считаться адекватным реальности ввиду отсутствия системных совпадений изучаемых объектов, т. е. экономических, политических, правовых и прочих условий существования предпринимательства, внутренней и внешней среды самих предприятий. В связи с этим представляется полезным рассмотрение отечественных подходов к решению проблемы культуры в производственной сфере, сложившихся в советское время.

В отечественной науке о труде превалировали понятия «культура производства» и «культура труда». Культура труда понималась как составная часть культуры народа, определялась культурным уровнем работника, его профессионализмом, образованностью, компетентностью, соблюдением дисциплины, норм и правил работы, формами общения с другими людьми. Культура труда как явление относилась к личности работника. Культура производства воспринималась как сложное явление, в котором проявляются все звенья системы: культурный человек — наука — техника — производство. Состав культуры производства включал культуру условий, средств труда и трудового процесса, культуру управления и межличностных отношений в трудовом коллективе, культуру самих работников.[46] Мы считаем такой подход к культуре организации более адекватным состоянию отечественной экономики и методологически правильным по следующим соображениям:

• рассмотрение всех элементов, определяющих культуру предприятия, а не только факторов

духовной культуры, которым уделяется сейчас основное внимание в развитых странах, представляется более системным. Действительно, материальные элементы культуры предприятия оказывают столь же сильное влияние на конечные результаты и имидж фирмы, как и духовные, но они невидимы потребителю продукции и менее доступны для оценки. Предприятие с низкой материальной культурой труда может пустить пыль в глаза клиенту, но для серьезных деловых отношений не годится. Отношения на доверии в условиях сокрытия информации о состоянии средств производства построить не удастся, а значит, не удастся и привлечь клиентов для длительного сотрудничества, что является залогом успеха в бизнесе. Чуть ниже мы обоснуем этот тезис;

• по-видимому, концентрация внимания на духовной культуре предпринимательства в западных

странах отражает их высокий уровень в обеспечении материальными элементами культуры. Здесь уместна аналогия с применением систем стимулирования работников: если в США уровень удовлетворенности физиологических потребностей (по теории А. Маслоу) составляет 90%, потребности в безопасности на 70%, потребность в уважении на 40%, а в самоактуализации всего на 15%, то там и приходится применять потенциал высших потребностей, поэтому столь популярны теории МакКлелланда и Герцберга. У нас же пока у большинства населения не обеспечены витальные потребности, а наиболее сильным и ожидаемым стимулом остается оплата труда;

• понятия «культура производства», «культура труда» — более привычны для многих отечественных

предпринимателей, которые получили образование в советский период.

образования и квалификации работника, его отношение к труду, дисциплинированность (включая технологическую и трудовую дисциплину), исполнительность, творчество.

Подход А. Маслоу к отображению потребностей человека представляется продуктивным для демонстрации структуры и взаимосвязи элементов культуры предприятия. Только в этом случае пирамида получается «двуглавой», поскольку в культуре фирмы различается ее внешне направленная и внутренняя составляющие (рис. 4.3). Такое отображение элементов культуры фирмы не может претендовать на универсальность, применимость к каждому конкретному предприятию. Уникальность организаций проявляется, в частности, в неповторимости всех элементов культуры и путей их развития. Однако, в общем случае, при рассмотрении элементов и их целесообразного соотношения, выработке отношения к материальным элементам как базисным, в значительной степени определяющим элементы духовные, эта схема представляется полезной.


 

Рис. 4.3. Схема элементов культуры организации по уровням Взаимоотношения субъектов организации можно и полезно рассматривать как взаимоотношение культур: элементы культуры личности влияют на ее ожидания и представление о культуре будущего места работы. Источником конфликта может быть разный уровень культур субъектов организации. Прогноз успеха будущего взаимодействия должен включать и прогноз культурных особенностей партнера по общению, будь то личность, группа или организация.

Пример удачного соотношения культуры организации и культуры поведения сотрудников, внутренней и внешней культуры корпорации показывают передовые японские компании. Как правило, у них сформулированы миссия и базовые цели, установлены основы политики, или средства, используя которые компания стремится к достижению базовых целей; кодекс поведения сотрудников, элементы которого пропагандируются, воспроизводятся, рассматриваются как критерии оценки деятельности. Р. Л. Кричевский приводит данные об элементах культуры корпораций Японии, полученных в результате исследований, проведенных Т. Коно на 269 предприятиях [47].


3. Высокая производительность А. Прогресс технологии корпорации

Кодекс поведения сотрудников включает следующие группы критериев:

1. Отношение к компании

1.1. Преданность

1.2. Благодарность (а как должна себя вести корпорация по отношению к сотрудникам, чтобы они были ей преданы и благодарны?)

2. Отношение к работе

2.1. Усердие

2.2. Ответственность, исполнение долга

2.3. Бережливость, аккуратность, терпеливость

2.4. Чувство гордости за свою работу

3. Отношение к старшим, коллегам, подчиненным

3.1. Сотрудничество

3.2. Приязнь и учтивость

4. Отношение к себе

4.1. Здоровье

4.2. Прилежание

4.3. Бодрость

4.4. Моральная устойчивость.

Высокие моральные качества сотрудников как залог процветания корпорации являются предметом постоянной заботы. Так, в компании «Мацусита электрик» на то, чтобы дать новым работникам техническую квалификацию, вдохновить их философией, целями и политикой компании, тратится около восьми месяцев. Таков, собственно адаптационный период для новичков этой кампании, включающий и профессиональную, и социальную адаптацию, и включение в структуру собственных ценностей, целей, основных элементов культуры компании. Это воспитание сочетается с прозрачным планированием и экономикой фирмы, с ритуалами и другими условиями внедрения и поддержания корпоративной культуры, ее проникновения в психику персонала, его мотивацию. Приведем также деловое кредо компании «Мацусита электрик».

Миссия;

а) быть членом промышленного сообщества;

б) стремиться улучшить социальную жизнь людей;

в) изготавливать дешевые, «как воздух», электробытовые приборы.

Базовые цели:

а) рост, благодаря взаимной выгоде компании и потребителей;

б) получение прибыли путем служения обществу;

в) честная конкуренция на рынке;

г) взаимная выгода для компании и поставщиков, посредников и акционеров;

д) участие всех работающих в компании в ее управлении.

Кодекс поведения сотрудников (так называемые «Семь духов» компании «Мацусита»):

а) обеспечение высокого вклада фирмы «Мацусита» в промышленность;

б) честность и преданность;

в) гармония и сотрудничество;

г) борьба за улучшения;

д) учтивость и скромность;

е) адаптация и восприимчивость;

ж)признательность.

Можно ли найти сейчас в нашей стране компании, имеющие аналогичное деловое кредо и похожие результаты, и не является ли этот пример еще одним доказательством необходимости и эффективности восприятия персонала как главного достояния организации, а всей организации — как коллективного

члена общества?

Повторим, что на отношение к персоналу, на содержание кадровой политики определяющее влияние оказывают особенности восприятия персонала руководителем организации, уровень и структура его личной культуры.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.