Подходы к управлению организацией и ее организационной структуре
Управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу (по Друкеру)[48].
*Мескон М. X. и др. С. 116.
На наш взгляд, точнее было бы вместо слова «воздействие» применить слово «взаимодействие». В этом случае точнее был бы отражен характер отношений организации с внешней средой, активность и самостоятельность сторон взаимодействия.
Рассмотрим особенности поведения организации, проявляющиеся в зависимости и во взаимоотношениях с некоторыми субъектами и факторами внешней среды. 4.3.2. Особенности рынка и организационно-правовой формы организации как факторы ее поведения
Характерные черты четырех основных моделей рынка, влияющих на поведение хозяйственных организаций, действующих на этих рынках, и особенности поведения участников этих рынков, приводятся в табл. 4.1 [49].
Таблица 4.1. Модели рынка и поведение организации
| Основные модели рынка
| Характер -ная черта
| Чистая конкуренция
| Монополистическая Конкуренция (чистая конкуренция при Небольшой Монопольной Власти)
| Олигополия
| Чистая монополия
| Число фирм на рынке
| Очень
большое
число
| Много
| Несколько
| Одна
| Тип
продукта
| Стандартизованный (однородный и близкий по качеству у всех
продавцов)
| Дифференцированный (на рынке есть разновидности взаимозаменяемых товаров)
| Стандартизованный или
дифференцированный
| Уникальный; нет
близких
заменителей
| Контроль над ценой
| Отсутствует («Соглашающийся с ценой»)
| Некоторый, но в довольно узких рамках (т.к. фирма владеет только частью рынка)
| Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре
| Значительный («Диктующий цену»)
| Условия вступления в отрасль (отношение к
Новичкам)
| Очень легкие, препятствия отсутствуют
| Сравнительно легкие
| Наличие
существенных
препятствий
| Блокировано
| Неценовая Конкуренция
(отношения
участников
рынка по горизонтали)
| Отсутствует
| Значительный упор на Рекламу, торговые знаки, торговые марки и т. д. (качество, условия продаж и т. п.)
| Очень типична, особенно при дифференциации продукта
| Главным образом, реклама связи фирмы с общественными организациями (есть соблазн давления на поставщиков и банки, поношения конкурентов, демпинга с целью разорения конкурента)
| |
Примеры
| Сельское
| Розничная торговля,
| Производство стали,
| Местные предприятия
|
| хозяйство
| производство одежды,
| автомобилей, сельско-
| общественного
|
|
| обуви
| хозяйственного
| пользования
|
|
|
| инвентаря, многих
| (коммунальные
|
|
|
| бытовых
| службы газо- и
|
|
|
| электроприборов
| водообеспечения,
|
|
|
| (картели, ОПЕК и т.
| телефонные компании,
|
|
|
| п.)
| «Де Бирс» и т. п.)
|
В настоящее время в России сложилась следующая система юридических лиц (организаций)
(рис.4.5):
Особенности владения, управления организациями и поведения их субъектов, вытекающие из организационно-правовой формы, и прав и поведения граждан, включенных в их создание и/или деятельность, показаны в табл.4.2 (по материалам Гражданского Кодекса РФ).
Таблица 4.2. Организационно-правовая форма организации и факторы поведения
Органи-
|
|
|
|
| зацион-
| Ответственность
| Высший
| Исполнительный орган
| Компетенция высшего органа
| но-пра-
| участников
| орган
|
|
| вовая
|
| управления
|
|
| форма
|
|
|
|
| |
ООТ
| Риск убытков
| Общее
| Коллегиальный или
| Изменение устава, размера
|
| в пределах
| собрание
| единоличный
| уставного
|
| стоимости
| участников
|
| капитала, образование и
|
| вклада
|
|
| прекращение полномочий
|
|
|
|
| исполнительного органа,
|
|
|
|
| утверждение годовых отчетов,
|
|
|
|
| балансов, распределение
|
|
|
|
| прибыли
|
|
|
|
| и убытков, решение о
|
|
|
|
| реорганизации и ликвидации,
|
|
|
|
| избрание ревизионной
|
|
|
|
| комиссии
| ОДО
| Солидарная,
| То же
| То же
| То же
|
| своим
|
|
|
|
| имуществом
|
|
|
|
| кратно
|
|
|
|
| стоимости.
|
|
|
|
| вклада
|
|
|
| ЗАО
| Солидарная, в
| Общее
| Коллегиаль
| Изменение устава, уставного
|
| размере
| собрание
| ный — правление,
| капитала, избрание совета
|
| принадлежа
| акционеров.
| дирекция, или
| директоров, ревизионной
|
| щих акций.
| Если
| единоличный —
| комиссии,
|
| Акции
| акционеров
| директор, ген.директор
| досрочное прекращение их
|
| Распространяют-
| свыше 50,
|
| полномочий, образование
|
| ся среди
| создается
|
| исполнительного органа и
|
| определенного
| совет
|
| досрочное
|
| круга лиц
| директоров
|
| прекращение его полномочий
|
| (наблюдател
|
| (если это не передано в
|
|
| ьный совет)
|
| компетенцию совета
|
|
|
| директоров), утверждение
|
|
|
|
| финансового отчета и
|
|
|
|
| результатов,
|
|
|
|
| реорганизация и ликвидация
|
|
|
|
| общества
| ОАО
| То же, но
| То же
| То же
| То же
|
| акции продаются
|
|
|
|
| открыто и без
|
|
|
|
| согласия других
|
|
|
|
| акционеров,
|
|
|
|
| открытая
|
|
|
|
| публикация
|
|
|
|
| годового отчета,
|
|
|
|
| баланса, счета
|
|
|
|
| прибылей и
|
|
|
|
| убытков
|
|
|
| Произ-
| В размере
| Собрание
| Правление
| Изменение устава, образование
| водст-
| имущественного
| членов; если
| и/или его
| и
| венный
| пая
| свыше 50
| председатель
| прекращение полномочий
| коопера
|
| членов —
|
| членов
| тив
|
| избирается
|
| наблюдательного совета и
|
|
| наблюдатель
|
| правления, прием и исключение
|
|
| -ный совет
|
| членов,
|
|
| для
|
| утверждение отчета, баланса,
|
|
| контроля за
|
| распределение прибыли и
|
|
| исполнитель
|
| убытков,
|
|
| -ным
|
| реорганизация и ликвидация
|
|
| органом
|
|
| Гос. и
| Не наделено
| Собственник
| Руководитель,
|
| Муници
| правом
|
| назначаемый
|
| пальное
| собственности
| Унитарное с
| собственником
|
| унитар-
| на
| правом
| или его
|
| ное
| закрепленное
| хоз.
| уполномоченным и
|
| предп-
| имущество.
| владения.
| подотчетный
|
| риятие
|
| Имеет устав,
| собственнику
|
|
|
| может
|
|
|
|
| создавать
|
|
|
|
| дочерние
|
|
|
|
| предприятия
|
|
|
|
| с передачей
|
|
|
|
| части
|
|
|
|
| имущества;
|
|
|
|
| собственник
|
|
|
|
| не отвечает
|
|
|
|
| по его
|
|
|
|
| обязательст-
|
|
|
|
| вам.
|
|
|
|
| Унитарное
|
|
|
|
| на праве
|
|
|
|
| оперативног о
|
|
|
|
| управления
|
|
|
|
| федеральное
|
|
|
|
| казенное
|
|
|
|
| на основе
|
|
|
|
| федеральной
|
|
|
|
| собственнос
|
|
|
|
| ти, создается
|
|
|
|
| решением
|
|
|
|
| Правительст
|
|
|
|
| -ва,
|
|
|
|
| ответствен-
|
|
|
|
| ность —
|
|
|
|
| Субсидиарн
|
|
|
|
| ая РФ
|
|
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|