Здавалка
Главная | Обратная связь

Подходы к управлению организацией и ее организационной структуре



Управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу (по Друкеру)[48].


 

*Мескон М. X. и др. С. 116.

На наш взгляд, точнее было бы вместо слова «воздействие» применить слово «взаимодействие». В этом случае точнее был бы отражен характер отношений организации с внешней средой, активность и самостоятельность сторон взаимодействия.

Рассмотрим особенности поведения организации, проявляющиеся в зависимости и во взаимоотношениях с некоторыми субъектами и факторами внешней среды. 4.3.2. Особенности рынка и организационно-правовой формы организации как факторы ее поведения

Характерные черты четырех основных моделей рынка, влияющих на поведение хозяйственных организаций, действующих на этих рынках, и особенности поведения участников этих рынков, приводятся в табл. 4.1 [49].

Таблица 4.1. Модели рынка и поведение организации

  Основные модели рынка
Характер -ная черта Чистая конкурен­ция Монополистическая Конкуренция (чистая конкуренция при Небольшой Монопольной Власти) Олигополия Чистая монополия
Число фирм на рынке Очень большое число Много Несколько Одна
Тип продукта Стандар­тизованный (однород­ный и близ­кий по качеству у всех продавцов) Дифференцированный (на рынке есть разновидности взаимозаменяемых товаров) Стандартизованный или дифференцированный Уникальный; нет близких заменителей
Контроль над ценой Отсутствует («Соглаша­ющийся с ценой») Некоторый, но в довольно узких рамках (т.к. фирма владеет только частью рынка) Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Значительный («Диктующий цену»)
Условия вступле­ния в отрасль (отноше­ние к Новичкам) Очень легкие, препятствия отсутствуют Сравнительно легкие Наличие существенных препятствий Блокировано
Неценовая Конкурен­ция (отноше­ния участни­ков рынка по горизонта­ли) Отсутствует Значительный упор на Рекламу, торговые знаки, торговые марки и т. д. (качество, условия продаж и т. п.) Очень типична, особенно при дифференциации продукта Главным образом, реклама связи фирмы с общественными организациями (есть соблазн давления на поставщиков и банки, поношения конкурентов, демпинга с целью разорения конкурента)

 

Примеры Сельское Розничная торговля, Производство стали, Местные предприятия
  хозяйство производство одежды, автомобилей, сельско- общественного
    обуви хозяйственного пользования
      инвентаря, многих (коммунальные
      бытовых службы газо- и
      электроприборов водообеспечения,
      (картели, ОПЕК и т. телефонные компании,
      п.) «Де Бирс» и т. п.)

 

В настоящее время в России сложилась следующая система юридических лиц (организаций)

(рис.4.5):


 

Особенности владения, управления организациями и поведения их субъектов, вытекающие из организационно-правовой формы, и прав и поведения граждан, включенных в их создание и/или деятельность, показаны в табл.4.2 (по материалам Гражданского Кодекса РФ).

Таблица 4.2. Организационно-правовая форма организации и факторы поведения
Органи-        
зацион- Ответственность Высший Исполнительный орган Компетенция высшего органа
но-пра- участников орган    
вовая   управления    
форма        

 

ООТ Риск убытков Общее Коллегиальный или Изменение устава, размера
  в пределах собрание единоличный уставного
  стоимости участников   капитала, образование и
  вклада     прекращение полномочий
        исполнительного органа,
        утверждение годовых отчетов,
        балансов, распределение
        прибыли
        и убытков, решение о
        реорганизации и ликвидации,
        избрание ревизионной
        комиссии
ОДО Солидарная, То же То же То же
  своим      
  имуществом      
  кратно      
  стоимости.      
  вклада      
ЗАО Солидарная, в Общее Коллегиаль Изменение устава, уставного
  размере собрание ный — правление, капитала, избрание совета
  принадлежа акционеров. дирекция, или директоров, ревизионной
  щих акций. Если единоличный — комиссии,
  Акции акционеров директор, ген.директор досрочное прекращение их
  Распространяют- свыше 50,   полномочий, образование
  ся среди создается   исполнительного органа и
  определенного совет   досрочное
  круга лиц директоров   прекращение его полномочий
  (наблюдател   (если это не передано в
    ьный совет)   компетенцию совета
      директоров), утверждение
        финансового отчета и
        результатов,
        реорганизация и ликвидация
        общества
ОАО То же, но То же То же То же
  акции продаются      
  открыто и без      
  согласия других      
  акционеров,      
  открытая      
  публикация      
  годового отчета,      
  баланса, счета      
  прибылей и      
  убытков      

Произ- В размере Собрание Правление Изменение устава, образование
водст- имущественного членов; если и/или его и
венный пая свыше 50 председатель прекращение полномочий
коопера   членов —   членов
тив   избирается   наблюдательного совета и
    наблюдатель   правления, прием и исключение
    -ный совет   членов,
    для   утверждение отчета, баланса,
    контроля за   распределение прибыли и
    исполнитель   убытков,
    -ным   реорганизация и ликвидация
    органом    
Гос. и Не наделено Собственник Руководитель,  
Муници правом   назначаемый  
пальное собственности Унитарное с собственником  
унитар- на правом или его  
ное закрепленное хоз. уполномоченным и  
предп- имущество. владения. подотчетный  
риятие   Имеет устав, собственнику  
    может    
    создавать    
    дочерние    
    предприятия    
    с передачей    
    части    
    имущества;    
    собственник    
    не отвечает    
    по его    
    обязательст-    
    вам.    
    Унитарное    
    на праве    
    оперативног о    
    управления    
    федеральное    
    казенное    
    на основе    
    федеральной    
    собственнос    
    ти, создается    
    решением    
    Правительст    
    -ва,    
    ответствен-    
    ность —    
    Субсидиарн    
    ая РФ    

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.