Основы профессиографии
Профессиограмма — описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно- гигиенических, психологических и других особенностей профессии и ее специальностей[57]. Профессиография (описание профессии) представляет возможности для выявления и описания требований не только профессии и специальности, но и группы рабочих мест и даже отдельного рабочего места. Целесообразность использования такого трудоемкого метода и рамки его использования определяются с учетом затрат и важности ожидаемых результатов. Существуют и другие подходы к установлению требований рабочего места, в частности применяемые в процессе проведения анализа содержания труда, аттестации и рационализации рабочих мест. Речь о них пойдет дальше. Основные этапы разработки профессиограммы: 1. Изучение и описание профессионального труда методами научных дисциплин: физиологии труда, гигиены труда, психологии (инженерной, социальной, педагогической), социологии, экономики, юриспруденции. 2. Анализ, систематизация, синтез информации. 3. Разработка дисциплинарно-частных профессиограмм: физиологической, санитарно-гигиенической, психологической, социологической, экономической, правовой. 4. Обобщение частных профессиограмм. 5. Разработка универсально-комплексной профессиограммы. 6. Разработка специальных профессиограмм целевого назначения для: 1) профориентации и консультации; 2) оптимизации санитарно-гигиенических условий труда и режимов труда и отдыха; 3) повышения безопасности труда, надежности персонала; 4) стабилизации кадров; 5) решения социально-психологических вопросов коллектива; 6) повышения качества труда. • высокая абсолютная чувствительность: зрительного анализатора, слухового анализатора, вкусовая чувствительность, обоняние, осязание, мышечная чувствительность и др. (можно рассмотреть отдельно абсолютную и относительную чувствительность тех или иных анализаторных систем как чувствительность к изменениям интенсивности фактора); • быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т. д. Методы выявления этих качеств описаны в работах К. К. Платонова по индустриальной психологии; • восприятие формы, размеров, скорости, времени, расстояния; • наблюдательность; • показатели внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрация, распределенность, помехоустойчивость; • разновидности памяти: оперативная, долговременная, наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, зрительная, слуховая; • показатели памяти: объем, быстрота, точность, длительность сохранения информации; • способность запоминать, хранить в памяти и воспроизводить правила, инструкции; • разновидности мышления: наглядно-действенное, абстрактно-логическое, образное, репродуктивное, продуктивное (творческое); • скорость мыслительных действий; • способность мышления к анализу, синтезу, абстракции, классификации, систематизации, конкретизации, планированию, пониманию графического материала, пониманию словесного материала; • способность быстро и точно принимать решения; • инициативность; • хорошая ориентировка в пространстве и способность к оперированию пространственными представлениями; • показатели психомоторной деятельности: скорость, точность, координация, устойчивость, ритм двигательных актов; • скорость реакции в простых и сложных ситуациях; • подвижность пальцев; • точность осуществления простых действий в условиях дефицита времени, монотонной работы, работы с малой интенсивностью; • быстрота выработки и перестройки двигательных и умственных навыков; • разборчивость речи; • отсутствие в напряженной обстановке: напряженности, растерянности, тенденций к возбуждению и нервозности, замешательства, чрезмерной осторожности; • способность работать при наличии риска или опасности с сохранением или повышением производительности (вид стресса, устойчивость к стрессам); • уравновешенность; • бдительность; • показатели характера: целеустремленность, исполнительность, выдержка, выносливость, принципиальность, трудолюбие, энтузиазм, общительность, самокритичность (можно добавить: акцентуация характера, конфликтность, локус контроля, темперамент, психологический тип, психологический профиль по Кэттеллу, коэффициент интеллекта IQ и др.); • моральные качества, стремление к развитию в работе, к руководству, трудовой или культурно- производственный потенциал, потенциал к руководящей работе; • положительная мотивация и направленность на профессиональную деятельность; • профессионально-обусловленные качества (готовность к работе): подготовленность, опыт профессиональной деятельности (психомоторный, интеллектуальный, технический, организаторский), определяемый спецификой профессии, специальности, организацией и содержанием труда. С целью разработки более точной профессиограммы, например, для совершенствования организации труда и оздоровления работников, полезно разработать профессиографический опросник, содержащий перечень признаков, степень их важности и периодичности применения качеств, предварительно отобранных компетентными экспертами. При заполнении профессиографического опросника следует отметить порядковый номер важного для данной профессии качества, а степень важности обозначить в соответствующей графе числовым и буквенным кодом по следующей системе: • важность качества: 1 — совершенно необходимо, 2 — весьма желательно, 3 — желательно, 4 — почти безразлично; • качество требуется: ПС — постоянно, ПР — периодически, ИН — иногда. Форму опросника приводим в табл. 5.5.
Вышеприведенный перечень признаков можно дополнить еще и таким набором: • способность: быстро читать печатный текст, разбирать неясный почерк, понимать неясное произношение; • умение читать чертежи, схемы и т. д. Сюда же целесообразно включить блок профессиональных требований из квалификационной характеристики и требований, вытекающих из специфики рабочего места. При этом следует определить степень достаточности владения отдельными составляющими профессионализма: на уровнях: знания, умения, навыка или: в высокой степени, выше среднего, среднего уровня, ниже среднего: • владение иностранным языком, вопросами биржевых операций и т. п.; • память на лица; • память на слова; • умение грамотно писать; • почерк; • стабильность позитивного эмоционального состояния; • поведение в общении, преобладающая позиция; • умение не отвлекаться на представителей другого пола; • умение рассказывать и комментировать; • способность не поддаваться чужому влиянию; • снисходительность, терпимость; • способность к лидерству; • отношение к интересам фирмы; • обаяние; • осторожность; • умение хранить тайну; • способность подчиняться, исполнительность; • сдержанность и т. д. ПРИМЕР профессиографии Анализ потенциала (требований к должностям) работников компании «Люфтганза», проведенный в * 1991 г. с участием более 80 менеджеров разного уровня.
Пояснения к рис. П5.1-П5.2 1 — параметр нераспознаваем 2—параметр распознаваем, но не выражен 3 —параметр выражен 4 —параметр ярко выражен 5 — параметр чрезвычайно ярко выражен Номера строк соответствуют номерам параметров требований к работникам, указанным в таблице.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|