Здавалка
Главная | Обратная связь

Основы профессиографии



Профессиограмма — описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно- гигиенических, психологических и других особенностей профессии и ее специальностей[57]. Профессиография (описание профессии) представляет возможности для выявления и описания требований не только профессии и специальности, но и группы рабочих мест и даже отдельного рабочего места. Целесообразность использования такого трудоемкого метода и рамки его использования определяются с учетом затрат и важности ожидаемых результатов. Существуют и другие подходы к установлению требований рабочего места, в частности применяемые в процессе проведения анализа содержания труда, аттестации и рационализации рабочих мест. Речь о них пойдет дальше. Основные этапы разработки профессиограммы:

1. Изучение и описание профессионального труда методами научных дисциплин: физиологии труда, гигиены труда, психологии (инженерной, социальной, педагогической), социологии, экономики, юриспруденции.

2. Анализ, систематизация, синтез информации.

3. Разработка дисциплинарно-частных профессиограмм: физиологической, санитарно-гигиенической,

психологической, социологической, экономической, правовой.

4. Обобщение частных профессиограмм.

5. Разработка универсально-комплексной профессиограммы.

6. Разработка специальных профессиограмм целевого назначения для:

1) профориентации и консультации;

2) оптимизации санитарно-гигиенических условий труда и режимов труда и отдыха;

3) повышения безопасности труда, надежности персонала;

4) стабилизации кадров;

5) решения социально-психологических вопросов коллектива;

6) повышения качества труда.

• высокая абсолютная чувствительность: зрительного анализатора, слухового анализатора, вкусовая

чувствительность, обоняние, осязание, мышечная чувствительность и др. (можно рассмотреть отдельно абсолютную и относительную чувствительность тех или иных анализаторных систем как чувствительность к изменениям интенсивности фактора);

• быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т. д. Методы

выявления этих качеств описаны в работах К. К. Платонова по индустриальной психологии;

• восприятие формы, размеров, скорости, времени, расстояния;

• наблюдательность;

• показатели внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрация, распределенность,

помехоустойчивость;

• разновидности памяти: оперативная, долговременная, наглядно-образная, словесно-логическая,

двигательная, зрительная, слуховая;

• показатели памяти: объем, быстрота, точность, длительность сохранения информации;

• способность запоминать, хранить в памяти и воспроизводить правила, инструкции;

• разновидности мышления: наглядно-действенное, абстрактно-логическое, образное, репродуктивное,

продуктивное (творческое);

• скорость мыслительных действий;

• способность мышления к анализу, синтезу, абстракции, классификации, систематизации,

конкретизации, планированию, пониманию графического материала, пониманию словесного материала;

• способность быстро и точно принимать решения;

• инициативность;

• хорошая ориентировка в пространстве и способность к оперированию пространственными

представлениями;

• показатели психомоторной деятельности: скорость, точность, координация, устойчивость, ритм

двигательных актов;

• скорость реакции в простых и сложных ситуациях;

• подвижность пальцев;

• точность осуществления простых действий в условиях дефицита времени, монотонной работы, работы

с малой интенсивностью;

• быстрота выработки и перестройки двигательных и умственных навыков;

• разборчивость речи;

• отсутствие в напряженной обстановке: напряженности, растерянности, тенденций к возбуждению и

нервозности, замешательства, чрезмерной осторожности;

• способность работать при наличии риска или опасности с сохранением или повышением

производительности (вид стресса, устойчивость к стрессам);

• уравновешенность;

• бдительность;

• показатели характера: целеустремленность, исполнительность, выдержка, выносливость,

принципиальность, трудолюбие, энтузиазм, общительность, самокритичность (можно добавить: акцентуация характера, конфликтность, локус контроля, темперамент, психологический тип, психологический профиль по Кэттеллу, коэффициент интеллекта IQ и др.);

• моральные качества, стремление к развитию в работе, к руководству, трудовой или культурно-

производственный потенциал, потенциал к руководящей работе;

• положительная мотивация и направленность на профессиональную деятельность;

• профессионально-обусловленные качества (готовность к работе): подготовленность, опыт

профессиональной деятельности (психомоторный, интеллектуальный, технический, организаторский), определяемый спецификой профессии, специальности, организацией и содержанием труда.

С целью разработки более точной профессиограммы, например, для совершенствования организации труда и оздоровления работников, полезно разработать профессиографический опросник, содержащий перечень признаков, степень их важности и периодичности применения качеств, предварительно отобранных компетентными экспертами.

При заполнении профессиографического опросника следует отметить порядковый номер важного для данной профессии качества, а степень важности обозначить в соответствующей графе числовым и

буквенным кодом по следующей системе:

• важность качества:

1 — совершенно необходимо,

2 — весьма желательно,

3 — желательно,

4 — почти безразлично;

• качество требуется:

ПС — постоянно, ПР — периодически,

ИН — иногда. Форму опросника приводим в табл. 5.5.

Таблица 5.5. Форма профессиографического вопросника
Номер Признак Код
числовой (важность) буквенный (периодичность)
       
       

 

Вышеприведенный перечень признаков можно дополнить еще и таким набором:

• способность: быстро читать печатный текст, разбирать неясный почерк, понимать неясное произношение;

• умение читать чертежи, схемы и т. д.

Сюда же целесообразно включить блок профессиональных требований из квалификационной характеристики и требований, вытекающих из специфики рабочего места. При этом следует определить степень достаточности владения отдельными составляющими профессионализма: на уровнях: знания, умения, навыка или: в высокой степени, выше среднего, среднего уровня, ниже среднего:

• владение иностранным языком, вопросами биржевых операций и т. п.;

• память на лица;

• память на слова;

• умение грамотно писать;

• почерк;

• стабильность позитивного эмоционального состояния;

• поведение в общении, преобладающая позиция;

• умение не отвлекаться на представителей другого пола;

• умение рассказывать и комментировать;

• способность не поддаваться чужому влиянию;

• снисходительность, терпимость;

• способность к лидерству;

• отношение к интересам фирмы;

• обаяние;

• осторожность;

• умение хранить тайну;

• способность подчиняться, исполнительность;

• сдержанность и т. д.

ПРИМЕР профессиографии

Анализ потенциала (требований к должностям) работников компании «Люфтганза», проведенный в

*

1991 г. с участием более 80 менеджеров разного уровня.

отделов
Параметр Операционализация
Черты личности руководителя
1. Ориентация на клиента Умеет распознавать потребности клиента и обеспечивает соответствие товаров фирмы и их маркетинга этим потребностям; отодвигает личные желания на второй план, когда они не совпадают с интересами клиента.
2. Открытость Терпим по отношению к другим, но без чрезмерной уступчивости. Внимателен к чужим доводам и прислушивается к ним, даже если они расходятся с его личными взглядами. Открыт по отношению к другим, ищет контакты, приветлив, вызывает симпатию; поведение свидетельствует о хорошем воспитании и умении держаться. Может служить образцом для подражания.
3. Активность и умение выдерживать нагрузки Не теряет выдержки даже в критических ситуациях; сохраняет деловой подход, даже когда задеты его личные интересы. Проявляет упорство даже при выполнении сложных заданий и не останавливается перед препятствиями. Не раздражается, когда ему мешают. Проявляет энтузиазм по отношению к заданиям и людям. Ярко выраженная целеустремленность и умение увлечь за собой других. Стремление к успеху.
4. Автономность и готовность к переменам Охотно берется за сложные задания; мобильный. Не отрекается от своих ошибок и не сваливает их на других. Держится уверенно; умеет высказывать критические замечания, даже когда это не одобряется.
Мышление и действия в ходе самостоятельной работы
5. Интеллектуальные способности Определяет общие элементы разных ситуаций; устанавливает правила на основе конкретных ситуаций и претворяет их также в конкретные решения. Перенимает информацию и опыт из смежных профессиональных сфер и частной жизни и претворяет эти знания в новаторские подходы; развивает новые оригинальные стратегии принятия решений. Избегает заезженных путей.
б.Профессиональная компетентность Обладает широкими и глубокими знаниями своей профессии, приобретенными благодаря образованию и практическому опыту, и развивает их. Знает иностранные языки или готов их изучить.
7.Предприниматель- ское мышление и общественная ответственность Наблюдает за событиями за пределами своей сферы ответственности на фирме или в обществе; учитывает влияние своих решений на другие подразделения фирмы, фирму в целом и на общество. Мыслит и действует экономически целесообразно; обладает способностью видеть перспективы.
8. Плановость работы Формулирует свои рабочие цели и следует им; действует системно и структурирует сложные деловые аспекты, определяет приоритеты. Основывает свои решения на адекватных данных, учитывает последствия и в результате принимает быстрое решение. Соблюдает договоренности.
Стиль руководства и социальная направленность

 

9.Целенаправлен- ность Берет на себя руководящую роль и стремится оказывать влияние, берет на себя инициативу в межличностных ситуациях и структурирует деятельность других. Совместно с сотрудниками разрабатывает четкие и реалистичные цели и проверяет их осуществление. Уточняет и структурирует задания сотрудников. Не теряет из виду поставленных целей даже при наличии сопротивления; не поддается социальному давлению.
10. Ориентация на сотрудников Распознает и учитывает потребности сотрудников; восприимчив и по отношению к их личным заботам и проблемам, оказывает им необходимую помощь в трудных ситуациях. Согласовывает полномочия сотрудников и не вмешивается в сферу их компетенции; до передачи сотрудникам полномочий проверяет степень компетенции и мотивации. Заблаговременно и адекватно информирует сотрудников в понятной для них форме. Мотивирует и увлекает сотрудников при выполнении их заданий. Консультирует сотрудников и содействует их профессиональному развитию.
11. Поведение в коллективе Привлекает коллег к процессу принятия касающихся их решений и воспринимает их доводы. Интегрирован в коллектив; заблаговременно распознает конфликтные интересы и конструктивно «обрабатывает» создавшиеся конфликты. Уравновешивает отношения на деловом и человеческом уровнях при возникновении межличностной напряженности. Не стремится получить выгоду за чужой счет; устанавливает четкие правила игры и действует в соответствии с ними.
Умение выражать свои мысли
12. Компетентность в сфере вербальной коммуникации Выражается ясно и понятно; учитывает при этом уровень информированности собеседника. Не возбуждает противоречия; его идеи и предложения перенимаются другими; к нему обращаются за советом.
13. Способность представлять свои идеи Использует графические изображения, примеры и сравнения при изложении своих мыслей; умело применяет технические средства. Совмещает доводы и структурирует их. В письменной форме использует ясные фразы; текст четко структурирован и хорошо читается.

 

Пояснения к рис. П5.1-П5.2 1 — параметр нераспознаваем

2—параметр распознаваем, но не выражен

3 —параметр выражен

4 —параметр ярко выражен

5 — параметр чрезвычайно ярко выражен

Номера строк соответствуют номерам параметров требований к работникам, указанным в таблице.


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.