Метод обучения «Кейс—стади»
Сейчас высокую популярность в качестве метода подготовки и повышения квалификации специалистов и руководителей приобрел метод «кейс—стади». Если судить по различным источникам информации, в разных странах под этим понятием подразумевается различное содержание. В США это метод ситуационного анализа, применяемый для получения навыков в поиске решений и основывающийся на реальных ситуациях. Так он описывается в разделе «Подготовка менеджеров» в книге по управлению персоналом[82]: Метод ситуационного анализа (case study method — перевод в данном случае таков: метод обучения на основе рассмотрения случаев и ситуаций) состоит в том, что стажер, ознакомившись с описанием организационной проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои находки и решения в дискуссии с другими стажерами. Этот метод нацелен на получение стажером реального опыта по выявлению и анализу сложных проблем. Контролируют действия обучаемых специально подготовленные руководители-инструкторы. При обсуждении ситуации стажер, в частности, узнает о существовании несколько путей решения сложных организационных проблем и что его собственное решение часто обусловлено личными склонностями и ценностями, т. е. субъективно и не являются единственными. французского Института по изучению предприятий Ф. Альбе*: Метод кейсов представляет собой активный педагогический прием, используемый для обучения управлению предприятиями как в системах образования студентов, так и в системах непрерывного образования. *Материал любезно предоставлен С. И. Файбушевичем. Это использование реальных ситуаций на предприятиях в педагогических целях, изучаемых индивидуально и обсуждаемых в группе с помощью преподавателя-аниматора. Реализация метода связана с решением проблем, имеющих реальную основу, отражающих специфику европейской экономики. При этом разработка кейса как комплекса учебно-практических материалов основывается на уникальных фактах в жизни реальной организации, требует больших трудозатрат, связана с решением проблемы получения реальной информации с конкретного предприятия для построения кейса. В Высшей школе коммерции в Лионе за 7 лет появился опыт на базе редактирования (создания) около 30 кейсов. Форма кейса — связанные последовательные темы, составляющие часть педагогической программы. Этапы создания кейса Общая методология: 1. Выбор темы, т.е., природы проблем, охватываемых данным кейсом, делается прежде, чем избрать конкретное предприятие, которое проиллюстрирует данную проблему. Такой темой может, например, быть: применение метода сегментирования в маркетинге; создание маркетинг-плана на три года для какого-либо товара промышленного назначения; проблемы, порожденные внедрением новой системы вознаграждения на каком-либо предприятии и т.п. 2. Исследование «предприятия—кейса» 3. Выбор ситуации на предприятии. 4. Сбор информации 5. Редактирование кейса. 6. Проверка и окончательная редакция Кейс могут составлять такие элементы: • формулировка проблем: беспорядочная, упорядоченная, четко идентифицированная; • определение плана действия: эскизное решение, множественные эскизные решения, предложение возможного решения с подробной программой действия, предложение возможных решений с соответствующими подробными программами действий; • результаты плана действий: план действий использован и результаты известны. До результата добираются кейсы с четко идентифицированной проблемой и всеми этапами определения плана действий. Элементы анализа различных типов кейсов: основные развиваемые способности, преимущества и недостатки применения, пример кейса и его тип. Применение цепочек кейсов. Цепочки кейсов имеют между собой общие связи и могут быть последовательно использованы в процессе обучения. Цепь типа «хронологическая структура»: три кейса, последовательно раскрывающие развитие ситуации на разных стадиях. Цепь типа «логическая структура»: то же самое предприятие изучается в зависимости от логической эволюции ситуации, например: кейс по маркетинговому исследованию, кейс по созданию маркетинг- плана из элементов первого кейса, кейс по структуре маркетинга, показывающий введение в дело новой организации, исходя из данных маркетинг-плана. Цепь типа «структура под зонтиком»: предлагается кейс—шляпа (кейс— крыша), например, по общей политике фирмы, а под него подгоняются кейсы по маркетингу, финансам, производству, человеческим ресурсам на одном и том же предприятии. Это углубляет элементы вариантов общей политики. Цепь типа «структура сравнения»: например, при помощи трех кейсов изучаются проблемы социальной политики трех децентрализованных предприятий, принадлежащих к одной группе; или лучше запуск одного аналогичного товара на пять европейских рынков в определенных, сильно отличающихся условиях окружающей среды, рынка, дистрибьюции. Цепь типа «структура—разрез арбуза»: при помощи серии кейсов затрагиваются различные аспекты одной и той же проблемы. Например, при реорганизации торговой сети могут выполняться кейсы, где преобладает: • физическая дистрибьюция товара; • маркетинг дистрибьюции; • проблемы человека; • юридические проблемы. Эти кейсы могут изучаться одновременно несколькими группами «коллег» из одного предприятия или последовательно одними и теми же группами. Задача 1: выбор варианта обучения[83]. *Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. — М.: Бизнес-школа «Интел —Синтез», 1996. С. 144-145. Директор по персоналу совместного предприятия получил в распоряжение персональный компьютер с уже установленным текстовым редактором и системой анализа базы данных «Директор по персоналу». У пяти его подчиненных установлены аналогичные компьютеры, однако, никто из них не умеет ими пользоваться. Начальник отдела по информатике не знаком с базой данных «Директор по персоналу», хотя может помочь в освоении широкого круга программных средств общего назначения. Университет предлагает пятидневные компьютерные курсы для начинающих за 1 млн руб. Есть предложение частного лица об уроках по цене 50 тыс. руб. в час. Вопросы: 1. Определите потребности в обучении в службе управления персоналом. 2. Разработайте цели и программу обучения сотрудников службы УП. 3. Определите оптимальную форму обучения при разных критериях оптимальности: минимум затрат, максимум быстроты обучения, максимум качества, и сделайте окончательный выбор. Задача 2: выбор варианта повышения квалификации в коллективе специалистов*. Остальные работники диспетчерской службы имеют высшее и среднее специальное образование по техническим, экономическим и педагогическим специальностям. Опыта работы в условиях рыночной экономики и с помощью персональных ЭВМ не имеют. Опыта руководящей работы и желания заниматься ею не имеют. Повышения квалификации никто из работников службы за последние 5 лет не проходил. Для диспетчерской службы закуплено 6 персональных компьютеров, оснащенных программами, ускоряющими процесс оперативного планирования. В связи с этим планируется сокращение численности персонала диспетчерской службы на 3 человека. Срок внедрения персональных ЭВМ — 1 год. Для повышения квалификации работников диспетчерской службы выделено 8 млн. рублей. На период внедрения поставлены следующие задачи: • упорядочить знания в области технологии производства, диспетчерских методов в условиях рыночной неопределенности, основ рыночной экономики, маркетинга; • обучить персонал работе на персональных компьютерах и пользованию программами по разработке оперативных планов и диспетчерского дела на производстве; • подготовиться к перемещению персонала в связи с предстоящим через 3 года уходом на пенсию руководителя службы. Имеются следующие возможности повышения квалификации работников службы: 1) на факультете повышения квалификации (ФПК)при региональной администрации по направлению «руководитель планово-диспетчерской службы». Срок обучения — 6 месяцев с отрывом от производства, стоимость — 1,7 млн рублей за человека; 2) ФПК при региональном экономическом вузе по специальности «планирование и диспетчерское дело» с персональными ЭВМ. Срок обучения — 3 месяца с отрывом от производства, стоимость — 1,3 млн рублей за человека; 3) частные курсы по обучению работе на персональных ЭВМ с применением типового пакета прикладных программ по диспетчерскому делу на производстве. Срок обучения — 2 месяца без отрыва от производства, стоимость — 1 млн рублей за человека. Возможен вариант кооперирования с другими предприятиями и создания группы численностью 25 человек; в этом случае стоимость обучения снижается до 0,9 млн рублей за человека; 4) создание учебной группы на самом заводе с привлечением в качестве преподавателей своих компетентных работников и работников системы повышения квалификации. Срок обучения —;1 год, ( по программе, рассчитанной на 220 учебных часов). Оплата труда преподавателей из расчета 8 тыс. рублей в час, накладные расходы — в размере 0,7 от расходов на оплату труда; 5) прохождение стажировки на передовом предприятии отрасли в течение 3 месяцев при затратах 0,5 млн рублей на человека. Задание: 1) Выбрать вариант повышения квалификации сотрудников службы, позволяющий решить поставленные задачи, уложившись в выделенную сумму, или определить и обосновать дополнительное финансирование. Оформить результат выбора в форме плана повышения квалификации. 2) Выбрать вариант цепочки перемещения работников после ухода на пенсию руководителя. Следует ли искать претендентов на должность руководителя со стороны и почему? 3) С учетом каких факторов следует производить сокращение численности персонала после завершения программы повышения квалификации? Следует ли включать лиц, которых предстоит уволить, в число повышающих квалификацию? 4) Целесообразно ли расширить программу повышения квалификации и за счет добавления каких курсов? 5) Как оценить эффективность различных способов повышения квалификации? При выполнении заданий принимать во внимание, наряду с экономическими, и психологические факторы, а также необходимость гуманного подхода к персоналу. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|