Здавалка
Главная | Обратная связь

Обеспечение социальной зашиты персонала



Исключительно важным элементом в деятельности служб управления персоналом является обеспечение социальной защиты работников предприятия, реализация идей социальной справедливости в рамках организации, удовлетворение более широкого круга потребностей, нежели просто материальное обеспечение. Социальная защита персонала позволяет организации представить себя коллективным членом сообщества, продемонстрировать понимание социальной ответственности и нужд своих работников, стремление гибко реагировать на разнообразные их потребности, обеспечивая тем самым атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, являющуюся залогом эффективного взаимодействия в организации. Конечно, не во всем и не всегда организация может обеспечить удовлетворение потребностей своих сотрудников, но стремление к этому и реализация этого стремления обычно высоко ценится коллективом и вызывает позитивное отношение к фирме и ее руководству. Повторим, что кадровая политика, элементом которой является социальная защита персонала, — показатель внутренней этики организации, составляющая имиджа фирмы.

Невзирая на имеющиеся различия в интересах, основу взаимоотношений организации и персонала составляет партнерство в достижении совместных целей, сотрудничество и взаимопонимание.

Как пишет профессор И. О. Снигирева[96], «В складывающейся системе трипартизма каждая из сторон имеет свои интересы, которые она стремится выразить и отстоять. Предприниматели, в первую очередь, заинтересованы в извлечении максимальной прибыли, налаживании нормальных рыночных отношений (в том числе и при купле—продаже рабочей силы), развитии экономических связей. Государственные органы стремятся к преодолению кризиса в экономике и социальных отношениях, используя для этого те ресурсы, которыми располагают. Главной задачей профсоюзов становится отстаивание прав и интересов наемных работников перед предпринимателями и государством... Содержанием социального партнерства являются наиболее существенные для трудящихся судьбы экономических реформ, положения в обществе, вопросы труда, его оплаты, занятости и другие социально-экономические проблемы. При возникновении коллективных трудовых конфликтов социальное партнерство служит их урегулированию, решению выдвигаемых при угрозе и проведении забастовок вопросов. Формами социального партнерства являются взаимные консультации, переговоры, достижение согласия и заключение коллективных договоров, соглашений.»

*Новое в законодательстве о коллективных договорах и соглашениях. — М.: Ин-т , законодательства при Верховном Совете РФ, 1993. С. 48-49.

Социальное партнерство — одновременно и метод согласования различных социально-групповых интересов, урегулирования конфликтов между ними, и система институтов, процедур такого согласования — урегулирования, и цель этой системы. Социальное партнерство — проявление социального мира и средство его достижения. Идеологической и теоретической основой его является признание:

• необходимости существования в обществе разных социальных групп со своими специфическимифункциями;

• объективности различий и конфликта их интересов, борьбы .между социальными группами;

• возможности ввести эту борьбу в цивилизованные рамки и добиться ее

конструктивного исхода в виде взаимоприемлемого и отвечающего перспективным задачам общественного развития компромисса.

Социальное партнерство, следовательно, есть не что иное, как признание конфликта и введение его в легитимные и конструктивные рамки *. Оно строится на принципе равенства партнеров и их способности договориться между собой. Социальное партнерство тесно связано с понятиями производственной, экономической и социальной демократии.

Указ Президента РФ от 24.01.92 г. «О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально — трудовых отношений» (комиссия утверждена Постановлением Правительства от 20.02.92 г. № 103);

Закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 9.10.89 г. в редакции 20.05.91 г. и др.

Полномочия трудового коллектива обеспечены трудовым законодательством. В частности, КЗоТ в ст.235 определяет право трудового коллектива, независимо от организационно-правовой формы предприятия, на решение вопроса о необходимости заключения с администрацией коллективного договора, на определение порядка предоставления социальных льгот из фондов трудового коллектива, на определение условий деятельности общественных организаций. Более широкие полномочия у коллективов унитарных предприятий. КЗоТом также определено право профсоюза, Совета трудового коллектива и общего собрания (конференции) трудового коллектива представлять интересы своих членов и принимать участие в управлении предприятием, вносить вопросы по улучшению работы предприятия и социально-бытового и культурного обслуживания работников. Администрация должна создавать для этого соответствующие условия.

Социальное партнерство в странах с развитым рынком прошло несколько этапов развития — от эгоизма предпринимателей до эгоизма наемных работников (в США): рабочие организации стали, не менее влиятельными, чем работодатели, а законодателю пришлось регулировать взаимоотношения между ними, ставить под контроль профсоюзную деятельность, чтобы она не препятствовала развитию экономики и свободного предпринимательства (законы Тафта-Хартли, Лэндрама-Гриффина).

Социальная политика предприятия — льготы и защита персонала определяются законодательством, закрепляются в коллективных договорах и соглашениях разного уровня: генеральных, отраслевых (тарифных), территориальных, коллективных. По Закону РФ «О коллективных договорах и соглашениях», подписанном Президентом РФ 11.03.1992 г., «Коллективный договор — правовой акт, регулирующий трудовые, социально- экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации. Соглашение же — правовой акт, содержащий обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории». Этот же Закон определяет порядок и организацию заключения коллективных договоров и соглашений, правовые аспекты взаимодействия сторон. Содержание и структуру коллективного договора определяют стороны в процессе переговоров. Однако, рекомендуется рассматривать следующий круг вопросов, отражающий взаимные обязательства работодателя и работников (статья 13 Закона):

• форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;

• механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения

показателей, определенных коллективным договором;

• занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

• продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков;

• улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков);

• добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;

• соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;

• экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

• льготы для работников, совмещающих работу с обучением;

• контроль за выполнением коллективного договора, ответственность сторон, социальное

партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования профсоюзов, иных

уполномоченных работниками представительных органов;

• отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном

и полном их выполнении.

В коллективном договоре с учетом экономических возможностей предприятия могут содержаться и другие, в том числе более льготные трудовые и социально — экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством и соглашениями (дополнительные отпуска, надбавка к пенсиям, досрочный уход на пенсию, компенсация транспортных и командировочных расходов, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве, их детей в школах и т.п.).

Эти вопросы связаны с условиями, охраной и стимулированием труда, обучением персонала и его развитием, а значит, процесс принятия решений по этим вопросам связано с прерогативой службы

Управления персоналом, выступающей в качестве эксперта по проблемам, подготавливающей обоснования тех или иных вариантов решения, выявляющей интересы сторон, организующей переговоры.

По опыту США[97], коллективные договоры не имеют типовой формы, могут иметь объем от 2 до 300 страниц. Стороны, как правило, проявляют прагматизм: персонал осознает свою зависимость от успехов фирмы, а администрация — от продуктивности персонала; с обеих сторон в переговорах участвуют высококвалифицированные специалисты, экономисты, юристы, использующие одну и ту же доступную информацию о состоянии предприятия, рынка, конкурентов, отрасли, страны в целом. Коллективные договоры обязательно включают 4 основных сферы: 1. Статус профсоюза и прерогативы администрации. Профсоюзы имеют разную степень признания у администраций. Некоторые фирмы принимают на работу только членов профсоюза (это явление исключено после принятия закона Тафта-Хартли), в других — новички должны стать членами профсоюза в течение месяца, а в-третьих — могут работать только не члены профсоюза. Администрация старается застраховать себя от необходимости принимать существенные для бизнеса решения с участием представителей персонала, поскольку деятельность профсоюза обычно приводит к снижению конкурентоспособности и маневренности фирмы.

2. Размер заработной платы и продолжительность рабочего дня, оплата сверхурочных, праздничных, отпусков, дополнительные выплаты (страхование здоровья и пенсионное обеспечение). Отправные точки при проведении переговоров по этим вопросам: зарплата у конкурентов и среднеотраслевая, возможность платить ту или иную зарплату, стоимость жизни, производительность труда. Обычно персонал правильно понимает рыночную ситуацию и не настаивает на льготах в ущерб выживанию фирмы. Проблемы возникают в случае получения дополнительной прибыли.

3. Трудовой стаж и гарантии занятости, поскольку занятость не гарантируется федеральным законодательством. Профсоюзы настаивают обычно на преимуществах для ветеранов труда при повышении в должности, увольнении (в последнюю очередь и только в случае снижения деловой активности) и восстановлении на работе (в случае повышения деловой активности).

4. Процедуры урегулирования трудовых споров.

*МакконнеллК. Р., Брю С. Л. Экономикс: в 2-х т. Т.2. — М.: Республика, 1992. С. 300- 301.

В 95% случаев стороны находят компромисс. Пример взвешенного подхода сторон к переговорам, понимания интересов сторон и нахождения компромиссов между работодателем и работниками продемонстрировала корпорация «Крайслер», когда попала в тяжелое экономическое положение: вопрос стоял либо о банкротстве фирмы с потерей работы ее персоналом, либо о сокращении расходов на оплату труда*. Проповедуя идеологию «равных жертв», глава корпорации Ли Якокка установил первым делом самому себе символическую зарплату в размере 1 доллара в год, но при этом речь шла о снижении почасовых ставок рабочим с 20 до 17 долларов в час и более. Профсоюз отдал приоритет занятости, пойдя на временное сокращение уровня зарплаты, но сохранив работу своим членам, что было разумно. Для лучшего понимания проблем корпорации лидер профсоюза был кооптирован в члены правления. В последствии дело наладилось, и уровень оплаты труда работников вышел на среднеотраслевой. Следует отметить эффективность таких психологических приемов, как открытая, прозрачная экономика, доступность для каждого работника информации о состоянии фирмы и мерах по его улучшению, а также принцип «равных жертв», который воспринимается как проявление справедливости и равной ответственности всех членов коллектива, независимо от должности.

*ГрачевМ. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. —М,:ДелоЛТД, 1993. С. 71.

Перечислим формы материального вознаграждения, имеющего место в корпорации ЗМ, а также предусмотренные корпорацией и соответствующим образом организованные формы дополнительных стимулов, касающиеся удовлетворения различных потребностей работников.

Материальные вознаграждения: бонусы, участие в прибылях, реализация планов дополнительных выплат, отсроченные платежи (по кредитам и сбережение доходов), участие в акционерном капитале.

Дополнительные стимулы:

предоставление работникам автомобилей компании, оплата транспортных расходов работников; предоставление субсидий на питание; предоставление скидок на покупку товаров фирмы; оказание помощи в получении образования и обучении, в том числе через стипендиальные программы; поддержка ассоциации получения кредитов; поддержка и предоставление права членства в профессиональных организациях, спортивных, социальных и других клубах; помощь в организации загородных поездок и пикников; развитие и предоставление различных консультативных услуг; организация и проведение медицинских обследований и лечения; организация соревнования работников отдельных служб, в частности, службы сбыта; различные виды страхования — жизни, от несчастных случаев, членов семей работников (иждивенцев); оплата краткосрочной и долгосрочной временной нетрудоспособности и невыходов на работу по болезни и иным причинам; организация сберегательных фондов для работников и управление сбережениями работников; реализация пенсионных программ, программ по эффективному проведению отпуска, выходного дня.

При такой мощной и разнообразной системе социальных программ компания, с согласия персонала, имеет почасовые ставки оплаты труда на уровне, несколько ниже среднеотраслевых, поскольку нужны средства на льготы.

В США основным звеном профсоюзного движения является местная заводская организация отраслевого профсоюза. Единый отраслевой профсоюз организует рабочих отрасли в борьбе за минимальные стандарты зарплаты и условий труда на всех заводах отрасли. Отрасль воспринимается как целое, а борьба ведется вокруг экономических вопросов: зарплата, условия труда, безопасность труда, социальное страхование. На одном крупном предприятии, в одной корпорации могут работать члены разных профсоюзов, и каждая организация стремится отстоять интересы своих членов. В принципе, это обеспечивается заключением коллективных договоров между администрацией и каждой местной организацией профсоюза. Практикуется и заключение единого договора с выделением особых условий для работников, представленных разными профсоюзами. Такой подход приемлем и для российских предприятий.

Профсоюзы европейских стран основное внимание уделяют получению государственных льгот, гарантий. Японские профсоюзы, заняты, главным образом, борьбой за гарантии пожизненного найма, а рост зарплаты воспринимается как функция эффективности деятельности всего предприятия и общенациональными нормами заработков. В Великобритании профсоюзы организованы в рамках профессии, в США — отрасли, а в Японии — в пределах предприятия. Членство в профсоюзе японской компании открыто для всех постоянных рабочих и служащих, но руководство фирмы на уровне выше начальника сектора (обычно по достижении возраста 40 лет) исключается из его членов. Поскольку источником пополнения кадров высшего управленческого персонала в Японии является чаще всего контингент собственных «белых воротничков» корпорации, предыдущее пребывание руководителя в профсоюзе не остается бесследным, являясь основой гармонии во взаимоотношениях[98].

крупными, расточительными и настойчивыми в поиске кадров, шире и регулярнее организуют карьеру своих управленцев, чем британские, но еще не достигают уровня внимания к персоналу крупных японских корпораций.

Интересным представляется опыт соединения достоинств японского менеджмента, основанного на принципах уплотненной технологии, широкой специализации работников, горизонтальной коммуникации, с американским индивидуализмом, узкой специализацией и традиционно высокой ролью отраслевых профсоюзов. Компромиссная система социальной защиты работников дочерней фирмы «Дженерал Моторс» в Вермонте, организовавшей производство под руководством японских менеджеров с использованием достижений «Тоёты», отразилась в коллективном договоре между администрацией «Нью Юнайтед Мотор Мэньюфэкчуринг» (совместное американо-японское предприятие «НУММИ») и местной организацией профсоюза работников автомобилестроения, аэрокосмической промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Америки[99]. Во введении к этому договору записано: «В основу отношений на производстве должны быть положены бригадный метод, взаимное доверие и уважение, исходящее из признания аксиомы, что люди — наиболее важный ресурс компании. Чтобы эти усилия увенчались успехом, трудящиеся и менеджмент должны сотрудничать друг с другом, как члены одной команды.»


Подразделение Требуемый период Базовый уровень зарплаты (долл./час)
4 1.08.1988 1.07.1990
Подразделение I (производственные рабочие) Подразделение II (наладчики) При найме Через 6 мес. после найма Через 12 мес. после найма Через 18 мес. после найма При найме Через 90 дней 12,76 13,14 13,51 13,91 14,25 14,69 15,01 15,46 15,05 15,50 17,85 18,39

 

 

Таблица 8.3. Специальная единовременная выплата

Год Дата отсчета Сумма Выплата в течение недели, , заканчивающейся
1-йгод 27.06.1988 750 долл. 31.07.1988
2*й год 26.06.1989. 3% от годового 30.07.1989
    квалификационного*  
    заработка  

 

* Квалификационный заработок — это доход работника за год, складывающийся из следующих показателей: почасовая базовая зарплата, надбавка на рост стоимости жизни, сменные (за работу в ночное время) премии, премия бригадиру, премия за сверхурочные, оплата очередного отпуска и т. д.

Таблица 8.4. Надбавка на рост стоимости жизни
Средний трехмесячный индекс Надбавка на рост стоимости жизни (долл./час)
343,3-343,5 0,01
343,6-343,7 0,02
  I...... .1
345,4-345,5 0,09

 

 

Таблица 8.5. Продолжительность оплачиваемого отпуска
Полные годы стажа на фирме (старшинства) Продолжительность отпуска в часах при явке, на работу
ниже нормальной нормальной отличной
1год и менее
2-3 года
4-8 лет
9-10 лет

 

Надбавка на рост стоимости жизни определяется в зависимости от изменений в официальном

индексе потребительских цен для городских рабочих и служащих, публикуемом Бюро трудовой статистики (БТС) Министерства труда (1967 г. — индекс принят за 100). Начиная с момента вступления этого договора в силу, расчет надбавки будет производиться поквартально в конкретные сроки. В случае, если в трехмесячный срок индекс потребительских цен опустится ниже пункта 343,0, это явится основанием для сокращения надбавки.

Работники имеют право на оплачиваемый отпуск в зависимости от явки на работу и числа полных лет непрерывного стажа на предприятии

Размер оплаты отпуска зависит от уровня базовой зарплаты с учетом надбавки на стоимость жизни, сменной премии и премии бригадира, заработанных отпускных часов и заработанного процента оплаты отпуска. Заработанный процент рассчитывается, исходя из числа двухнедельных периодов, отработанных непосредственно перед отпуском за предшествующий 12-месячный период. Усиленное стимулирование трудовой дисциплины объясняется необходимостью стабилизировать обеспечение потребности производства в рабочей силе в условиях уплотненной технологии и при излишней склонности американских рабочих к абсентеизму, особенно в филиале «Дженерал Моторс» (Вермонт).

Для работников с 6-месячным стажем и нормальной явкой заработанный процент равен 100 независимо от числа отработанных расчетных периодов. Уровень явки устанавливается в соответствующем разделе договора.

Таблица 8.6. Размер оплаты отпуска
Число двухнедельных периодов за предшествующие 12 месяцев Процент оплаты отпуска
[..... ]  
менее 13

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.