Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика изучения ценностных ориентации по М. Рокичу



У человека имеется набор ориентиров его жизнедеятельности. Это — многоуровневая система целей, к которым он стремится. Эти цели, как и мотивы поведения, могут иметь свою диспозицию относительно друг друга, в зависимости от их перспективы во времени и от важности. Такая диспозиция влияет на мотивы поведения. В трудовой деятельности представление о целях жизни работников позволяет уточнить их направленность, точнее прогнозировать и стимулировать поведение. Методика изучения ценностных ориентации дает возможность получить информацию о системе целей жизни человека. Она принадлежит М. Рокичу и разработана в 1973 г. Ученый определяет ценности личности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения либо конечная цель существования»[112]. В этой связи ценностные ориентации делятся на две группы: терминальные — цели существования индивида, и инструментальные — способы поведения, рассматриваемые человеком в качестве средства достижения целей жизни. Метод М. Рокича основывается на том, что состав ценностных ориентации каждого вида одинаков для всех людей. Разница только в степени важности конкретной цели для каждого человека. Установить ее предлагается методом прямого ранжирования: каждое определение ценности заносится на отдельную карточку, а человек распределяет их по степени важности для себя. То же самое можно получить, предложив испытуемому перечень ценностных ориентации в виде опросного листа, на котором надо проставить ранги для них: 1 -и — для самой важной ценности, 2-й — для следующей по важности и т. д. Обычно достаточно получить информацию о первых пяти ценностных ориентациях, поскольку влияние менее важных ценностей на поведение может считаться пренебрежительно малым. Отдельно ранжируются терминальные и инструментальные ценностные ориентации.

Считается, что адаптированная советскими учеными методика М. Рокича доказала свою надежность, валидность, достоверность. Хотя при ранжировании возможна фальсификация. Кроме того, некоторые опрашиваемые могут ориентироваться на собственные насущные ценности, другие — на абсолютно значимые для всего человечества. Тем не менее, при правильной ориентации опрашиваемых, методика позволяет получить достаточно надежные результаты, которые могут использоваться для определения структуры личности наряду с полученными другими методами. Для повышения надежности результатов ранжирования собственных актуальных ценностей полезно применение приема, предложенного С. Р. Пантелеевым: испытуемому предлагается после завершения ранжирования ценностных ориентации определить в процентах степень достижения каждой ценности на настоящий момент[113]. Ниже приводится известный у нас в России список терминальных и инструментальных ценностей (по 18-ти каждого вида) в алфавитном порядке.

1.6. Характеристики, измеряемые по ММР!

Миннесотский многомерный личностныйопросник (ММР1) относится к группе интегративных тестов изучения личности, ибо позволяет «сходу» получить некоторое представление о группе свойств человека. Он содержит более чем 550 вопросов. В нашей стране имеется сокращенный вариант этого вопросника, так называемый «МИНИ -МУЛЬТ», содержащий только 71 вопрос[114]. Три первых шкалы позволяют оценить искренность испытуемого, степень достоверности результатов и величину коррекции, которую следует внести из-за чрезмерной осторожности испытуемого. Остальные 8 шкал базисные в оценке свойств личности (результаты следует рассматривать с учетом недостатков опросника):

1. Шкала «Ипохондрия» позволяет оценить тенденцию испытуемого к астеническому типу. Испытуемые с высокими оценками медлительны, пассивны, принимают все на веру, покорны власти, медленно приспосабливаются, плохо переносят смену обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах.

2. Шкала «Депрессия». Высокие оценки по этой шкале имеют люди чувствительные, сенситивные, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны, добросовестны, высокоморальны и обязательны, но не способны к самостоятельному принятию решений и при малейших неудачах впадают в отчаяние.

3. Шкала «Истерия». Выявляет лиц, склонных к неврологическим реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы соматического заболевания как средство ухода от ответственности ссылками на «болезнь». Главная особенность таких людей — стремление казаться больше, значительнее, чем они есть на самом деле, обратить на себя внимание во что бы то ни стало. Их чувства обычно поверхностны, а интересы неглубоки.

4. Шкала «Психопатия». Высокие оценки по этой шкале свидетельствуют о нарушении социальной адаптации. Такие люди агрессивны, конфликтны, пренебрегают социальными нормами и ценностями. Их настроение неустойчиво, они обидчивы, возбудимы и чувствительны. По этой шкале возможен временный подъем, произошедший в силу текущего состояния испытуемого: переживание психотравмирующего случая в жизни, повышенная нервозность из-за придания слишком большого значения результатам тестирования и желания получить «нужный» результат.

5. Шкала «Паранойяльность». При высоких оценках позволяет установить человека со склонностью к формированию сверхценных идей, определяющих поведение. Эти люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Кто не согласен с ними, думает иначе, тот глупый или враг. Они активно насаждают свои взгляды, а потому часто конфликтуют с окружающими. Свои собственные малейшие удачи всегда переоценивают.

6. Шкала «Психастения» диагностирует лиц с тревожно-мнительным типом характера, которым свойственна тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения.

7. Шкала «Шизoиднocть». При высоких показателях по этой шкале поведение испытуемого определяют как шизоидное. Такой способен тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести на вызывают у него эмоционального отклика. У таких людей сочетаются повышенная чувствительность с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях.

8. Шкала «Гипомания». Для лиц с высокой оценкой по данной шкале характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми. Однако интересы их поверхностны, им не хватает выдержки и настойчивости.

Измерение личностной и реактивной тревожности,агрессивности, педагогических способностей, аффилиации, толерантности, направленности (на себя, дело, общение),памяти, мышления, мотивации к успеху —к избеганию неудач, продуктивности взаимодействия

Тестами можно определить такое свойство личности, как «тревожность». Выделяют личностную и реактивную тревожность. Первая характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги, беспокойства. Жизненные ситуации, несущие угрозу для личности и связанные с самооценкой, уровнем притязаний, отношением к себе, могут привести к невротическому конфликту, эмоциональному срыву и психосоматическому заболеванию.

Реактивная (ситуационная) тревожность определяется как временное, устойчивое только в определенных жизненных ситуациях состояние, не возникающее в иных ситуациях. Экстремальными могут восприниматься переговоры с официальными лицами, разговоры по телефону, экзамены, общение с незнакомыми людьми противоположного пола или другого возраста и т. п.

У каждого человека свой уровень личностной и ситуационной тревожности. При этом многое зависит от субъективной оценки значимости события. Высокий уровень личной тревожности чреват переходом к неврозу, депрессии и другим психическим заболеваниям. Для исследования тревожности обычно используют тесты Спилберга-Ханина, а также тест Тейлора.

Агрессивность — это враждебная реакция без объективных причин и обстоятельств на большинство высказываний и поступков окружающих; черта личности, проявляющаяся во враждебном отношении к людям, животным, природе и предметам материальной культуры; склонность к вандализму. Методика определения уровня агрессивности базируется на тесте Розенцвейга[115].

для Вас приемлемы:

— брачные,

— личная дружба,

— соседские,

— коллегиальные — по работе,

— быть жителями одного города, поселка,

— согражданами одной республики (страны),

— не возражаю против их выезда из страны».

*Как провести социологическое исследование/Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. — М.: Политиздат, 1990. С. 174-175.

Кроме данного метода требуется наблюдение за поведением и реакцией индивида, поскольку в процессе ответа на вопросы шкалы Богардуса возможна фальсификация, особенно если заранее известна цель исследования.

Интегрированным свойством, определяющим поведение личности, выбор целей и средств их достижения, особенностей взаимодействия, является направленность. Она рассматривается как сочетание в сознании человека его потребностей, мотивов, убеждений, интересов, психологических установок (неосознаваемая готовность действовать определенным образом, базирующаяся на системе стереотипов личности, предвзятости, уровне толерантности по отношению к социальным группам и отдельным людям). Через призму направленности личность воспринимает себя и окружающий мир. Поскольку ценностные ориентации — это разделяемые личностью социальные стереотипы, выступающие в качестве целей жизни, их правомерно включить в систему направленности личности. Элементы направленности определяются с помощью таких инструментов, как тест Рокича, различные анкеты. Иная точка зрения на направленность как структуру более примитивную проявляется в ориентационной анкете, опубликованной Б. Бассом в 1967 году[116]. С ее помощью можно выявить:

• направленность на себя — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение своих потребностей безотносительно к трудоемкости и качеству работы и роли в ней других сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертность;

• направленность на общение — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, совместную деятельность, однако в ущерб выполнению конкретных заданий; ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности;

• направленность на дело — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнении работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела свое мнение, полезное для достижения общей цели.

Поведение человека также определяется сочетанием двух взаимосвязанных, но противоположно направленных мотивационных тенденций: стремлением к успеху и боязнью неудач. Преобладание одной из них позволяет судить о мотивах выбора того или иного решения проблемы, о критериях деятельности личности (склонность к риску ради достижения успеха, к пассивности типа «как бы чего не вышло»). Для определения потребности к достижению успеха применяют проективный тест, связанный с интерпретацией испытуемым рассказа о ситуации, которую он усматривает в предложенном рисунке[117], или вопросник.

*Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. —М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. С. 368. Там же. С. 469.

Индивидуальные различия в мотивах стремления к успеху и избегания неудач в соответствии с особенностями механизма мотивации достижения приведена в сводной таблице*.


Характеристики деятельности Лица с мотивом
стремления к успеху избегания неудач
Ситуация достижения Активно ищут и принимают участие в таких ситуациях, не боятся ситуаций конкуренции, соревнования, в которых можно проявить максимум способнос­тей и умений. Любят ситуации, где несут личную ответствен­ность за исход, избегают рискованных и непредсказуемых ситуаций. Избегают подобных ситуа­ций, а если попадают в них, пассивно подчиняются их требованиям, иногда идут на неразумный риск.
Цель Выбирают цели несколько выше средней трудности, успех в достижении которых позволяет подтвердить свою самооценку. Ставят перед собой очень легкие либо трудные цели, успех или неуспех которых не влияет на самооценку.
Действие Настойчивы и упорны в реализа­ции своих целей, самостоятель­но достигают их. В случае постановки реалис­тичных целей склонны к поиску помощи и поддержки, отвлечению от деятельности (фантазии, критика, отказ)
Результат (оценивается в связи с уровнем притязаний) Эффективны в достижении реалистичных целей. В случае неудачи придержива­ются принятой стратегии или выбирают более эффективную, при этом несколько снижают трудность задачи, а в случае успеха — повышают. Более эффективны в достиже­нии легких целей и менее — в достижении реалистичных (средней трудности). При неудаче отказываются от принятой стратегии в пользу менее эффективной. После успеха выбирают более легкую цель, после неудачи - более трудную.
Оценка окружающих Стремятся к получению обратной связи о том, насколько успешно они действовали, и реагируют на эту конкретную обратную связь. Не стремятся получить или игнорируют информацию о результате.
Самооценка и атрибуция причин Самооценка реалистичная и устойчивая. Успех оценивают как результат собственных усилий и способностей, неудачу относят к стечению обстоятельств. Чаще завышенная или заниженная, неустойчивая. Успех оценивают как стечение обстоятельств, неудачу — как подтверждение недостатка способностей, остро пережи­вают неудачи.
Планирование временной перспективы Умеренное (реалистичное) планирование. У лиц с высоким уровнем достижений — ориента­ция на отдаленное будущее. Глобальное либо очень узкое планирование жизненных целей. У лиц с высокими достижениями — уклонение от умеренного (реалистично­го) планирования.

Поскольку современный труд, по преимуществу, коллективный и связан с взаимодействием, для его успеха существенны особенности общения людей, влияющие на продуктивность. По ним имеются такие тесты[118]:

• тест описания поведения по К. Томасу. По нему устанавливается склонность к тому или иному

стилю поведения в ситуации спора;

• методика диагностики межличностных отношений по Т. Лири;

• экспериментально — психологическая методика изучения фрустрационных реакций (рисуночный

тест С. Розенцвейга);

• социометрия и другие.

*Все нижеперечисленные тесты приведены в книге «Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации».

Многочисленны тесты, позволяющие судить о наличии у испытуемого лидерских качеств, о предпочитаемом им стиле руководства.

Батареях тестов

В НИИ им. Бехтерева на основе шкалы локуса контроля Роттера разработана экспериментально- психологическая методика для определения уровня субъективного контроля (УСК), позволяющая определить уровень экстернальности (низкий уровень субъективного контроля)—интернальности (высокий уровень субъективного контроля) в социальной жизни индивида*. Авторы данной методики устанавливают элементы корреляции между параметрами личности, определяемыми дважды: с помощью данной методики и с применением теста Кэттелла. Это — яркий пример организации батарей тестов, когда одни и те же качества подтверждаются путем получения и анализа результатов, предоставляемых разными тестами. Получается как бы перекрестная проверка. Так, уровень тревожности позволяют определить тесты Кэттелла, Спилберга— Ханина, Айзенка, тест MMPI. Если испытуемый показывает сходные результаты по одному из качеств во всех тестах, есть высокая степень вероятности, что результат надежен.

минимальные в группе значения параметров. Психологические характеристики давались с учетом «рамок» параметров, установленных в данной группе работников, и близости к экстремумам. Приведем несколько примеров.

*СпивакВ. А. и др. Управление персоналом коммерческого банка. — СПб.: Изд -во : СПбГУЭФ, 1997.

Работница А. Выделяется склонностью к риску (максимальное значение в группе), низкая нормативность поведения, высокий уровень чувствительности и общительности, максимальная в группе интернальность. Остальные параметры на среднем уровне. При очень большой потребности в свободе реализации, слабой приверженности требованиям законосообразности и очень высокой внутренней целеустремленности нуждается в четком представлении дальней перспективы. Может многим пожертвовать ради цели, связанной с какими-то внутренними конструкциями. Подвержена эмоциональному влиянию других людей. Образ лидера, не противоречащий внутренним установкам, может стимулировать на весьма высокую производительность труда. Годится для лидерства в женском коллективе.

Показаны все виды работ, связанные с высокой загруженностью, стрессами, но при условии совпадения промежуточных результатов деятельности с собственной целью. Может выполнять работы, предполагающие много общения; конфликты должны переживаться без срывов, хотя возможны ошибочные действия, определяемые высокой эмоциональностью. Рутинные операции при их большом объеме могут вызывать снижение производительности.

Работник Б. При средних значениях общительности, дипломатичности и сравнительно высоких значениях напористости достаточно целеустремлен. В совместной деятельности ориентируется на результат, в значительно меньшей степени — на участников. Нормативность поведения невысокая, но приближается к средней. Можно говорить о высокой мере пластичности в подходе к различным видам деятельности: возможно выполнение рутинных операций, достаточно глубокое проникновение в нормативные документы, в область общения и конфликтов. Ориентация на подражание или на пример лидера может иметь демонстративный характер и послужить собственной поставленной цели. Лидирование в женском коллективе маловероятно.

Работница В. Определяющими являются риск и мягкость ( максимальные показатели в группе), низкая доверчивость, выражаемая в потребности искать дополнительную информацию для принятия решения и в самостоятельности ее поиска. Очень высокий уровень показателя интернальности говорит о внутренней целеустремленности и сформировавшихся ориентирах при выборе средств достижения цели. Показатель мягкости (женственности, ориентации на человечный подход к людям) указывает на возможность эмоциональной зависимости от членов группы, от лидера и даже о подражании в действиях и способах решения проблем кому-то, избранному эталоном. При этом слабо выраженное «я» указывает на существенную потребность в авторитете.

Показаны творческие виды работ при наличии «воодушевляющей на подвиги» фигуры лидера или принятых в группе эмоциональных ценностей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.