Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальное обслуживание пожилых граждан



Данный вид социального обслуживания предоставляется гражданам РФ на основании Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и осуществляется в [7]домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для инвалидов, психоневрологических интернатах и др. В дома-интернаты принимаются граждане пенсионного возраста (женщины — с 55 лет, мужчины — с 60 лет), а также инвалиды I и II групп старше 18 лет при условии, если у них нет трудоспособных детей или родителей, обязанных их содержать. В стационарных учреждениях осуществляются не только уход и необходимая медицинская помощь, но и реабилитационные мероприятия медицинского, социального, бытового и лечебно-трудового характера.

Полустационарное социальное обслуживание предусмотрено для лиц пожилого возраста и инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению и не имеющих медицинских противопоказаний к зачислению на такое социальное обслуживание. Данный вид социальной помощи оказывается в полустационарах, создаваемых в муниципальных центрах социального обслуживания или органах социальной защиты, и предусматривает оказание социально-бытовой, медицинской, культурной и консультационной помощи указанным категориям граждан.

Социальная помощь на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. Она включает оказание услуг по организации питания, быта и досуга, социально- медицинские и санитарно-гигиенические услуги, содействие в получении образования инвалидам и в их трудоустройстве, правовые услуги, а также помощь в организации ритуальных услуг. На условиях полной или частичной оплаты предоставляются отдельные виды медицинской помощи, кормление ослабленных больных, проведение санитарно- просветительной работы и т.д.

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Социально-консуль- тативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Срочное социальное обслуживание предполагает разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, разовое оказание материальной помощи, содействие в получении временного жилого помещения и т.д. Социально-консультативная помощь предусматривает выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи, профилактику различного рода социально-психологических отклонений, работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга, консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов и т.д. При этом организацией и координацией срочной социальной и социально-консультативной помощи занимаются муниципальные центры социального обслуживания, а также органы социальной защиты населения, которые создают для этих целей соответствующие подразделения.

Старики плохо переносят смену места жительства, в том числе и пребывание в больнице. Даже живущие в домах инвалидов не желают никуда переезжать оттуда в случае ухудшения своего здоровья. Поэтому в случае тяжелой хронической болезни лучше организовать уход на дому при условии доброжелательного и чуткого отношения к этому со стороны семьи.
Представленные ниже советы по правильной организации домашнего ухода за больным могут быть полезны, хотя и не исключают необходимости в каждом случае обратиться за советом к участковому врачу.
Прежде всего, следует различать помощь физическую и психическую. Уход за соматически ослабленным больным стариком намного легче и качественно иной, чем уход за больным со старческим слабоумием.
Тяжело больной старый человек с сохранным сознанием и ориентировкой [8]должен иметь хорошо организованный быт. Если он живет в семье, то ему надо выделить отдельную комнату, а при невозможности - просторную светлую часть комнаты. В комнате больного должны находиться его постельное и нательное белье, полотенца и другие нужные для ухода вещи. Если он принимает разные лекарства в разное время дня, то их можно разложить в небольшие коробочки разного цвета. Этим простым способом можно избежать ошибок при приеме лекарств, так как больной запомнит, что утром он должен принять лекарства. У кровати тяжелобольного должно быть также удобное кресло для человека, ухаживающего за ним. Наличие его в светлой чистой комнате больного всегда будет располагать родных посидеть у постели, поговорить со старым человеком. Такое кресло является как бы символом заботы о больном. Если больной остается дома один, то желательно, чтобы у его постели стоял телефон, который действует как психологический фактор, избавляя больного от беспокойства и неуверенности.

 

Заключение

В настоящее время становится очевидным, что плодотворным путем решения многочисленных задач социального обслуживания является внедрение в практику результатов теоретического осмысления социальной работы. Однако незнание или недостаточное знание основных парадигм социальной работы, слабость разработки данных вопросов в современной отечественной науке, дефицит социальных технологий и частных методик социального обслуживания, недостаточная инициативность в овладении знаниями рядом специалистов и сотрудников учреждений и органов социального управления, предпочитающих научным рекомендациям традиционный эмпирический опыт ( в одних случаях - общеобразовательных школ, детских садов, детских домов,. Профилакториев, интернатов, в других - опыт больниц, поликлиник и санаториев), предопределяют недостаточную эффективность деятельности социальных служб. Естественно, что при таком подходе организаторы учреждений нового типа - территориальных центров социальной помощи семье и детям, социальных приютов, кризисных центров для женщин, центров психолого-педагогической помощи и др. - испытывают нередко больше неудач, чем успехов в деле социального обслуживания различных категорий населения, что проявляется не только в разочаровании ряда клиентов социальных учреждений, но и в обострении противоречий между органами соц. защиты, образования, здравоохранения и др.

Поэтому сегодня так важно выйти за пределы обыденных рассуждений на этот счет, отказаться от традиционно описательных рекомендаций и умозрительных построений и стать на путь отработки территориальных моделей социального обслуживания на научной основе, постановки современного социального эксперимента с предварительным теоретическим осмыслением проблемы, использованием отечественного и зарубежного опыта социальной работы.

Следует, во-первых, усилие в области становления сети учреждения социального обслуживания, нередко поверхностные, сделать более конкретными, ведущими к становлению действительно эффективной и необходимой для населения системы социального обслуживания; во-вторых, профессионализм и высокую нравственность поступков работников социальных служб сделать постоянным качеством системы социального обслуживания населения; в-третьих, деятельность администраций регионов направить на координацию усилий различных ведомственных служб (социальной защиты населения, образования, здравоохранения, занятости, миграционных, молодежных и др.) для удовлетворения нужд и потребностей населения в целом, отдельных социальных групп, различных типов семей и отдельной личности, в какой бы трудной жизненной ситуации они ни находились.

Очевидно, что ни одно из перечисленных ведомств в одиночку не может успешно решить многочисленные и многоуровневые задачи в области социального обслуживания населения. Нет сомнения и в правильности комплексного подхода к развитию различных типов социальных учреждений на одной территории, например социальные приюты не могут заменить детские дома, а последние могут более эффективно выполнять свои функции при наличии территориальных центров социальной помощи семье и детям, эффективной деятельности социальных приютов и центров социальной реабилитации детей и подростков. Противопоставление социальных учреждений разной ведомственной подчиненности является непродуктивным.

Простая констатация состояния сети ведомственных учреждений социального обслуживания, существующей в Российской Федерации, еще не содержит указания на границе изменений в этой сети служб. При этом можно предполагать, что комплекс учреждений одного ведомства, который постепенно превращается в подсистему социального блока, может называться таковым тогда, когда четко разработаны структура, программы, принципы управления, социальные технологии и есть способность к самоограничению. В этом случае ограничение с экономической точки зрения может быть оптимальным, а с социологической - контингентным. В современных условиях не обязательно должна возникать система. Однако если сеть ведомственных и территориальных, государственных и не государственных служб находится в стадии становления системы, то, безусловно, это совокупность учреждений должна быть способна к самоограничению и автономному существованию; при помощи этого механизма она имеет возможность выжить и развиваться, приспосабливаясь к окружающей среде и не утрачивая различий своей функциональной предназначенности. Система может существовать при наличии собственных инструментов познании окружающей действительности и человека, нуждающихся в социальных услугах, а сегодня такого инструмента нет, он только формируется. Прежде всего нет методологических гарантий, нет теории, позволяющей адекватно оценить потребности населения в социальном обслуживании и создать предпосылки для его восстановления и эффективного развития. Можно утверждать, что на современном этапе происходит отработка моделей территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности на уровне здравого смысла, на основе опыта специалистов по социальной работе и исследователей, которые только последние пять лет занимаются разработкой этих проблем.

С позиции перечисленных выше критериев сформированности территориальной системы социального обслуживания населения и развитости служб можно, очевидно. Подвести некоторые итоги развития учреждений социального обслуживания на современном этапе.

Процесс становления системы учреждений нового типа весьма противоречив и неоднозначен. Комплексный подход к развитию территориальных социальных служб по проблемам семьи, женщин и детей практически осуществляется только на четверти территории Российской Федерации.

Не может не тревожить тот факт, что, несмотря на очевидное для подавляющей части территории обострения социальных проблем, усиление социально-психологической направленности, слабо развиваются центры психолого-педагогической и экстренной психологической помощи. В 1995 году их было всего 200, хотя в системе образования психологические службы получили широкое распространение.

В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих субъектах РФ пытаются решить сложнейшие проблемы семьи и детства, открывая не многопрофильные центры социальной помощи семьи и детям, а отделения (нередко маломощные, однообразные по видам поддержки) помощи семье и детям. В ряде регионов типичным явлением становится процесс объединения различных видов учреждения социального обслуживания. Весьма распространены и такие учреждения, которые в силу крайне ограниченного числа специалистов по социальной работе и дефицита современных технологий не могут практически повлиять на изменение ситуации в регионе.

В настоящее время министерство и ведомство, имеющие социальные службы, опираясь на государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с развитием созданной сети учреждений, оказывающих населения широкий спектр социальных услуг, адресованных главным образом наиболее социально уязвимым группам населения, которые испытывают постоянные трудности в повседневной жизни. Развитию сети учреждения социальной помощи семье и детям препятствуют различные факторы:

- слабая правовая база системы социального обслуживания;

- ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления;

- отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

- дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в области социальной работы;

- низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;

- недостаточное использование финансовых, экономических и

интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

Для наиболее интенсивного и комплексного развития социальных служб во всех регионах, на всех уровнях (в том числе в небольших городах, в районах, в поселках, в сельской местности) в соответствии с потребностями семьи и детей органам местного самоуправления предстоит принять меры по целевому финансированию муниципальных программ, предусматривающие открытие и развитие учреждений социального обслуживания семьи и детей, материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение их деятельности. Видимо, целесообразно внести в местном бюджете такую строку, которая бы предусматривала гарантированную защищенность деятельности органов местного самоуправления по развитию системы социальных услуг. Необходимо упорядочить рассмотрение вопросов, связанных с передачей освобождающихся зданий под учреждение социального обслуживания населения. Имеется острая потребность в обеспечении в первоочередном порядке учреждений социального обслуживания помещениями, оборудованием, транспортными средствами, материально-техническими ресурсами. При формировании соответствующих бюджетов следует предусматривать выделение средств для целевого финансирования социальных служб, предоставлять им в пределах компетенции налоговые льготы. В целях повышения статуса работников учреждения социального обслуживания необходимо рассмотреть комплекс вопросов, связанных с улучшением оплаты труда работников социальных служб, увеличением продолжительности их отпусков предоставлением бесплатного проезда на городском транспорте и др. Видимо, особое внимание следует уделять повышению квалификации специалистов по социальной работе и на базе высших и средних профессиональных учебных заведений осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации социальных работников.

Необходимо принять меры по разграничению сфер деятельности однотипных социальных служб разной ведомственной подчиненности, действующих на одной и той же территории (например, психологические службы систем образования и социальной защиты населения).

Совершенно очевидно, что уже сегодня необходимо провести подготовительную работу по созданию субъектов РФ служб лицензионной деятельности в области социального обслуживания населения, обеспечению контроля за соблюдением учреждениями социального обслуживания государственных стандартов. Важнейшим направлением социальной политики (в том числе системы социальной защиты населения) является государственная поддержка на федеральном уровне различных субъектов РФ в области развития системы социального обслуживания: развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-методических основ функционирования сети учреждений социального обслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания; разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа; развитие межрегионального и международного сотрудничества; информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Очевидно, что сегодня как некогда актуальны вопросы социального обслуживания населения в современном его понимании. Современные требования к социальным службам и высшим учебным заведениям, которые осуществляют подготовку и переподготовку специалистов указанного профиля, обусловили реформы социального обслуживания населения и высшего профессионального образования потребовали адекватной перестройки системы подготовки кадров для социальных служб. Особое значение сегодня приобретает качество обучения, профессионализм профессорско-преподавательского состава вузов обеспечение оптимального сочетания традиционных и новых подходов при акценте на активные методы обучения будущих специалистов в области социальной работы.Суверенность прав субъектов РФ в определении собственной политике в области высшего и после вузовского профессионального образования предполагает повышение ответственности администраций регионов за качество подготовки специалистов для социальных служб.

По мере формирования территориальных служб социального обслуживания появляется потребность в управлении сетью учреждений, оказывающих населению услуги. Эта сфера, как и всякая другая, не может развиваться стихийно, она объективно нуждается в управлении, целью которого является все более полное удовлетворение потребностей людей в услугах (по объему и качеству).

 

 

на Allbest. Список использованной литературы

 

1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2) Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН)

3) Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008)"Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". Источник официального опубликования: Российская газета.

4) Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004)"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Источник официального опубликования: Российская газета.

5) Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011)"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Источник официального опубликования: Российская газета.

Литература:

1) Буянова М.О. Право социального обеспечения. Москва: Проспект, 2009

2) Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. Издательство: Владос, 2011

3) Мироненкова М.Н. Направление развития государственной системы социального обслуживания престарелых и инвалидов в условиях формирования рыночной экономики в России: дисс. на соиск. уч. степени к. э. н.М. 2010.

4) Серебрякова Е.А. Право социального обеспечения: перспективы развития // Юридический мир. 2008.

5) Тучкова Э.Г., Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: учебник. - М.: БЕК. 2011

6) Топчий Л.В. "Социальные службы России: от оптимального минимума к гармонии разнообразия"

7) Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Владос, 2010

8) Хижный Н. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. Издательство: ИНИОН РАН, 2010

9) Шарин В. Социальное обслуживание: вектор развития // Человек и труд. 2011. № 5

 


[1] Законом РФ от 02.07.92 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"

[2] . Правовые основы их организации закреплены в Примерном Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 13.09.96 № 1092

 

[3] Правительства РФ от 25.11.95 № 1151. На его основе разрабатываются территориальные

Перечни

 

[4] Федеральный закон от 10.12.95 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ"; Федеральный закон от 02.08.95 № 122-ФЗ

[5]Основные направления социального обслуживания инвалидов закреплены в ФЗ от 02.08.1995 г. в редакции от 22.08.2004

 

ФЗ от 02.08.1995 г. в редакции от 22.08.2004 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

[6] Согласно ФЗ от 17.07. 1999 г. в редакции от 25.11.2006 г. «О государственном социальном обслуживании»

[7] Согласно ФЗ от 17.07. 1999 г. в редакции от 25.11.2006 г. «О государственном социальном обслуживании»

[8] Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.