Здавалка
Главная | Обратная связь

ШКОЛА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ



Понятие Содержание понятия
Управление современной школой требует от руководителя научного подхода в построении целостной системы управления и перевода ее в режим развития.
Руководитель обязан определить: вид и цель школы; информационное обеспечение (интересы, возможности учеников, запросы их родителей); кадровые, материально-технические, психологические условия (для удовлетворения выявляемых потребностей); собственный вариант учебного плана; систему обучения (индивидуальную, классно-урочную, лекционно-практическую, циклопоточную для школ различных ступеней и групп учащихся и т.п.); режим организации учебно-воспитательной работы (пяти-шестидневная неделя, первая или вторая половина дня); приоритетные условия (кадровые, материально-технические, финансовые, научно-методические, социально-психологические) для достижения школой поставленных целей.
В.А. Сластенин отмечает одним из основных определяющих структурных компонентов педагогической системы школы является деятельность педагогического коллектива и его руководителей.
4 уровня управления управляющей системы Первый уровень — директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Уровень определяет стратегические направления развития школы. Второй уровень — заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, помощник директора школы по административно-хозяйственной части; руководители органов и объединений, участвующих в самоуправлении. Третий уровень — учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся в учебной и внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования. Четвертый уровень — учащиеся, стоящие во главе классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками, при которых ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития.  
Важное место в управляемой системе принадлежит ученическому коллективу, в котором выделяют 2 уровня управления: первый — общешкольный и классные коллективы; второй — ученические общественные организации, спортивные секции, творческие объединения, кружки, учебные бригады и т.д.  
Функции в процессе управленческой деятельности :   определения цели (формулирование идеального представления о конечном результате деятельности всей системы, в том числе на отдельных ее этапах); планирования (разработка перспективного плана и плана работы на учебный год по различным направлениям деятельности школы); организации (грамотное распределение функциональных обязанностей и построение системы подчинения и ответственности); регулирования (согласование деятельности различных служб по разным направлениям для реализации принятых программ); мотивации (создание условий для участия в творчестве, в научно-исследовательской работе, осуществлении инновационных проектов; формирование духа единой команды, стимулирование социальной активности учителей; оценивание и поощрение за достигнутые результаты); контроля (своевременное получение информации о ходе выполнения намеченных планов для анализа и формулирования новых задач); педагогического анализа (изучение, анализ и формулирование выводов и предложений по совершенствованию процесса обучения, воспитательной работы, материальной базы образовательного учреждения, финансово-экономического обеспечения учебно-воспитательного процесса, педагогических кадров, состава воспитанников).  
Методы педагогического управления как способы достижения поставленных целей и реализации его функций.
Основные группы методов управления: экономического стимулирования педагогических работников (в соответствии с количеством и качеством труда; оплата за категории, звание и т.д.); организационно-распорядительные, или административные (регламентация деятельности исполнителей, указания, распоряжения, приказы и т.д.); психолого-педагогического воздействия (советы, просьбы, пожелания, благодарности) и влияния (установление благоприятного психологического климата, стимулирование творчества и инициативы, прогнозирование социальных перспектив развития образовательного учреждения); общественного воздействия (вовлечение педагогов и учащихся в управление образовательным учреждением); общественного влияния (развитие демократии в коллективе, толерантности, повышение престижа и имиджа людей, работающих в данном учреждении).  
Формы организации управления могут иметь разную структуру и направления: инструктивно-методические и теоретические семинары, заседания ученического коллектива, педагогические советы, методические объединения, наставничество, школьные конференции, педагогические чтения, родительский всеобуч. Формы реализации социально-психологических методов бывают представлены либо правилами внутреннего распорядка, либо входят в устав школы.  

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ РАЗВИТИЯ ШКОЛ

Понятие Содержание понятия
«Инновация»- новшество, изменение, введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу под этим понятием понимают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.  
Инновации являются носителями новшества, средствами доставки изменений в обновляемую систему. Инновации без новшества бессодержательны. Но и новшество без инновации — это только абстрактная, чисто теоретическая возможность улучшить состояние дел.
Инновации в цикле своего развития имеют определенные стадии: зарождение идеи, целеполагание, разработка идеи нового, реализация нового, распространение и рутинизация (отмирание). Жизненные стадии инноваций тесно связаны со стадиями развития коллектива, осваивающего новое.
Инновационный процесс - — это совокупность отдельных инноваций (нововведений), каждая (каждое) из которых понимается как отдельный, частный инновационный процесс. И именно этим процессом необходимо управлять руководителю школы.
Результат инновационных процессов: использование как теоретических, так и практических новшеств. Учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста инновационных процессов.
Необходимость в инновационной направленности определяется обстоятельствами:   1) обновлением системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа; 2) усилением гуманитаризации содержания образования; 3) непрерывным изменением объема учебных дисциплин; 4) введением новых учебных предметов, которые требуют постоянного поиска новых организационных форм и технологий обучения; 5) изменением характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств; 6) вхождением общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения; 7) созданием новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных.  
При управлении инновационными процессами основная часть обсуждается коллегиально, крупные мероприятия программной инновационной деятельности разрабатываются групповым методом, важное место занимает контроль за результатами  
Назначением и задачами контроля являются: · аналитическая оценка достигнутых результатов, соответствующие выводы для проведения работы по регулированию процесса образовательной деятельности; · оценка деятельности всех участников инновационного процесса, их конкретных результатов и соответствующие выводы для коррекции поведения и деятельности коллектива; · оценка результатов управления инновациями в соответствии с комплексно-целевой программой и соответствующие выводы по регулированию управляющих воздействий; · формирование каналов прямой и обратной связи для информирования и стимулирования участников инновационного процесса.  
Тенденции развития внутришкольного управления : 1) объективное усложнение потребностей социальной среды и самих школ в новом характере управления; 2) рост требований к качеству управленческой деятельности в школе; 3) появление новых благоприятных возможностей осуществления эффективного управления школами; 4) развитие систем внутришкольного управления. Вышеназванные тенденции приводят к инновационным 5) процессам в системах внутришкольного управления. Перечислим их: 6) переход к личностно-ориентированному обучению; 7) включение в число оснований для построения моделей образовательных учреждений национальных и религиозных ценностей; 8) осмысление роли и места образования, школы в процессе становления личности учащихся; 9) ориентация на демократическое, гуманистическое управление; 10) осмысление роли системы внутришкольного управления как носителя и реализатора определенных значимых ценностей; 11) учет конкретного социального заказа; 12) подготовка программ и концепций развития школы и др.  
Новые функции управления · расширение компетенции школы и связанное с ним расширение границ объекта управления; · отражение этого процесса в управленческом сознании; · обогащение образа управляемого объекта; · появление или необходимость появления новых целостных объектов управления (новых типов, видов, моделей школ) или их новых элементов, аспектов, связей, отношений; · существенные качественные изменения во внешней среде школы как источнике социального заказа и поступлений необходимых ресурсов; · освоение стратегического и долгосрочного планирования; · возникновение новых процессов, видов деятельности в объекте (исследований и разработок, эксперимента, экспертизы); · освоение новых видов управления.  

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.