ШКОЛА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Понятие
| Содержание понятия
| Управление современной школой требует
| от руководителя научного подхода в построении целостной системы управления и перевода ее в режим развития.
| Руководитель обязан определить:
| вид и цель школы;
информационное обеспечение (интересы, возможности учеников, запросы их родителей);
кадровые, материально-технические, психологические условия (для удовлетворения выявляемых потребностей);
собственный вариант учебного плана;
систему обучения (индивидуальную, классно-урочную, лекционно-практическую, циклопоточную для школ различных ступеней и групп учащихся и т.п.);
режим организации учебно-воспитательной работы (пяти-шестидневная неделя, первая или вторая половина дня);
приоритетные условия (кадровые, материально-технические, финансовые, научно-методические, социально-психологические) для достижения школой поставленных целей.
| В.А. Сластенин отмечает
| одним из основных определяющих структурных компонентов педагогической системы школы является деятельность педагогического коллектива и его руководителей.
| 4 уровня управления управляющей системы
| Первый уровень — директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Уровень определяет стратегические направления развития школы.
Второй уровень — заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, помощник директора школы по административно-хозяйственной части; руководители органов и объединений, участвующих в самоуправлении.
Третий уровень — учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся в учебной и внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.
Четвертый уровень — учащиеся, стоящие во главе классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками, при которых ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития.
| Важное место в управляемой системе принадлежит ученическому коллективу, в котором выделяют 2 уровня управления:
| первый — общешкольный и классные коллективы;
второй — ученические общественные организации, спортивные секции, творческие объединения, кружки, учебные бригады и т.д.
| Функции в процессе управленческой деятельности :
| определения цели (формулирование идеального представления о конечном результате деятельности всей системы, в том числе на отдельных ее этапах);
планирования (разработка перспективного плана и плана работы на учебный год по различным направлениям деятельности школы);
организации (грамотное распределение функциональных обязанностей и построение системы подчинения и ответственности);
регулирования (согласование деятельности различных служб по разным направлениям для реализации принятых программ);
мотивации (создание условий для участия в творчестве, в научно-исследовательской работе, осуществлении инновационных проектов; формирование духа единой команды, стимулирование социальной активности учителей; оценивание и поощрение за достигнутые результаты);
контроля (своевременное получение информации о ходе выполнения намеченных планов для анализа и формулирования новых задач);
педагогического анализа (изучение, анализ и формулирование выводов и предложений по совершенствованию процесса обучения, воспитательной работы, материальной базы образовательного учреждения, финансово-экономического обеспечения учебно-воспитательного процесса, педагогических кадров, состава воспитанников).
| Методы педагогического управления
| как способы достижения поставленных целей и реализации его функций.
| Основные группы методов управления:
| экономического стимулирования педагогических работников (в соответствии с количеством и качеством труда; оплата за категории, звание и т.д.);
организационно-распорядительные, или административные (регламентация деятельности исполнителей, указания, распоряжения, приказы и т.д.);
психолого-педагогического воздействия (советы, просьбы, пожелания, благодарности) и влияния (установление благоприятного психологического климата, стимулирование творчества и инициативы, прогнозирование социальных перспектив развития образовательного учреждения);
общественного воздействия (вовлечение педагогов и учащихся в управление образовательным учреждением);
общественного влияния (развитие демократии в коллективе, толерантности, повышение престижа и имиджа людей, работающих в данном учреждении).
| Формы организации управления
| могут иметь разную структуру и направления: инструктивно-методические и теоретические семинары, заседания ученического коллектива, педагогические советы, методические объединения, наставничество, школьные конференции, педагогические чтения, родительский всеобуч. Формы реализации социально-психологических методов бывают представлены либо правилами внутреннего распорядка, либо входят в устав школы.
| УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ РАЗВИТИЯ ШКОЛ
Понятие
| Содержание понятия
| «Инновация»-
| новшество, изменение, введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу под этим понятием понимают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
| Инновации являются
| носителями новшества, средствами доставки изменений в обновляемую систему. Инновации без новшества бессодержательны. Но и новшество без инновации — это только абстрактная, чисто теоретическая возможность улучшить состояние дел.
| Инновации в цикле своего развития имеют определенные стадии:
| зарождение идеи, целеполагание, разработка идеи нового, реализация нового, распространение и рутинизация (отмирание). Жизненные стадии инноваций тесно связаны со стадиями развития коллектива, осваивающего новое.
| Инновационный процесс -
| — это совокупность отдельных инноваций (нововведений), каждая (каждое) из которых понимается как отдельный, частный инновационный процесс. И именно этим процессом необходимо управлять руководителю школы.
| Результат инновационных процессов:
| использование как теоретических, так и практических новшеств. Учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста инновационных процессов.
| Необходимость в инновационной направленности определяется обстоятельствами:
| 1) обновлением системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа;
2) усилением гуманитаризации содержания образования;
3) непрерывным изменением объема учебных дисциплин;
4) введением новых учебных предметов, которые требуют постоянного поиска новых организационных форм и технологий обучения;
5) изменением характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств;
6) вхождением общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения;
7) созданием новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных.
| При управлении инновационными процессами
| основная часть обсуждается коллегиально, крупные мероприятия программной инновационной деятельности разрабатываются групповым методом, важное место занимает контроль за результатами
| Назначением и задачами контроля являются:
| · аналитическая оценка достигнутых результатов, соответствующие выводы для проведения работы по регулированию процесса образовательной деятельности;
· оценка деятельности всех участников инновационного процесса, их конкретных результатов и соответствующие выводы для коррекции поведения и деятельности коллектива;
· оценка результатов управления инновациями в соответствии с комплексно-целевой программой и соответствующие выводы по регулированию управляющих воздействий;
· формирование каналов прямой и обратной связи для информирования и стимулирования участников инновационного процесса.
| Тенденции развития внутришкольного управления :
| 1) объективное усложнение потребностей социальной среды и самих школ в новом характере управления;
2) рост требований к качеству управленческой деятельности в школе;
3) появление новых благоприятных возможностей осуществления эффективного управления школами;
4) развитие систем внутришкольного управления. Вышеназванные тенденции приводят к инновационным
5) процессам в системах внутришкольного управления. Перечислим их:
6) переход к личностно-ориентированному обучению;
7) включение в число оснований для построения моделей образовательных учреждений национальных и религиозных ценностей;
8) осмысление роли и места образования, школы в процессе становления личности учащихся;
9) ориентация на демократическое, гуманистическое управление;
10) осмысление роли системы внутришкольного управления как носителя и реализатора определенных значимых ценностей;
11) учет конкретного социального заказа;
12) подготовка программ и концепций развития школы и др.
| Новые функции управления
| · расширение компетенции школы и связанное с ним расширение границ объекта управления;
· отражение этого процесса в управленческом сознании;
· обогащение образа управляемого объекта;
· появление или необходимость появления новых целостных объектов управления (новых типов, видов, моделей школ) или их новых элементов, аспектов, связей, отношений;
· существенные качественные изменения во внешней среде школы как источнике социального заказа и поступлений необходимых ресурсов;
· освоение стратегического и долгосрочного планирования;
· возникновение новых процессов, видов деятельности в объекте (исследований и разработок, эксперимента, экспертизы);
· освоение новых видов управления.
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|