Здавалка
Главная | Обратная связь

Эластичность спроса и предложения по цене



 

Под эластичностью понимается мера реагирования одной величины на изменение другой. Применительно к анализу зависимости между величиной спроса и ценой продукции используется понятие ценовой эластичности спроса.

Эластичность спроса относительно цены (price elasticity of demand) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент. Практическое значение при этом имеют не абсолютные величины, а относительные. Так как изменение цен на товары первой необходимости даже на незначительную величину ведет к определенной реакции потребителей, при этом увеличение цен на предметы роскоши на аналогичную величину покупателем будет не замечено, изменение цены и величины спроса дается в формуле эластичности не абсолютно, а относительно, через коэффициентценовой эластичности спроса (формула 1.1):

 

(1.1)

где:

- эластичность спроса по цене;

- процент изменения величины спроса под влиянием изменения цены (формула 1.2);

– относительное изменение цены (формула 1.3).

 

Коэффициент показывает, на сколько процентов изменяется величина спроса при однопроцентном изменении цены продукции.

(1.2)

 

где:

Q1,Q2 – величина спроса в определенный период времени,

Р12 – величина цены в определенный период времени

 

С увеличением цены объем спроса, как правило, снижается и ∆Q < 0. Чтобы избежать отрицательных чисел, вводят знак минус.

Спрос называют эластичным, когда >1 - это означает, что спрос растет или падает быстрее цены, и неэластичным (жестким), когда <1, то есть спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются цены.

Если =1, то говорят, что спрос имеет единичную ценовую эластичность. Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то говорят об абсолютно неэластичном спросе = 0.

Если спрос по цене эластичный ( >1), то снижение цены вызывает рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной выручки. Если спрос по цене неэластичен ( < 1), то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене неэластичен, то рост цены приведет к росту общей выручки.

Факторами, влияющими на эластичность, являются:

1. Наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. Однако при этом следует учитывать, насколько узко определены границы данного экономического блага.

2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

3. Размер дохода.

4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из которых неэластичен).

5. Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

6. Ожидания потребителя.

Между величиной предложения и ценой товара существует определенная зависимость, которая находит свое выражение через закон предложения – между величиной предложения и ценой товара существует прямая зависимость, т.е. чем больше цена, тем больше величина предложения.

Зависимость между величиной предложения и ценой продукции выражается через ценовую эластичность предложения.

Ценовая эластичность предложения – это мера изменения величины предложения при изменении цены на продукцию.

Количественным параметром эластичности является коэффициент ценовой эластичности предложения (price elasticity of supply)(формула 1.4)

 

(1.4)

где:

%D P – процент изменения цены товара;

%DQ – процент изменения величины предложения под влиянием изменения цен.

Коэффициент показывает: на сколько процентов изменяется величина предложения при однопроцентном изменении цены продукции.

Различают следующие коэффициенты ценовой эластичности предложения:

Если > 1, то предложение эластично.

Если < 1, то предложение неэластично.

Если = 1, то говорят, что предложение имеет единичную ценовую эластичность.

Эластичность предложения разная для различных товаров, а также для одних и тех же товаров в разные периоды времени.

В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично ( =0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения. В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом. В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.

Существует много факторов, которые влияют на отношение производителей к рассматриваемой продукции. К основным из них относятся следующие:

Цены на используемые при изготовлении продукции ресурсы.

Желание производить при определенной цене определенное количество товара у производителя связано со степенью выгодности (прибыльности) для него данной продукции. Но прибыльность продукции непосредственно связана с ценами ресурсов, которые используются при ее изготовлении. Если, например, цены на ресурсы растут, то данная продукция становится менее прибыльной, и, следовательно, производитель при прежних ценах на готовый товар сокращает его производство и переключает свои финансовые усилия на производство другой, более прибыльной в данных условиях продукции.

Возможность использования при производстве товара ресурсосберегающих технологий.

Если в отрасли по производству товара возникает возможность использовать более совершенные, более экономные (прибыльные) для производителя технологии, то при прочих равных условиях количество производимой продукции увеличивается, т.е. при расширении использования ресурсосберегающих технологий предложение увеличивается.

Налоги.

Повышение налогов на производителей в целом или по отношению к конкретной продукции равнозначно снижению доходов, которые эта продукция приносит производителю при неизменных ценах. Поэтому производитель согласен производить меньше товара при любой текущей цене или согласен производить прежнее количество товара по более высокой цене. И то и другое приводит к уменьшению предложения.

Дотации.

Повышение дотаций при производстве конкретной продукции равнозначно повышению доходов, которые эта продукция приносит производителю при неизменных ценах. Поэтому производитель согласен производить больше товара при любой текущей цене или согласен производить прежнее количество товара по более низкой цене. И то и другое приводит к увеличению предложения.

Цены на другие товары.

Если цены на другие товары (кроме рассматриваемого товара) понижаются, то для производителя это означает уменьшение доходности этих товаров. Поэтому он переключит часть своих финансовых усилий на производство относительно более доходного товара, на который цены не изменились. Предложение рассматриваемого товара увеличивается.

Ожидание изменения цен на товар.

Если производитель ожидает понижение цен на товар в будущем, то это толкает его на увеличение текущего предложения. При ожидании повышения цен производитель стремится сократить текущее предложение с целью получить большие доходы в будущем.

Число производителей товара.

Если на рынке товара увеличивается число производителей, то при текущей цене количество предлагаемого товара повышается, т.е. при прочих равных условиях увеличение числа производителей увеличивает предложение, уменьшение – уменьшает предложение.

 

Точка равновесия

Равновесие — это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене.

Точка равновесия показывает, что здесь спрос и предложение, будучи противоположными рыночными силами, уравновешиваются. Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателям. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики, ибо в состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавца, ни у покупателя нет внутренних побуждений к его нарушению. Наоборот, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован, и покупатели и продавцы стремятся изменить ситуацию на рынке.

Таким образом, рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.