Здавалка
Главная | Обратная связь

Продолжение таблицы 5.1



ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

Цены в системе антимонопольного законодательства

 

В республике создана правовая база антимонопольного регулирования, так основным документом в данной области выступает Указ Президента РБ № 114 «О некоторым мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования»; применяются меры по предотвращению создания новых монополий; обеспечен постоянный мониторинг отдельных товарных рынков и выработка оперативных мер по улучшению конкурентной ситуации на них.

Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными и требуют вмешательства со стороны государственных органов.

Таким образом, государственное регулирование включает:

1) регулирование цен естественных монополий

2) регулирование цен искусственных монополий

Естественная монополия – это система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, минимальные издержки в расчете на единицу продукции достигаются при сосредоточении производства на одном предприятии, а соответствующие товары не могут быть заменены другими товарами.

Так к естественным монополистам относятся предприятия осуществляющие хозяйственную деятельность в следующих сферах: транспортирование нефти и нефтепродуктов, газа по магистральным трубопроводам, передача и распределение электрической и тепловой энергии, централизованное водоснабжение и водоотведение, услуги электрической и почтовой связи общего пользования, услуги ж/д и авиа- транспорта, услуги транспортных терминалов, аэропортов.

Искусственная монополия образуется в результате чрезмерной концентрации и специализации производства, административного установления хозяйственных связей и других факторов, но устранение данных факторов способствовало бы созданию конкуренции и снижению цен.

Законодательством Республики Беларусь – Указ № 114 «О некоторым мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования» предусмотрены меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, которые выступают дополнительным механизмом в комплексном решении вопросов необоснованного роста цен на товары (работы, услуги). (таблица 5.1)

 

 

Таблица 5.1 – Штрафные санкции за нарушения антимонопольного законодательства

Вид нарушения Размеры штрафов
на должностное лицо на индивидуального предпринимателя на юридическое лицо
Злоупотребление доминирующим положением От 20до 100 базовых величин От 10 до 200 базовых величин До 10% суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 500 базовых величин
Заключение и исполнение соглашений, осуществление согласованных действий ограничивающих конкуренцию От 20 до 100 базовых величин От 10 до 200 базовых величин До 10% суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 400 базовых величин
Недобросовестная конкуренция От 20 до 100 базовых величин От 10 до 200 базовых величин До 10% суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 400 базовых величин
Уклонение от исполнения предписаний, иных законных требований антимонопольных органов должностных лиц государственных органов, иной государственной организации, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления, должностных лиц других юридических лиц. От 20 до 100 базовых величин    

 

Продолжение таблицы 5.1

Вид нарушения Размеры штрафов
на должностное лицо на индивидуального предпринимателя на юридическое лицо
Ненадлежащее или несвоевременное исполнение, либо непредставление антимонопольным органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации От 20 до 100 базовых величин    

 

Реализация норм Указа № 114 позволяет:

– проводить открытую конкурентную и антимонопольную политику, направленную на предотвращение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, достижение эффективного функционирования товарных рынков;

– усилить роль антимонопольного регулирования, в том числе в части недопущения установления межобластных и иных региональных ограничений при осуществлении торговли товарами, выполнении работ, услуг;

– пресекать нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами и органами государственного управления, а так же способствует адекватному и своевременному реагированию должностных лиц органов управления и юридических лиц на законные требования антимонопольного органа по устранению и недопущению в дальнейшем действий, противоречащих антимонопольному законодательству.

В целях оперативного выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, а так же законодательства о ценах и ценообразовании руководители Департамента ценовой политики Министерства экономики, а так же руководители областных исполнительных комитетов имеют право назначать внеплановые проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями указанного законодательства

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.