Продолжение таблицы 5.1Стр 1 из 5Следующая ⇒
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Цены в системе антимонопольного законодательства
В республике создана правовая база антимонопольного регулирования, так основным документом в данной области выступает Указ Президента РБ № 114 «О некоторым мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования»; применяются меры по предотвращению создания новых монополий; обеспечен постоянный мониторинг отдельных товарных рынков и выработка оперативных мер по улучшению конкурентной ситуации на них. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными и требуют вмешательства со стороны государственных органов. Таким образом, государственное регулирование включает: 1) регулирование цен естественных монополий 2) регулирование цен искусственных монополий Естественная монополия – это система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, минимальные издержки в расчете на единицу продукции достигаются при сосредоточении производства на одном предприятии, а соответствующие товары не могут быть заменены другими товарами. Так к естественным монополистам относятся предприятия осуществляющие хозяйственную деятельность в следующих сферах: транспортирование нефти и нефтепродуктов, газа по магистральным трубопроводам, передача и распределение электрической и тепловой энергии, централизованное водоснабжение и водоотведение, услуги электрической и почтовой связи общего пользования, услуги ж/д и авиа- транспорта, услуги транспортных терминалов, аэропортов. Искусственная монополия образуется в результате чрезмерной концентрации и специализации производства, административного установления хозяйственных связей и других факторов, но устранение данных факторов способствовало бы созданию конкуренции и снижению цен. Законодательством Республики Беларусь – Указ № 114 «О некоторым мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования» предусмотрены меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, которые выступают дополнительным механизмом в комплексном решении вопросов необоснованного роста цен на товары (работы, услуги). (таблица 5.1)
Таблица 5.1 – Штрафные санкции за нарушения антимонопольного законодательства
Продолжение таблицы 5.1
Реализация норм Указа № 114 позволяет: – проводить открытую конкурентную и антимонопольную политику, направленную на предотвращение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, достижение эффективного функционирования товарных рынков; – усилить роль антимонопольного регулирования, в том числе в части недопущения установления межобластных и иных региональных ограничений при осуществлении торговли товарами, выполнении работ, услуг; – пресекать нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами и органами государственного управления, а так же способствует адекватному и своевременному реагированию должностных лиц органов управления и юридических лиц на законные требования антимонопольного органа по устранению и недопущению в дальнейшем действий, противоречащих антимонопольному законодательству. В целях оперативного выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, а так же законодательства о ценах и ценообразовании руководители Департамента ценовой политики Министерства экономики, а так же руководители областных исполнительных комитетов имеют право назначать внеплановые проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями указанного законодательства
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|