Здавалка
Главная | Обратная связь

Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.



 

В мировой практике известны две модели для преодоления высоких цен, устанавливаемых монополистами:

1 рыночная

2 государственная

Рыночная модель предусматривает снижение цен предприятий монополистов за счет действия рыночных законов – высокая цена установленная предприятиями-монополистами ведет к стремлению со стороны других субъектов хозяйствования проникнуть на данный рынок, что естественно создает конкурентную среду и ведет к постепенному снижению цен.

Государственная модель предусматривает снижение цен посредством ее ограничения со стороны государственных органов.

Так в зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпускаемого предприятиями-монополистами, используются следующие методы государственного ценового регулирования:

· установление предельного норматива рентабельности,

· установление предельного уровня цен (тарифов)

· декларирование уровня свободных цен (тарифов).

Государственное регулирование деятельности субъектов естественной монополии осуществляется следующими методами:

· регулирование цен на товары, посредством установления фиксированных, предельных цен и порядка их определения, применения;

· определение категорий потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий и (или) установление минимального уровня их обеспечения.

Доминирующее положение означает исключительное положение предприятия на рынке, которое позволяет ему диктовать свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иными способами ограничивать конкуренцию (п.1 ст.5 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»).

Факт доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов), антимонопольным органом, устанавливается на основании таких количественных и качественных параметров как:

товарные границы товарного рынка;

состав потребителей и продавцов товарного рынка;

географические границы товарного рынка;

емкость товарного рынка;

доля хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) на товарном рынке.

Выше указанные параметры были определены Инструкцией о порядке определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов, утвержденной постановлением Министерства экономики от 20.03.2015г. №24.

Основными показателями определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) являются емкость и доля рынка.

Емкость товарного рынка определяется как: сумма объемов реализации (производства, приобретения) товара хозяйствующими субъектами, действующими на товарном рынке.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке - количественная оценка положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, определяемая как выраженное в процентах отношение объема реализованных хозяйствующим субъектом товаров к общему объему реализации данных и взаимозаменяемых товаров на товарном рынке.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке составляет 35% и более или менее 35%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из возможности хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке определять уровень цены (тарифа) на товар и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке, наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок, периода существования возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке. (п.2 ст.5 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»)

Для нескольких хозяйствующих субъектов факт доминирования устанавливается в случае, если величина доли на соответствующем товарном рынке превышает предельные величины для хозяйствующих субъектов – производителей товаров народного потребления (таблица 5.2) и для хозяйствующих субъектов – производителей товаров производственно-технического назначения (таблица 5.3).

 

Таблица 5.2 – Доля занимаемого рынка для производителей товаров народного потребления и оказывающих услуги

Количество крупнейших хозяйствующих субъектов, поставляющих произведенные товары на товарный рынок Значение минимальной предельной величины (%)

 

При рассмотрении двух и более крупнейших производителей согласно таблице 5.2, выступающих на товарном рынке, факт доминирования хозяйствующего субъекта устанавливается в случае, если доля одного из них в общем объеме реализации данного товара на рынке превышает 20 процентов.

 

Таблица 5.3 – Доля занимаемого рынка для производителей товаров производственно-технического назначения

Количество крупнейших хозяйствующих субъектов, поставляющих произведенные товары на товарный рынок Значение минимальной предельной величины (%)

 

При рассмотрении двух и более крупнейших производителей товаров производственно-технического назначения согласно таблице 5.3 факт доминирования хозяйствующего субъекта устанавливается в случае, если доля одного из них в общем объеме реализации данного товара на рынке превышает 25 процентов.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке не превышает 15%, за исключением случая, признания доминирующего положения субъекта естественной монополии.

Если доля на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, факт доминирования хозяйствующего субъекта определяется на основании отсутствия конкуренции на соответствующем товарном рынке; способности хозяйствующего субъекта, навязывать неприемлемые для покупателя или продавца условия при продаже или покупке товара, при заключении договора поставки; способности хозяйствующего субъекта ограничивать конкуренцию других хозяйствующих субъектов на рынке материально-технических ресурсов (сырье, материалы, оборудование, энергоресурсы и прочее); способности хозяйствующего субъекта сокращать или ограничивать поставку товаров на рынок сбыта с целью получения односторонних выгод при продаже товаров, при заключении договоров поставки товаров.

 

Декларирование цен

 

Декларирование цен - средство контроля за установлением цен на продукцию, реализуемую предприятиями-монополистами, с целью предотвращения их неоправданного повышения посредством регистрации цен в соответствующих государственных органах.

При декларировании цен, а также при установлении фиксированных или предельных цен (тарифов) организации-монополисты должны представить в органы контроля – экономическое обоснование цены - то есть подтвердить понесенные затраты, включенный уровень прибыли. С этой целью организации-монополисты представляют в органы государственного управления следующие материалы по обоснованию уровня цен (тарифов):

проект прейскуранта или декларации (в двух экземплярах) по утвержденной форме;

пояснительную записку;

отчетную и плановую калькуляции с расшифровкой статей затрат;

информацию об уровне цен (тарифов) на аналогичные товары (работы, услуги), реализуемые на товарном рынке республики (области);

показатели финансово-экономической деятельности организации за предыдущий год и прошедший период отчетного года, в том числе данные о фактической рентабельности (к полной себестоимости, стоимости обработки) производства данного вида товаров (работ, услуг).

Представляемые материалы заверяются подписью руководителя организации которые несут персональную ответственность за правильность обоснования уровня цены (тарифа).

Выше рассмотренные материалы представляются органам государственного управления в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления о включении в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий.

Органы государственного управления в течение 14 рабочих дней рассматривают представленные материалы по обоснованию уровня цен (тарифов) и принимают решение об утверждении фиксированных, предельных цен (тарифов), регистрации декларируемых цен (тарифов) либо отказе в их утверждении или регистрации в случае: представления организацией-монополистом неполного пакета запрашиваемых материалов, экономически необоснованного повышения цен (тарифов), что может отрицательно повлиять на уровень жизни населения, а также если уровень цен (тарифов), представленных на утверждение или регистрацию, значительно отличается от действующего уровня цен на аналогичную продукцию.

Зарегистрированные декларируемые цены юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, вносятся органами государственного управления в реестр декларируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, по рекомендуемой форме:

С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене не выше зафиксированной в декларации.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.