Здавалка
Главная | Обратная связь

Виды монопольных цен.



 

Под монопольной ценой понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью.

Различают несколько видов монопольных цен:

· монопольно высокая цена Монопольно высокой ценой считается цена хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, если ее уровень выше среднего сложившегося на аналогичные или взаимозаменяемые товары (группу товаров) на 25% и более либо рентабельность превышает средний ее уровень на те же товары (группу товаров) на 25% и более. Такая цена устанавливается с целью получения монопольно высокой прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других хозяйствующих субъектов или потребителей. Механизм выявления и признания цены монопольной достаточно сложен. Так, монопольная цена может определяться как методом сравнения с аналогичными ценами других производителей, так и методом сравнения с базовой расчетной ценой. При выявлении монопольной цены анализируется состав и структура затрат, что в настоящее время затруднено в связи с отменой законодательного регулирования состава затрат, включаемых в состав себестоимости товаров (работ, услуг).

· монопольно низкая цена. Монопольно высокой ценой считается цена, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим предприятиям и тем самым ограничивает конкуренцию на рынке определенного товара;

· монопсонически низкая цена. Монопсонически низкой ценой является цена, устанавливаемая предприятием, доминирующим на рынке определенного товара в качестве покупателя, в целях получения сверхприбыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет поставщика.

Признаками монопольно высоких цен могут служить:

ü повышение цены в целях компенсации необоснованных затрат и (или) получение сверхприбыли в результате:

- преднамеренного сокращения объемов производства и реализации при наличии устойчивого спроса;

- скрытого уменьшения объемов производства и реализации, под этим подразумевается, как правило, снижение качества продукции при формально неизменной величине выпуска;

ü скрытое повышение цены (неизменность цены при снижении качества) в целях компенсации необоснованных затрат и (или) получения сверх прибыли;

ü различные комбинации вышеуказанных признаков, ущемляющие интересы других хозяйствующих субъектов или населения.

Признаками монопольно или монопсонически низких цен могут служить:

· создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других хозяйствующих субъектов становится экономически невыгодным;

· покупка продукции по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках, или по ценам, не обеспечивающим продавцу получение прибыли на среднеотраслевом (региональном) уровне или возмещения себестоимости, если это не предопределено рыночной конъюнктурой;

· не обусловленное конъюнктурой рынка повышение прибыли хозяйствующего субъекта, занимающего в качестве покупателя доминирующее положение на данном товарном рынке (или уровня заработной платы его работников) путем снижения собственных издержек производства (реализации) за счет поставщика.

Признаки монопольных цен могут быть выявлены двумя способами:

- прямой способ – предполагает сравнение фактических цен и объемов производства с соответствующими значениями, которые имеются или имелись бы на конкурентном рынке;

- косвенный способ – предусматривает анализ и сопоставление динамики цен, объемов производства (изменение объемов производства учитываются в натуральном выражении), прибыли, рентабельности, средней заработной платы и других показателей со среднеотраслевыми или региональными показателями.

Обнаружение признаков монопольной цены еще не является доказательством злоупотребления предприятием доминирующим положением на рынке. Необходим комплексный экономический анализ, включающий уточнение границ товарного рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, исследование динамики цен, себестоимости, прибыли и рентабельности, объемов производства и средней заработной платы на рассматриваемом предприятии.

При установлении факта монопольно высокой цены антимонопольные органы могут выдавать предписания или требования на снижение (повышение) цены до уровня конкурентной, увеличение объемов производства (при необоснованном его сокращении и при наличии потребности в продукции); реализации излишков продукции; снижение расходов на заработную плату или увеличение объемов производства в соответствии с численностью работающих.

Антимонопольные органы могут обязать предприятие информировать его в течение определенного периода о всех случаях повышения (снижения) цен.

Рассмотрение дел, решение вопросов о применении штрафных санкций за установление монопольных цен осуществляются в соответствии с Положением о порядке рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного государственными органами по антимонопольной политике.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.