Контактно-транзисторная система зажигания.
КТСЗ начала появляться на автомобилях в 60-х годах. При увеличении степени сжатия, использовании более бедных рабочих смесей, с увеличением частоты вращения коленчатых валов и числа цилиндров КСЗ, как отмечалось, уже со своей задачей несправлялась. Классическая система зажигания стала тормозом дальнейшего развития бензиновых двигателей. Появилась необходимость применения транзисторных (электронных) систем зажигания. Транзистор— электропреобразовательный полупроводниковый прибор, служащий для преобразования электрических величин (в частности, использующийся для усиления мощности). В чем отличие КТСЗ (рис. 1.13) от КСЗ? В КТСЗ через контакты прерывателя проходят только управляющие импульсы тока (~ 0,5 А). К первичной цепи катушки зажигания контакты прерывателя не относятся. Не нужен при КТСЗ и конденсатор для гашения искры при размыкании контактов, так как сила тока, проходящего через них, невелика. Если при КСЗ зачищать контакты необходимо через 10 тыс. км, а срок их службы составляет 30—40 тыс. км, то при КТСЗ контакты прерывателя не требуют зачистки до 100 тыс. км. При КТСЗ можно увеличить ток в первичной цепи, уменьшить в первичной обмотке катушки число витков, а во вторичной — увеличить. Это дает возможность повысить вторичное напряжение на 25%, что позволяет увеличить зазоры между электродами свечей до 1,0—1,2 мм. В КТСЗ (см. рис. 1.13) появился прибор, называемый коммутатором, который, получая от контактов прерывателя управляющие импульсы (команды), преобразует их в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания. Размыкание и замыкание первичной цепи осуществляется запиранием и отпиранием выходного транзистора коммутатора. КТСЗ представляют собой первый шаг от КСЗ к электронным системам зажигания. Рассмотрим фрагмент принципиальной схемы КТСЗ (см. рис. 1.13).
При включенном зажигании, когда контакты прерывателя разомкнуты, движения электронов от "минуса" к "плюсу" аккумуляторной батареи нет, т.е. тока в схеме зажигания не будет, так как транзистор закрыт в связи с большим переходным сопротивлением между эмиттером и коллектором транзистора. В момент замыкания контактов прерывателя в цепи управления транзистора через базу и коллектор будет проходить ток 0,3—0,8 А в зависимости от частоты вращения кулачка прерывателя. В связи с прохождением тока управления происходит резкое снижение сопротивления перехода "эмиттер-коллектор" транзистора до нескольких долей Ома и транзистор открывается, включая цепь первичной обмотки катушки зажигания. Сила тока в этой цепи зависит от напряжения источника (аккумуляторной батареи), величин сопротивления и индуктивности первичной обмотки и времени замкнутого состояния контактов прерывателя. С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя сила тока в цепи низкого напряжения снижается с 7 до 3 А. При размыкании контактов прерывателя ток управления прерывается, что вызывает резкое повышение сопротивления перехода силового участка транзистора"эмиттер-коллектор"до нескольких сотен Ом и транзистор запирается, выключая цепь тока первичной обмотки катушки зажигания. Так как через контакты прерывателя идет только управляющий ток (контакты превратились в датчик управляющих импульсов), стало возможно увеличить энергию искрообразования применением специальных катушек зажигания с увеличенным числом витков вторичной обмотки и уменьшенным числом витков первичной. При значительном понижении сопротивления первичной обмотки катушки зажигания в коммутатор вводят специальную цепь, которая спустя 1,5 с после остановки двигателя (валика распределителя) разрывает цепь питания катушки зажигания. Этим ограничивается чрезмерный нагрев катушки зажигания с низким сопротивлением первичной обмотки. Характеристики контактно-транзисторной системы аналогичны контактной, за исключением того, что на низких частотах вращения коленчатого вала вторичное напряжения не снижается. Конструкция прерывателя-распределителя у контактно-транзисторной и контактной систем аналогична. Отличие состоит лишь в том, что конденсатор, включаемый в контактных системах параллельно контактам и закрепляемый обычно на корпусе прерывателя-распределителя, у контактно-транзисторных систем отсутствует. Срок службы контактов прерывателя в контактно-транзисторной системе больше, чем у контактной, однако механический износ прерывательного механизма, влияние вибраций на работу контактов в системе не устранены. Кроме того, контакты прерывателя пропускают и прерывают только силу тока управления транзистора, равную 0,8 – 0,3 А. Эффект самоочищения контактов возникает только при токе более 1 А. Если на них попало масло, образовалась масляная плёнка или слой окиси, то ток управления транзистора не сможет пройти через контакты. Поэтому контакты прерывателя промывают бензином и следят за тем, чтобы они всегда были чистыми. На современных автомобилях отдается предпочтение установке электронных бесконтактных систем зажигания.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|