Здавалка
Главная | Обратная связь

Контактно-транзисторная система зажигания.



КТСЗ начала появляться на автомобилях в 60-х годах. При увели­чении степени сжатия, использовании более бедных рабочих смесей, с увеличением частоты вращения коленчатых валов и числа цилинд­ров КСЗ, как отмечалось, уже со своей задачей несправлялась. Классическая система зажигания стала тормозом дальнейшего разви­тия бензиновых двигателей. Появилась необходимость применения транзисторных (электронных) систем зажигания.

Транзистор— электропреобразовательный полупроводниковый при­бор, служащий для преобразования электрических величин (в частно­сти, использующийся для усиления мощности).

В чем отличие КТСЗ (рис. 1.13) от КСЗ? В КТСЗ через контакты прерывателя проходят только управляющие импульсы тока (~ 0,5 А). К первичной цепи катушки зажигания контакты прерывателя не относят­ся. Не нужен при КТСЗ и конденсатор для гашения искры при размы­кании контактов, так как сила тока, проходящего через них, невелика.

Если при КСЗ зачищать контакты необходимо через 10 тыс. км, а срок их службы составляет 30—40 тыс. км, то при КТСЗ контакты прерывателя не требуют зачистки до 100 тыс. км.

При КТСЗ можно увеличить ток в первичной цепи, уменьшить в первичной обмотке катушки число витков, а во вторичной — увеличить. Это дает возможность повысить вторичное напряжение на 25%, что позволяет увеличить зазоры между электродами свечей до 1,0—1,2 мм.

В КТСЗ (см. рис. 1.13) появился прибор, называемый коммутатором, который, получая от контактов прерывателя управляющие импульсы (команды), преобразует их в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания. Размыкание и замыка­ние первичной цепи осуществляет­ся запиранием и отпиранием вы­ходного транзистора коммутатора.

КТСЗ представ­ляют собой первый шаг от КСЗ к электронным системам зажи­гания.

Рассмотрим фрагмент прин­ципиальной схемы КТСЗ (см. рис. 1.13).

Рис.1.13 Контактно-транзисторное зажигание: GB—аккумуляторная батарея; S—выключатель зажигания; КЗ— катушка зажигания; V— коммутатор; Пр—прерыватель.

 

При включенном зажигании, ког­да контакты прерывателя разомк­нуты, движения электронов от "ми­нуса" к "плюсу" аккумуляторной батареи нет, т.е. тока в схеме зажигания не будет, так как тран­зистор закрыт в связи с большим переходным сопротивлением меж­ду эмиттером и коллектором тран­зистора.

В момент замыкания контак­тов прерывателя в цепи управле­ния транзистора через базу и коллектор будет проходить ток 0,3—0,8 А в зависимости от час­тоты вращения кулачка прерыва­теля. В связи с прохождением тока управления происходит рез­кое снижение сопротивления пе­рехода "эмиттер-коллектор" тран­зистора до нескольких долей Ома и транзистор открывается, вклю­чая цепь первичной обмотки ка­тушки зажигания.

Сила тока в этой цепи зави­сит от напряжения источника (ак­кумуляторной батареи), величин сопротивления и индуктивности первичной обмотки и времени замкнутого состояния контактов прерывателя. С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя сила тока в цепи низкого напряжения снижается с 7 до 3 А.

При размыкании контактов прерывателя ток управления прерывается, что вызывает резкое повышение сопротивления перехода силового уча­стка транзистора"эмиттер-коллектор"до нескольких сотен Ом и транзи­стор запирается, выключая цепь тока первичной обмотки катушки зажи­гания.

Так как через контакты прерывателя идет только управляющий ток (контакты превратились в датчик управляющих импульсов), стало возможно увеличить энергию искрообразования применением специальных кату­шек зажигания с увеличенным числом витков вторичной обмотки и уменьшенным числом витков первичной.

При значительном понижении сопротивления первичной обмотки катуш­ки зажигания в коммутатор вводят специальную цепь, которая спустя 1,5 с после остановки двигателя (валика распределителя) разрывает цепь пита­ния катушки зажигания. Этим ограничивается чрезмерный нагрев катушки зажигания с низким сопротивлением первичной обмотки.

Характеристики контактно-транзисторной системы аналогичны контактной, за исключением того, что на низких частотах вращения коленчатого вала вторичное напряжения не снижается.

Конструкция прерывателя-распределителя у контактно-транзисторной и контактной систем аналогична. Отличие состоит лишь в том, что конденсатор, включаемый в контактных системах параллельно контактам и закрепляемый обычно на корпусе прерывателя-распределителя, у контактно-транзисторных систем отсутствует.

Срок службы контактов прерывателя в контактно-транзисторной системе больше, чем у контактной, однако механический износ прерывательного механизма, влияние вибраций на работу контактов в системе не устранены. Кроме того, контакты прерывателя пропускают и прерывают только силу тока управления транзистора, равную 0,8 – 0,3 А. Эффект самоочищения контактов возникает только при токе более 1 А. Если на них попало масло, образовалась масляная плёнка или слой окиси, то ток управления транзистора не сможет пройти через контакты. Поэтому контакты прерывателя промывают бензином и следят за тем, чтобы они всегда были чистыми.

На современных автомобилях отдается предпочтение установке электронных бесконтактных систем зажигания.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.