Здавалка
Главная | Обратная связь

Силовой и мощностной балансы автомобиля



Силовой баланс

Уравнение динамики прямолинейного движения автомобиля (2.23) является также уравнением силового баланса автомобиля.

Для того чтобы данное уравнение связать с тяговой характеристикой, его дополняют зависимостями сил сопротивления движению автомобиля от его скорости (рис. 3.1).

Силовой баланс автомобиля показывает распределение полной окружной силы на ведущих колесах по отдельным видам сопротивления:

Рm = Рдwu,

где Рw – сила сопротивления воздуха, Н

Рд – сила суммарного дорожного сопротивления, Н

Рu – сила сопротивления разгону, Н

Силу суммарного дорожного сопротивления определяют по формуле:

Рд = Ga+ψ= Ga*(f+i),

где Ga - полный вес автомобиля, Н

f - коэффициент сопротивлению качению,

i - коэффициент сопротивления подъему (на горизонтальной плоскости равен «0»).

Силу сопротивления воздуху находят по формуле:

Рw = ka+Fa2,

где ka – коэффициент обтекаемости,

скорость автомобиля, м/с.

Максимально возможная скорость автомобиля определяется точкой пересечения графика Рm для 5 передачи с кривой суммарного сопротивления.

Динамическая характеристика представляет собой зависимость динамического фактора D от скорости автомобиля:

D = f(ν),

Динамический фактор определяется по формуле:

D = = ,

где Рm – полная окружная сила, Н

Рw – сила сопротивления воздуха, Н

Рса – свободная сила тяги, Н

Ga – вес автомобиля, Н

Рис - График силового баланса для автомобиля весом Ga = 14470Н

 

Рис. 5 - Силовой баланс автомобиля

 

Для этого на графике тяговой характеристики наносятся значения Рψдля дорожных условий, которые характеризуются конкретным значением ψ. При скорости близкой к максимальной прямая Pψ переходит в кривую, так как увеличиваются значения Pfиз-за увеличения потерь в эластичной шине. Затем определяются значения Рω,которые суммируются со значением Рψ. В силу того, что Рωзависит от скорости в квадрате, то прямая ψ + Pω) при увеличении скорости движения автомобиля переходит в параболу. График силового баланса наглядно показывает возможности движения автомобиля в данных дорожных условиях. Так при равномерном движении максимальная скорость движения на четвертой передаче развивается до значений vmax.

Если кривая Ртпроходит рядом с кривой ψ + Pω), то отрезки, заключенные между этими кривыми 3), соответствуют запасу силы тяги, которую можно использовать при преодолении повышенного сопротивления дороги, для разгона автомобиля или буксирования прицепа. Следовательно, при максимальной скорости запас силы тяги равен нулю и ускорение невозможно.

Для определения значения максимального сопротивления дороги, которое может преодолеть автомобиль при равномерном движении, например со скоростьюv1,надо из ординаты Рт вычесть отрезок ab, соответствующий силе Pωпри скорости v1. Сумма отрезков Р3 и представляет собой силу Рψ при максимальном сопротивлении дороги ψmax.

Если данные дорожные условия характеризуются коэффициентом сцепления φx, определим силу сцепления Рφ на ведущих колесах и отложим ее значения на оси Рт, после чего проведем из полученной точки горизонталь.

В зоне, расположенной ниже этой горизонтали, соблюдаются условия Рт ≤ Рφ, а зона выше этой линии характеризуется тем, что движение невозможно из-за буксования колес.

В примере, представленном на рис. 3.1, движение автомобиля возможно на второй, третьей и четвертой передачах во всем интервале их скоростей. На первой передаче движение без буксования ведущих колес возможно лишь со скоростью v2 или большей. Так как значения Рт получены по внешней скоростной характеристике двигателя, то для движения на первой передаче и со скоростью меньше, чем v2 необходимо перейти на частичные нагрузки.

В уравнении силового баланса все силы сопротивления условно имеют знак плюс. Однако силы Раи Рj в зависимости от условий движения могут иметь различные знаки. Сила Рапри преодолении автомобилем подъема и сила Pjпри разгоне имеют положительные значения, и наоборот, Рапри движении на спуске, a Pjпри движении с замедлением имеют отрицательные значения.

Мощностной баланс

Иногда вместо силового баланса, характеризуя возможности движения, пользуются мощностным балансом.

Умножив все члены уравнения (2.23) на v/1000, получим уравнение силового баланса:

NT = (Nψ + Nω + Nj), (3.1)

где Nrтяговая мощность,

NT = Pтv/1000 = Мкiтрηтрv/1000r = Nеηтр; (3.2)

Na— мощность, затрачиваемая на преодоление подъема,

Na = Pav/1000 = Gsin a v/1000; (3.3)

Nf мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления качению

Nf = Pfv/1000 = Gfcos a v/1000; (3.4)

Nωмощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха,

Nω = Pωv/1000 = kωFv3/1000; (3.5)

Njмощность, затрачиваемая на преодоление сопротивление разгону,

Nj = Pjv/1000 = ma δвр vj/1000; (3.6)

Nψмощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги,

Nψ=Nf + Na = Gψv/1000. (3.7)

Уравнение мощностного баланса устанавливает соотношения между мощностью, подводимой к колесам автомобиля и мощностью, необходимой для преодоления сопротивления движению автомобиля.

Используя уравнение (3.1), построим график мощностного баланса (рис. 3.2) при движении автомобиля на одной из передач. Для этого построим скоростную характеристику двигателя.

Рис. 6 - Мощностной баланс автомобиля при движении на высшей передаче

 

По формуле (3.2) с учетом ηтр аналогично кривой Neпостроим кривую изменения NT, и используя формулу (3.7), построим кривую Nψ . При этом следует иметь в виду, что при v > 15 м/с коэффициент ψ будет изменяться с учетом формулы (2.10).

 

Вверх от кривой Nψоткладывают значения мощности сопротивления воздуха Nω(кривая Nψ + Nω). Отрезки ординат между кривой (Nψ + Nω)и осью абсцисс соответствуют суммарной мощности, затрачиваемой на преодоление со противления дороги и воздуха. Отрезки, заключенные между кривыми NT и (Nψ + Nω),характеризуют запас мощности N3, который может быть использован для преодоления повышенного сопротивления дороги автомобилем или буксирования прицепа.

При равномерном движении автомобиля без прицепа мощность NT расходуется только на преодоление сопротивления дороги и воздуха, и если дроссель открыт полностью наибольшая скорость движения достигается, когда автомобиль развивает мощность, равную сумме мощностей Nψи Na(точка А).

График мощностного баланса для всех передач строят таким же образом, только вместо пары кривых Neи NT строят столько кривых, сколько передач в коробке передач.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.