Здавалка
Главная | Обратная связь

Критический угол уклона дороги



Критический угол уклона дороги по условиям заноса (бокового сползания) определяется из уравнения проекцией всех сил на плоскость дороги (рис. 7.3):

Но по условиям сцепления шин с дорогой сумма поперечных реакций в момент начала заноса

Следовательно, критический угол уклона дороги по условиям заноса

(7.11)

Рис. 33 – Определение критического угла уклона дороги по поперечной устойчивости

 

При движении с уклоном из центра тяжести автомобиля действует поперечная составляющая Gsinβ силы тяжести автомобиля. Эта составляющая (плечо hц) образует момент, который стремится опрокинуть автомобиль. Составим уравнение моментов относительно оси, проходящей через точки контактов середины шин наружных колес с дорогой:

В момент начала опрокидывания ∑RZB = 0. Тогда из последнего равенства имеем

Критический угол уклона дороги по условиям опрокидывания

(7.12)

При прямолинейном движении автомобиля с колеей Ви высотой центра тяжести hцс углом уклона β0 начнется его опрокидывание.

Опрокидывание автомобиля опаснее его заноса, поэтому для безопасного движения должны выполняться условия:

(7.13)

7.14)

Таким образом, потери устойчивости автомобиля в виде заноса оказываются одинаковыми в случае его движения по кривой и при его движении по дороге с уклоном. Выполнение условия (7.13) уменьшает вероятность опрокидывания, но не исключает его полностью. Например, двигаясь с боковым скольжением, автомобиль может удариться своими колесами о бордюр, в результате чего его скольжение прекратится и начнется опрокидывание.

Занос автомобиля

Одновременный занос обоих мостов автомобиля происходит довольно редко. Чаще начинают скользить колеса одного моста. В этом случае механизм потери устойчивости имеет свои особенности.

Занос заднего моста заднеприводного автомобиля более вероятен, так как задние колеса нагружены силой тяги, и уже в значительной степени исчерпали возможности сцепления с дорогой, резерв по сцеплению для восприятия боковой силы ограничен. Достаточно небольшой боковой силы, чтобы колеса начали скользить в боковом направлении.

На рис. 7.4, а показана схема автомобиля, у которого передние колеса движутся прямо со скоростью v1, а задние движутся вперед со скоростью v1 и скользят в поперечном направлении со скоростью v2. В результате, задний мост перемешается со скоростью v3, что вызывает поворот автомобиля вокруг центра О, хотя передние колеса находятся в нейтральном положении.

Рис. 34 – Схемы заноса переднего моста заднеприводного автомобиля (а) и гашения заноса (б)

 

Поперечная составляющая Рyвозникшей при этом центробежной силы Рцдействует в направлении скольжения заднего моста, увеличивая его занос. Если управляемые колеса повернуть в сторону заноса, то центр поворота сместится из точки Ов точку О1 (рис. 7.4, б). При этом центробежная сила уменьшится, что будет способствовать гашению заноса.

Если автомобиль заднеприводный, то при заносе заднего моста одновременно с поворотом рулевого колеса следует убавить силу тяги на ведущих задних колесах или прекратить торможение тормозной системой и тормозить двигателем, это также способствует гашению заноса вследствие улучшения сцепления задних колес дорогой.

Если автомобиль переднеприводный, то, отпустив педаль подачи топлива и начав торможение двигателем, водитель не изменит условий сцепления задних неприводных колес, т. е. v2 останется неизменной (рис. 7.5), а v1 уменьшится до v'1. Отклонение суммарной скорости v'3движения от заданного направления движения (направление v1) увеличится.

Если же водитель переднеприводного автомобиля сильнее нажмет на педаль подачи топлива, то скорость v1увеличится до v"1, и направление суммарной скорости v''3заднего моста будет меньше отличаться от заданного, что приведет к уменьшению заноса заднего моста на этом автомобиле.

Рис. 35 – Векторы скоростей при заносе задней оси переднеприводного автомобиля

 

Что касается поворота управляемых колес в сторону заднего моста, то он одинаково эффективен для автомобилей обоих типов.

Таким образом, при заносе заднего моста переднеприводного автомобиля водитель должен повернуть руль в сторону заноса и увеличить скорость движения автомобиля (если это позволяет дорожная обстановка).

При заносе переднего моста (рис. 7.6, а) поперечная составляющая Рy центробежной силы Рцнаправлена в сторону, противоположную скольжению. Следовательно, занос переднего моста гасится автоматически и не представляет опасности для устойчивости прямолинейного движения, но он опасен на повороте, когда поперечное скольжение препятствует движению автомобиля по заданной траектории.

Рис. 36 – Занос переднего моста автомобиля: а – при прямолинейном движении; б – при повороте

 

На рис. 7.6, б видно, что в соответствии с положением управляемых колес, автомобиль должен двигаться в направлении скорости v1, но из-за заноса передней оси со скоростью v2он движется в направлении скорости v3 , т. е. не вписывается в траекторию поворота.

Занос переднего моста более вероятен у переднеприводного автомобиля, передние колеса которого загружены силой тяги. Если занос произошел, то следует отпустить педаль подачи топлива, не изменяя положения рулевого колеса. После уменьшения силы тяги сцепление колес с дорогой восстановится, и автомобиль будет двигаться в направлении, определяемом положением управляемых колес.

Расчеты показывают, что автомобили с приводом на передние колеса имеют большую устойчивость против бокового заноса, а следовательно, более высокие эксплуатационные скорости движения, чем аналогичные автомобили с задними ведущими колесами. Испытания на обледенелой горизонтальной дороге подтверждают, что критические скорости по заносу для автомобиля с приводом на передние колеса на 15—20 % превышают критические скорости для автомобиля с приводом на задние колеса.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.