Здавалка
Главная | Обратная связь

Единые педагогические требования (ЕПТ) —

Вожатый знает единые педагогические требования и умеет формировать осознанное отношение к ним во временном детском коллективе

Этика вожатого — это профессиональная этика, выступа­ющая как средство формирования личности самого вожато­го и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.

Педагогическая этика примыкает и сливается с повседневной жизнью, решением возникающих ситуаций, проявлением личности вожатого у всех на виду. Здесь и обнаруживается умение, способ­ность вожатого строить свои действия с учетом этических аспектов.

Каким должен быть вожатый в общении с детьми с точки зрения педагогической этики?

> Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем отношении к себе. И, конечно же, ребе­нок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

^Внимательный и тактичный. Постарайтесь уде­лить внимание каждому, независимо от ваших личных сим­патий и антипатий. Но не стоит без приглашения втор­гаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

> Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и при­мут. У «добреньких» вожатых дешевый авторитет.

^Справедливый. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребе­нок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

^Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не долж­ны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональ­ным и энергетическим аккумулятором для своих детей.

^Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв.

^Искренний и честный. Степень откровенности с детьми поможет вам определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обеща­ние, лучше не делайте этого. В случае если ваши взгляды на жизнь не со­ответствуют общепринятым, не озвучивайте ине пропагандируйтеих.

Этика вожатого напрямую связана с едиными педагогическими требованиями.

Единые педагогические требования (ЕПТ) —

система норм и правил, основанных на единых теоретиче­ских и методических подходах и принятых всеми участника­ми педагогического процесса к неукоснительному исполне­нию (В. С. Безрукова, энциклопедический словарь педагога).

Единые Педагогические Требования и этико-педагогические нор­мы:

1. Неукоснительное соблюдение правил лагеря, в т. ч.:

а) запрет на курение, распитие спиртных напитков, употре­бление наркотических веществ;

б) соблюдение режимных моментов.

2. Поддержка традиций лагеря.

3. Уважительное отношение к коллегам, сохранение

репутации всех вожатых и старшего педсостава в сознании детей.

Во взаимоотношениях со старшим педагогическим составом общая этическая установка звучит так: отношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям, — уважи­тельное, вежливое; беспрекословное выполнение всех законных требований руководителя не должно восприниматься подчинен­ным как унижение. Без серьёзных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности товарища этиче­ски недопустимы. При детях любого возраста критика коллег счита­ется полностью исключенной. Место критики — лишь педагогиче­ский коллектив или разговор наедине, смотря по обстоятельствам.

4. Уважение к ребенку, вежливость, требователь­ность, строгость, разумная любовь, постоянная забота, вни­мание, чуткость, тенденция к защите более слабого. Стиль взаимоотношений между вожатым и воспитанниками должен располагать к взаимному доверию, уважению, взаимной сим­патии. Позиция вожатого зависит от возраста воспитанников.

Воспитателю всегда следует исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности, и тактично помогать детям в самовоспитании.

Самая большая педагогическая ошибка — отвечать на грубость грубостью, на игнорирование личности воспитателя — игнорирова­нием личности воспитанника. Надо выявить причину срыва у ребен­ка. Если она лежит глубоко, в опыте оскорбленного детства, вызвана грубостью родителей, отчужденностью ребенка от школы, учителя, в силу частого переживания отрицательных эмоций, — в таких слу­чаях единственно правильным оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпеливое разъяснение ребенку ошибок в его поведении.

Иное дело, когда это явно преднамеренная грубость, серьезные нарушения распорядка дня, пренебрежение покоем окружающих, порой имеющее у некоторых школьников «философскую осно­ву» (сорвать, коллективное дело, подавить инициативу товарищей и этими средствами утвердить свое «превосходство» и т. д.). Надо уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Здесь вожатый может принимать решитель­ные меры, защищающие его личное достоинство или достоинство, безопасность отдельного ребенка, оказавшегося под давлением гру­бости, оскорбительных действий одного или группы воспитанников (обратиться к старшему педагогическому составу, директору лагеря).

При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику, не­зависимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, — это обязательная этико-педагогическая норма.

5. Вожатый несет ответственность за жизнь и здо­ровье детей, не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный страх и риск, реализовывать идеи, которые мо­гут стать опасными, не согласовав с администрацией лагеря.

6. Внешний вид вожатого, кроме опрятной формы, опре­

деляют подтянутость, собранность движений, естественность манер. Вожатый - пример для ребенка, поэтому всегда должен вызывать у детей восхищение своей ухоженностью. Записная книжка, авторучка, карандаш — эти предметы обязательны в «вожатском портфеле».

7. Отношения между вожатыми. Необходимо постоян­но учиться воспринимать друг друга как представителей единого коллектива с точки зрения интересов воспитания детей. Абсолют­ная вежливость, скромность, взаимопомощь, взыскательность к себе, принципиальность в анализе и оценке деятельности коллег- вожатых. Любовные отношения между вожатыми противополож­ного пола ни в коем случае не должны быть демонстрированными.

8. Чувство меры вожатый должен знать во всем: в проявлении внимания, заботы, тактильного общения, проявления любви, особенно к детям противоположного пола. Проявление нездоровой симпатии и любовные отношения с детьми запрещены.

9. Голос, тон, дикция вожатого, их связь с педагогиче­ской этикой. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбле­ние. И почти автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является невосприятие его слов. Вожатый, вызы­вающий у воспитанника страх криком или грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, тотчас перестаёт быть воспитателем. Страх создает психологический барьер, который или искажает воспитательный процесс, или вовсе разрушает его.

Голос, тон, даже дикция должны соответствовать этической нор­ме отношений с воспитанниками, отражать нравственную культуру вожатого.

10. Соблюдение этических норм и отношения с роди­телями воспитанников. Никогда не следует жаловаться родите­лям на ребенка, обвинять их в его проступках. Следует терпе­ливо выслушать родителей, их замечания и тактично высказать свои наблюдения, пожелания. Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личного достоинства роди­телей. Всегда защищать интересы детства, детей в семье. Если замечания высказываются грубо, лучше не продолжать разго­вор, предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры этого рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.

11. Категорически запрещается наказывать детей лишением пищи, трудом. Ни в коем случае не оскорблять словесно и не подни­мать руку на ребенка.

Вожатому, выезжающему в детский лагерь нужно помнить:

1) несмотря на то, что работа в лагере регламентируется Трудовым кодексом, он не совершенен и не может дать ответы

на конкретные вопросы (например, рабочий день вожатого, работа в ночное время);

2) что лагерь создается для отдыха детей, роль вожатого - способствовать его организации;

3) что вожатый - самый близкий человек для воспитан­ников. И все проблемы ребенка - это проблемы вожатого, которые в «нормальной» жизни помогают разрешить родители, семья, школа;

4) что только уважение к детям, к их интересам, взгля­дам, мнению, принятие их такими, какие они есть, стремление помочь в организации досуга будут способствовать успеху вожатого.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.