Здавалка
Главная | Обратная связь

Противотуманные фары.



 

Световые лучи обыкновенных фар при движении в тумане ослепляют водителя встречного автомобиля. Ослепление вызывается тем, что световые лучи отражаются от капелек тумана и создают световую завесу перед автомобилем. Дорога и предметы, расположенные по сторонам, освещаются плохо. Поэтому применяют противотуманные фары, которые от­личаются от фар ближнего и дальнего света специально рассчи­танным светораспределением, обеспечивающим широкий луч света с удовлетворительной видимостью на расстоянии 20...30 м. Это позволяет в условиях тумана или недостаточной метеорологичес­кой видимости двигаться автомобилю со скоростью 20...30 км/ч.

В противотуманных фарах ФГ-152М (рис. 2.8, а)),устанавливаемых на отдельных моделях автомобилей (ЗИЛ, КамАЗ, ГАЗ и др.), применена специальная форма отражателя 2 и изменена форма линз и призм рассеивателя 1. Это позволяет увеличить угол рассеяния светового потока до 70° в горизонтальной плоскости с большим наклоном его вниз (рис. 2.8, б)).

Противотуманные фары устанавливаются ниже фар головного освещения и высота их расположения должна быть не менее 250 мм от дорожного покрытия; нижнее расположение фар улучшает освещение дороги перед автомобилем. Световой пучок фары по вертикали регулируют винтом 6 (см. рис. 2.8, а)),с помощью которого отражатель можно повернуть на 8... 10° от исходного положения.

В фарах применяют галогенные лампы 4 с экраном 3, предотвращающим ослепление прямыми лучами водителей встречного транспорта. Патрон 5 лампы имеет конструкцию, аналогичную конструкции патрона обычных фар. Рассеиватели противотуманных фар для создания лучшего цветового контраста изготавливают из стекла желтого цвета.

 

Рис. 2.8 Противотуманная фара а) – общий вид; б) - распределение световых потоков; 1 – рассеиватель; 2 – отражатель; 3 – экран; 4 – галогенная лампа; 6 – регулировочный винт; Т – световой поток противотуманных фар; Ф – световой поток фар ближнего и дальнего света; АБВГ – линия зрения водителя.

 

3. Виды и принцип действия дополнительного электрооборудования

К дополнительному оборудованию относятся:

— Звуковые сигналы;

— Стеклоочистители;

— Стеклоомыватели;

— Фароочистители (фароомыватели);

— Отопители;

— Стеклоподъёмники;

— Круиз-контроль;

— Электропривод зеркал заднего вида;

— Система кондиционирования воздуха;

— Устройство изменения положения сидений;

— Обогрев заднего стекла;

— Обогрев сидений;

— Обогрев зеркал заднего вида;

— Устройство выдвигания антенны и т.д.

 

Звуковые сигнализаторы предназначены для связи водителя посредством сигналов с другими участниками движения с целью оповещения. Также они применяются для информирования водителя о режиме работы противоугонной системы и о неполадках в рабочих агрегатах автомобиля.

Основными характеристиками звуковых сигналов являются уровень звукового давления, выраженный в децибелах, и спектральный состав звука. Уровень звукового давления должен быть 85—125 дБ.

Звуковые сигналы по звучанию подразделяют на шумовые и тональные, по устройству — на рупорные и безрупорные. Сигналы также делятся на электрические вибрационные и пневматические.

По устройству и принципу действия шумовые и тональные сигналы незначительно отличаются друг от друга. Наиболее широко распространены электрические вибрационные звуковые сигналы малой мощности (40—60 Вт), обладающие хорошим звучанием.

Рупорный тоновой сигнализатор (рис. 3.1, а) состоит из электромагнитной системы, создающей колебания мембраны 11, резонатора 10 и корпуса 3. В состав электромагнитной системы входят следующие элементы: обмотка электромагнита 4, сердечник 6, якорь мембраны 5.

 

Рис. 3.1. Рупорные сигнализаторы С302-Г, С303-Г: а) устройство: 1 – резистор; 2 – электрический вывод; 3 – корпус; 4 – обмотка электромагнита; 5 – якорь; 6 – сердечник; 7 – контакты прерывателя; 8 – регулировочный винт; 9 – рессора; 10 – резонатор; 11 – мембрана. б) – схема включения: 1 – реле сигналов; 2 – обмотка электромагнита; 3 – выключатель сигналов; 4 – резистор; 5 – звуковые сигнализаторы; 6 – контакты; 7 – аккумуляторная батарея; 8 – указатель тока; 9 – предохранитель.

При соединении вывода 2 с положительным выводом аккумуляторной батареи по цепи обмотки электромагнита пойдет ток. В результате якорек, преодолевая упругую силу мембраны, притянется к сердечнику электромагнита. При этом размыкаются контакты, которые разрывают цепь обмотки электромагнита.

Когда электрическая цепь размыкается, сердечник перестает притягивать к себе якорек и мембрана под действием своих упругих сил возвращается вместе с якорьком в исходное положение. При этом контакты вновь замыкаются и процесс повторяется. В результате якорек колеблется с частотой 200—400 Гц. Работа мембраны характеризуется более сложным колебательным процессом, поэтому в спектре звука, создаваемого воздухом при колебаниях мембраны, присутствуют высокочастотные составляющие порядка 1800—3500 Гц. Эти составляющие оказывают наибольшее воздействие на слуховые органы человека и хорошо слышны в кабине обгоняемого автомобиля.

Определенный тон сигнала обеспечивается подбором толщины мем­браны и конфигурацией рупора. Резонатором в тональном сигнале является воздух, находящийся в рупоре, конфигурация которого обеспечивает взаимную настройку частот колебаний мембраны и воздуха, тем самым достигается громкость звука определенного тона.

Мощность звука в сигнализаторах С302-Г и СЗ0З-Г (см. рис. 3.1) регулируют винтом 8. При этом изменяется расстояние между якорем 5 и изолированной от корпуса пластиной контакта прерывателя 7. С уменьшением расстояния при меньшем магнитном потоке произойдет более быстрое размыкание контактов прерывателя. В результате уменьшится амплитуда колебания мембраны, что и будет причиной изменения звука.

В рупорных сигналах для уменьшения искрения на контактах параллельно контактам включается резистор или конденсатор.

На автомобилях марки «ГАЗ» применяется комплект из двух сиг­нализаторов (С302-Г и СЗ0З-Г), устанавливаемых между радиатором и его облицовкой на кронштейнах с рессорной подвеской. Сигнализаторы электромагнитные, вибрационные, рупорные отличаются друг от друга только тональностью. Основные частоты звука параллельно соединенных сигнализаторов имеют разницу в 65—100 Гц гармоничного звучания.

Так как тональные сигнализаторы потребляют значительной силы ток, недопустимый для кнопочных выключателей, их подключение к источнику тока осуществляется с помощью электромагнитного реле. Схема включения сигнализаторов С302-Г рис. 3.1,б).

 

Стеклоочистители.

Стеклоочиститель предназначен для механической очистки лобового стекла (во многих моделях легковых автомобилей и заднего стекла) от атмосферных осадков и грязи.

По типу привода стеклоочистители делят на электрические, вакуумные и пневматические.

Электрический стеклоочиститель (рис. 3.2) состоит из электродвигателя, червячного редуктора (обычно выполненного в одном корпусе с электродвигателем), кривошипного механизма, системы рычагов и щеток.

Электродвигатель 3 стеклоочистителя через червячный редуктор 4 приводит во вращение кривошип 2, который через систему приводных рычагов и тяг сообщает рычагам щеток качательное движение. Щетки должны перемещаться по стеклу плавно без толчков с определенным углом размаха и силой прижатия к стеклу. Применение на современных автомобилях сфероидальных передних стекол усложняет работу стеклоочистителя, так как становится трудно обеспечить плотное прилегание щеток к их поверхности, поэтому щетки стеклоочистителей выполняют гибкими и увеличивают силу пружин, прижимающих щетки. Гибкость щеток достигается увеличением числа коромысел держателя щетки и приданием профилю щетки оптимальной формы.

Рис. 3.2 Принципиальная схема стеклоочистителя: 1 - рычаги и щётки; 2 – кривошип; 3 – электродвигатель; 4 – редуктор; 5 – переключатель режима работы.

Моторедукторы применяются в стекло- и фароочистителях, электроприводе блокировки замков дверей, стеклоподъемниках.

Конструкция моторедуктора определяется конструкцией входящего в него электродвигателя, однако вал электродвигателя удлинен и заканчивается нарезкой червяка редуктора. Стенка корпуса редуктора выполняет роль передней крышки электродвигателя, щеточный узел расположен со стороны редуктора. Червячное колесо приводит в действие кривошипно-шатунный механизм, состоящий из зубчатых секторов, преобразующий вращательное движение вала двигателя в движение щеток. Зубчатые секторы позволяют расширить угол колебания щеток до 120°.

Рис. 3.3 Моторедуктор 1. Зубчатое колесо; 2. Червяк; 3. Выходной вал; 4. Корпус редуктора; 5, 7. Зубчатые сектора; 6. Серьга; 8. Корпус электродвигателя; 9. Постоянный магнит; 10. Якорь.

 

В моторедуктор встроены концевой выключатель, обеспечивающий укладку щеток в крайнем положении при выключении моторедуктора, и биметаллический предохранитель.

Различные климатические условия и скоростные режимы автомобиля обусловливают необходимость изменения производительно­сти стеклоочистителя. Поэтому современные стеклоочистители имеют различные скорости качания щеток.

В дополнение к стеклоочистителям часто устанавливают омыватели переднего стекла.

При движении по сырой грязной дороге стекло водителя забрызгивается грязью от встречных автомобилей. Сами щетки стеклоочистителя не очищают стекло, а лишь размазыва­ют по нему подсыхающую грязь.

Омывателистекла состоят из небольшого бачка с чистой водой и на­соса, приводимого в движение вручную или ножной педалью или элект­родвигателем. При работе омывателя переднее и (или) заднее стекло авто­мобиля смачивается струйками воды из форсунок, установленных около стеклоочистителей, или на рычагах, или на щетках. Увлажненная грязь легко очищается щетками стеклоочистителя.

Для повышения безопасности движения на легковых автомобилях последних выпусков устанавливают фароочистители, которые пред­назначены для очистки стекол фар от грязи, что позволяет поддер­живать нормальное светораспределение при движении автомобиля в темное время суток и неблагоприятных климатических условиях.

В настоящее время существуют два способа очистки фар: щеточный и струйный.

Для очистки фар круглой формы достаточен угол колебания щетки 60°. Для прямоугольной фары достаточен угол колебаний 45°.

Принцип действия струйного фароочистителя заключается в том, что частицы грязи отбиваются со стекла фары и смываются водой, которая подается от специального электрического насоса через форсунку под большим давлением (до 0,3 МПа).

Преимуществами такой очистки является высокая эффективность и надежность в работе, возможность очистки фар любой конфигурации. Однако необходимо использовать мощный электронасос высокого давления и сравнительно большое количество воды.

Мотонасосыприменяются в системах омывателей стекол и фар, в струйной очистке, системе перекачки жидкости, в обогревательной системе и т. п. Мотонасос представляет собой соединение в одну общую конструкцию электродвигате­я с возбуждением от постоянных магнитов и жидкостного насоса. На рис. 3.4 показана конструкция мотонасоса 2002.3730 струйной очистки фар автомобиля.

Рис. 3.4 Мотонасос 2002.3730: 1 – крыльчатка; 2 – насос фароомывателя; 3 – якорь.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.