Электродвигатели дополнительного оборудования.
Электроприводы на автомобилях находит все большее применение в связи с повышением требований потребителей к комфорту в салоне. В последнее время появился термин «полный электропакет», который обозначает, что в автомобиле, кроме распространенных стеклоочистителей, обогревателей и т. п., имеется электростеклоподъемники, центральная блокировка замков, устройство изменения положения сидений, корректор положения фар, зеркала заднего обзора с электроприводом. С помощью электродвигателей приводятся в действие отопительные и вентиляционные установки, стекло- и фароочистители, стеклоподъемники и т. п. На автомобили устанавливаются коллекторные электродвигатели постоянного тока мощностью 6, 10, 16, 25, 40, 60, 90, 120, 150, 180, 250 Вт, и частотой вращения вала 2000, 3000, 4000, 5000, 6000, 8000, 9000 и 10 000 мин-1. В зависимости от режима работы электродвигатели делятся на следующие типы: односкоростные, двухскоростные и реверсивные. По способу возбуждения: с электромагнитным возбуждением, с возбуждением от постоянных магнитов. Двигатели с электромагнитным возбуждением имеют параллельное, последовательное или смешанное возбуждение. Регулирование частоты вращения их вала может осуществляться введением резистора в цепь возбуждения или якоря или переключением в цепи обмотки возбуждения. Реверсивные двигатели снабжены двумя обмотками возбуждения. Электродвигатели с электромагнитным возбуждением имеют в принципе одинаковое устройство (рис. 3.5).
Якорь закреплен на валу 16, который вращается в двух самоустанавливающихся керамических подшипниках 7, 15. Подшипники смазываются маслом, которым пропитана набивка 6, а центрируются пластинчатыми пружинами 5 и 14. Левый подшипник установлен в крышке 2, правый — в корпусе. Крышка и корпус стянуты винтами 3. Секции обмотки якоря выведены на коллектор 8 к которому пружинами 10 прижимаются щетки 9. Щеткодержатели закреплены на изоляционной пластине 4. Статор с полюсами 12, на которых закреплены катушки 13 обмотки возбуждения, крепится на внутренней цилиндрической поверхности корпуса. В электродвигателях большой мощности вал якоря устанавливается в шариковых подшипниках. Кроме того, некоторые электродвигатели выполняются в одном корпусе с редуктором, имеющим понижающую передачу. На автомобилях применяются электродвигатели с последовательным, параллельным и смешанным возбуждением (рис. 3.6).
Электродвигатели с последовательным возбуждением (рис. 3.6, а, 6, в) обычно применяются там, где в момент пуска необходимо преодолевать значительное сопротивление приводимых в движение механизмов. У этих двигателей в момент пуска крутящий момент имеет наибольшее значение, а частота вращения возрастает с уменьшением нагрузки. В электродвигателях с параллельным возбуждением (рис. 3.6, г, д) частота вращения практически не зависит от величины нагрузки. В реверсивных электродвигателях (рис. 3.6, в, д) применяются две обмотки возбуждения, включенные параллельно друг другу. Одновременно работает только одна обмотка, а для изменения направления вращения производится переключение на другую. Намотаны обмотки таким образом, что создаваемые ими магнитные потоки противоположны друг другу. Электродвигатели со смешанным возбуждением (рис. 3.6, е) применяют ограниченно. Более широко применяются электродвигатели с возбуждением от постоянных магнитов (рис. 3.6, ж). Для работы любого электродвигателя необходимо наличие электромагнитного поля, способного взаимодействовать с током ротора или якоря для создания электромагнитного момента. И, по сути, получается, что цепь возбуждения абсолютно любой электрической машины – это магнит, источник магнитного поля. Поэтому совершенно логична замена этой цепи на обыкновенные постоянные магниты. Конечно, в отношении асинхронных двигателей эта затея заведомо провальна: создать вращающееся электромагнитное поле постоянными магнитами удастся вряд ли. Но для двигателей постоянного тока идея использования постоянных магнитов в цепи возбуждения не только реализуема, но и весьма привлекательна. «Привлекательность» объясняется следующими причинами: 1. Привычная обмотка возбуждения на электромагнитах является пусть и совсем небольшим, а все же потребителем активной электроэнергии. Поэтому постоянные магниты в цепи возбуждения позволяют повысить энергетические показатели и, в частности, КПД. 2. Постоянные магниты упрощают конструкцию цепи возбуждения, повышают надежность электродвигателя в целом. В использовании постоянных магнитов для возбуждения электродвигателей есть своя специфика. Так, двигатель постоянного тока на таких магнитах может иметь лишь одну электромеханическую характеристику, отсутствует возможность регулирования по цепи. Этому есть объяснение: ведь отсутствует цепь возбуждения как таковая. Еще одна проблема эксплуатации электрических машин с возбуждением на постоянных магнитах – это влияние размагничивающей реакции якоря. Ток якоря тоже создает свое магнитное поле, которое оказывает влияние на эффективность возбуждения. Несмотря на указанные недостатки, постоянные магниты очень популярны для использования в цепях возбуждения маломощных электродвигателей, в которых размагничивающее влияние реакции якоря не является критичным. Применение постоянных магнитов упрощает конструкцию электродвигателя. В двухскоростных электродвигателях между двумя основными щетками устанавливается третья. Частота вращения электродвигателя с возбуждением от постоянных магнитов зависит от числа рабочих проводников обмотки якоря, заключенных между щетками. При подаче напряжения на третью щетку число таких проводников уменьшается, и частота вращения якоря растет. Для получения низкой частоты вращения используется дополнительный резистор. Например, в схеме отопителя резистор имеет две спирали: одну сопротивлением 0,23 Ом, вторую — 0,82 Ом. При включении в цепь питания электродвигателя обеих спиралей обеспечивается первая скорость вращения лопастей вентилятора, если включена спираль сопротивлением 0,23 Ом — вторая скорость. При включении электродвигателя без резистора лопасти вентилятора вращается с максимальной третьей скоростью (4100 мин-1). Для присоединения электродвигателей используются изолированные от корпуса выводы или выведенные наружу провода. У ряда двигателей вторым (отрицательным) токопроводом является корпус.
4. Особенности конструкции Лада Гранта Все контрольно-измерительные приборы автомобиля: спидометр, одометр, тахометр, указатель уровня топлива, а также дисплей маршрутного компьютера установлены на щитке приборов (рис. 4.1). Там же расположены контрольные лампы. Тахометр и спидометр электронно-механические, а одометр полностью электронный. Информация о скорости движения и пройденном пути считывается с датчика скорости автомобиля. Показания одометра (суммарный и суточный пробег), указателя уровня топлива выводятся на жидкокристаллический дисплей маршрутного компьютера. Кнопки управления маршрутным компьютером выполнены на рычаге правого подрулевого переключателя. Контрольные лампы информируют водителя о включении или о неисправности различных систем автомобиля. Они выполнены на светодиодах и припаяны к электрической плате щитка приборов. Датчик недостаточного уровня тормозной жидкости установлен в крышке бачка главного тормозного цилиндра. При палении уровня жидкости ниже допустимого поплавок датчика, опустившись, замыкает контакты, в результате чего загорается контрольная лампа. Датчик аварийного давления масла установлен в головке блока цилиндров. Контакты исправного датчика должны замыкаться, когда давление в системе смазки двигателя опустится ниже 0,06 МПа (0.6 кгс/см2). Датчик указателя уровня топлива (и резерва топлива) установлен в топливном модуле. Также автомобиль может быть укомплектован датчиками износа накладок передних тормозных колодок. Сигнал с датчика выводится на щиток приборов.
На автомобиль установлены две блок-фары головного света с галогенными лампами дальнего и ближнего света. Для регулировки направления пучка ближнего света на каждой блок-фаре имеются два регулировочных винта. Они позволяют изменять направление светового пучка в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Фары укомплектованы гидрокорректором, позволяющим изменять направление светового пучка в вертикальной плоскости из салона в соответствии с загрузкой автомобиля.
В наружные стороны блок-фар встроены передние указатели поворота с лампами оранжевого света. Сигналы поворота дублируются боковыми указателями поворота (повторителями), установленными на передних крыльях. Часть автомобилей комплектуется противотуманными фарами, которые крепятся в отверстиях переднего бампера.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|