Методы государственного регулирования цен в Республике БеларусьСтр 1 из 5Следующая ⇒
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Цели и задачи государственного регулирования цен
Государственное регулирование цен – это воздействие на процессы формирования, установления и применения цен и тарифов со стороны государственных органов посредством законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер, с целью стабилизации экономических процессов в государстве. Цель государственного регулирования – стабильное развитие экономической системы. Задачи: – сведение к минимуму социального неравенства; – распределение доходов в соответствии с качеством вложенного труда и условиями реализации товара, услуги; – рациональное природопользование и охрана окружающей среды; – развитие сфер социального блока: образование, здравоохранение, наука и культура; – преодоление недостатков свойственных рыночной системе. Основными принципами государственного регулирования являются: ü соблюдение равенства прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на осуществление деятельности; ü недопустимость неправомерного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов; ü приоритет экономических мер государственного регулирования деятельности и ценообразования в том числе; ü обеспечение реализации права субъектов на свободное производство и обращение товаров; ü обеспечение реализации права на свободу выбора; ü ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции; ü защита государством прав и законных интересов субъектов. Государственное регулирование осуществляется посредством следующих мер: ü определение и реализация государственной политики; ü лицензирование в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь; ü техническое нормирование, стандартизация, подтверждение соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь; ü установление требований к организации и осуществлению деятельности; ü установление требований к заключению и исполнению договоров; ü введение ограничений и (или) запретов на осуществление производства, торговли и иной деятельности, по отдельным товарам; ü ценообразование в соответствующей сфере деятельности; ü защита конкуренции; ü содействие развитию; ü информационное обеспечение субъектов; ü установление нормативов государственных социальных стандартов; ü осуществление контроля.
Методы государственного регулирования цен в Республике Беларусь
Государственное регулирование цен осуществляется в 2-ух формах: — Косвенное регулирование; — Прямое регулирование. К косвенному регулированию относятся меры воздействия не на саму цену, а на факторы ее формирующие – на спрос, предложение, уровень конкуренции и др. посредствам антимонопольного законодательства, стимулирования малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, приватизация, предоставление дотаций и субсидий, контроль и регулирование доходов населения и т.д. Косвенное регулирования является наиболее предпочтительным по сравнению с прямым регулированием. Прямое регулирование – это воздействие на саму цену посредствам установления: Ø «ценового потолка» Ø «ценового пола» Ø «ценового коридора» Политика «ценового потолка», предусматривает ограничение со стороны государственных органов власти, верхнего предела цены и используется в монополизированных отраслях (электроэнергетика, транспорт, ЖКХ), в кризисных ситуациях (в период военных действий, экономического кризиса и т.д.), при установлении цен на социально значимые товары (хлеб, молочные продукты, медикаменты и пр.). Политика «ценового пола» используется в интересах малых предприятий, индивидуальных предпринимателей в целях не допущения монополизации рынка и поддержания конкуренции Политика «коридора цен» предусматривает установление верхнего и нижнего предела цены, т.е. ее минимального и максимального уровня. Политика «коридора цен» сочетает в себе политику «ценового потолка» и «ценового пола». В Республике Беларусь прямое регулирование цен осуществляется посредствам применения следующих мер: ü Установления фиксированных и предельных цен (тарифов): ■ на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках РБ и включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий; ■ на отдельные социально-значимые товары (работы, услуги) конкретный перечень которых устанавливается Указом Президента или постановлением Совета Министров РБ: хлеб ржаной и ржано-пшеничный, булочные изделия из пшеничной муки с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме не выше 14 процентов; мясо (говядина, свинина, кур и цыплят-бройлеров); яйцо куриное свежее; молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметана, творог; сухие смеси и каши для детского питания; овощные, фруктово-ягодные, плодоовощные консервы и соки для детского питания; мясные, мясо-растительные, рыбные и рыбо-растительные консервы для детского питания и др. Данная мера используется как с целью защиты потребителей (обеспечение определенного уровня жизни населения) так и производителей (содействие развитию здоровой конкуренции). ü Установления предельных уровней рентабельности – применяется для предприятий занимающих доминирующее положение на товарных рынках и включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий Так, Инструкцией о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий от 28 июня 2007г. № 121 (в редакции постановления Минэкономики от 29.06.2011 N 96) предусмотрены предельные нормативы рентабельности товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (таблица 4.1) Установление предельного уровня рентабельности препятствует завышению цен. ü Установления предельных индексов роста цен, которые ограничивают рост отпускных цен размерами среднемесячной величины прогнозного показателя инфляции, рассчитываемого ежегодно на базе индекса потребительских цен. ü Установления предельных торговых надбавок (скидок) – оптовой и розничной. Так решением Минского областного исполнительного комитета от 06.05.2011 №582 (в редакции решения Минского областного исполнительного комитета от 25.02.2014 №124) установлены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров) на социально значимые товары – свежие картофель, свекла столовая, морковь столовая (за исключением указанных картофеля, свеклы, моркови откалиброванных, мытых, расфасованных в перфорированные пакеты), капуста белокочанная, лук репчатый, огурцы, помидоры, яблоки в размере 25%.
Таблица 4.1 – Предельные нормы рентабельности на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
ü Установления порядка формирования и применения цен (тарифов). Различают следующий порядок формирования и применения цен: – по субъектам ценообразования – предприятиями производителями, импортерами, экспортерами, оптовыми и розничными посредниками, предприятиями с различной отраслевой принадлежностью, предприятиями занимающими доминирующее положение на товарном рынке. – по объектам ценообразования – на продукцию, товары (работы, услуги) отечественных производителей; на алкогольную продукцию, на продукцию общественного питания; на мясную и молочную продукцию; на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; на перевозку грузов и пассажиров и прочее. Конкретный способ регулирования цен (тарифов) определяется органами государственного управления в соответствии с законодательными актами исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в Республике Беларусь. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|