Здавалка
Главная | Обратная связь

Органы государственного управления, занимающиеся контролем за соблюдением законодательства о ценообразовании в Республике Беларусь.



 

Определяя общие правила и принципы ценообразования, вводя ограничения цен, специальные государственные органы контролируют их соблюдение всеми субъектами хозяйствования. Органы контроля функционируют:

– на высшем республиканском уровне;

– на местном уровнях управления.

Высшим исполнительным органом является Департамент ценовой политики при Министерстве экономики Республики Беларусь, который определяет политику цен и осуществляет контроль за ее соблюдением.

На местном уровне в пределах своей территории те же функции выполняют Управления ценовой политики облисполкомов и Минского городского исполнительного комитета, а так же инспектора по контролю за ценами в районах и городах.

В своей работе органы контроля за ценами взаимодействуют с министерствами и ведомствами, на которые возложена ответственность за правильность установления и применения цен на подведомственных предприятиях. Проверкой правильности установления цен занимаются также Комитет государственного контроля Республики Беларусь, налоговые инспекции, органы статистики.

Рассмотрим задачи Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь:

— выработка предложений об основах государственной политики в области ценообразования, определение форм и способов государственного ценового регулирования, осуществление контроля за ценообразованием, в т.ч. за соблюдением законодательства о ценообразовании в строительстве, разработка методологии формирования и применения цен и тарифов;

— организация и осуществление государственного контроля за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, деятельностью субъектов естественных монополий;

— организация, формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов занимающих доминирующее положение на товарных рынках, Государственного реестра субъектов естественных монополий;

— разработка методов и средств, направленных на:

ü проведение единой государственной ценовой и антимонопольной политики на основе научных исследований, изучения и использования мирового опыта путем осуществления в рамках компетенции Департамента мер антимонопольного и ценового регулирования;

ü создание условий для развития конкуренции и предупреждение, ограничение и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, действующих на товарных рынках республики (п.Положения о Департаменте ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, утвержденного постановлением № 967).

Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь осуществляет государственный контроль за установлением и применением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями регулируемых цен (тарифов), соблюдением ими законодательства о ценообразовании путем проведения проверок в порядке, определяемом законодательством.

Должностные лица органов контроля имеют право принимать решения о применении к хозяйствующим субъектам экономических санкций и штрафов за несоблюдение порядка установления и применения цен согласно действующему законодательству. Право предъявления экономических санкций за нарушения дисциплины цен предоставлено также органам Комитета государственного контроля Республики.

 

Содержание контроля и задачи его проведения.

 

В процессе контроля решается целый ряд задач, в числе которых:

– социально-экономический анализ формирования цен, их динамики, изменения структуры, соответствия реальным усло­вия производства и реализации продукции;

– проверка соблюдения порядка формирования и применения регулируемых цен и тарифов, их экономической обоснованности, недопущения включения в них необоснованных затрат и при­были;

– проверка правильности отражения улучшения потребитель­ских свойств, качества продукции в ценах;

– внесение в соответствующие органы управления предложе­ний о введении или отмене государственного регулирования цен на определенные товары или услуги;

– оказание методической помощи субъектам хозяйствования в вопросах ценообразования;

– выдача обязательных для исполнения указаний и предписа­ний об устранении нарушений дисциплины цен, причин и усло­вий их порождающих;

– принятие решений о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, преду­смотренных законодательством;

– проведение экспертизы цен на важнейшие социально значи­мые товары и продукцию базовых отраслей промышленности;

– определение условий расчетов и уровня цен на продукцию, поставляемую в государства-участники СНГ на эквивалентной основе (по клирингу) исходя из интересов республики.

Результаты контрольных проверок позволяют получить необходимую информацию для корректировки политики ценообразования на республиканском и местном уровнях.

Проверяемая сторона имеет право подать жалобу на действия должностных лиц органов контроля. Жалобы на действия должностных лиц органов контроля рассматриваются не позднее месячного срока, при необходимости дополнительного изучения и проверки – в срок до 45 дней. Жалоба направляется в вышестоящий по подчиненности орган, а при несогласии с его решением – в суд.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.