Здавалка
Главная | Обратная связь

Функции цены и принципы ценообразования



ЦЕНЫ В МЕХАНИЗМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Сущность и значение цены в рыночной экономике.

Цена и ценообразование являются основными элементами рыночной экономики, так как отражают все стороны деятельности предприятия и с экономической (затраты, прибыль, налоги которые платит организация и пр.) и организационной (уровень квалификации работников, организацию производственного процесса, условия поставки и пр.) точек зрения. Таким образом, цена оказывает непосредственное влияние на производство, распределение, обмен и потребление.

В условиях рыночной экономики цена – это сумма денег, которую покупатель по согласованию с продавцом уплачивает за приобретаемый товар, услугу.

Для рынка товаров характерно понятие цены – как денежной оценки стоимости единицы товара.

Для рынка услуг характерно понятие тарифа – как денежной оценки стоимости работ, услуг (тарифы на жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию, грузовые перевозки).

Цена и тариф часто в практической жизни используются как синонимы – цена блюда в ресторане, цена парикмахерских услуг и пр.

Ценообразование – это процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленных законодательством порядка формирования и использования цен.

В настоящее время процессу ценообразования на каждом предприятии уделяется большое внимание, так как цена выступает практически единственной рыночной категорией (за исключением прибыли) которая изначально прибыльна и приносит доход. Все другие составляющие рыночной структуры – производство товара, реклама, подготовка к продаже, реализация и т.д. изначально затратно.

Для достижения успеха в ценообразовании существует две основные предпосылки:

— Необходимо понимать, как работает цена: основные принципы, методы формирования цены, маркетинговые ценовые стратегии, влияние цены на спрос и предложение.

— Необходимо понимать, как потребитель воспринимает цену и ее изменение как с практической так и психологической стороны.

Цена играет две роли:

— Используется как показатель качества;

— Используется как показатель того, сколько должен заплатить покупатель.

В итоге цена должна отражать интересы как производителей, так и потребителей товаров, потому что производителю важно возместить затраты с определенной долей прибыли, а потребителю – получить выгоду от приобретенного товара или полученной услуги.

Функции цены и принципы ценообразования

Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания и отражают сущность цены, ее предназначение, роль в хозяйственной жизни а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями.

Можно выделить следующие основные функции цены:

— учетная,

— стимулирующая,

— распределительная,

— балансирующая,

— функция цены как критерия рационального размещения производства.

— информационная

Учетная функция, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостной учет хозяйственных процессов и измерение их результатов. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. То есть, цена отражает величину издержек производства и обращения, а также размер прибыли. В учетной функции цена служит средством исчисления стоимостных показателей и используется для определения эффективности производства и реализации.

Стимулирующая функция цены характеризуется ее воздействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли и способствует росту выпуска и потребления разных товаров. Стимулирование осуществляется посредством повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к ней. С помощью цены можно стимулировать или тормозить НТП, экономию затрат ресурсов, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребления. С точки зрения потребителя – цена либо стимулирует его к приобретению товара либо нет.

Распределительная функция цены связана с отклонением цены от стоимости под воздействием рыночных факторов. Она состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими секторами, различными формами собственности, фондами накопления, потребления, социальными группами. Распределительная функция цены проявляется через акцизы на отдельные группы товаров, НДС и другие формы централизованного чистого дохода, который поступает в бюджет. С помощью этой функции решаются социальные задачи общества.

Балансирующая функцияцены предусматривает сбалансированностьспроса и предложения и выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. При появлении несоответствия между предложением и спросом равновесие достигается путем увеличения или сокращения производства, либо посредством роста (снижения) цены, либо одновременно тем и другим способом.

Функции цены как критерия рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и виды производств с более высокой нормой прибыли. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования – глубокое изучение рынка, в том числе и рыночных цен.

Информационная функциязаключает в том, что цена выступает носителем информации. Первое что видит потребитель – это товар и цена на него. И то и другое для потребителя выступает источником информации. Часто встречаются случаи, когда товар не является источником информации – так как на нем нет никакой информации – она размещается в дополнительных источниках, на коробах, контейнерах и в таких случаях единственным источником информации на первоначальном этапе выступает только цена.

Все функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют, а иногда вступают в противоречие. Функции цены нельзя разграничить, так они отражают один и тот же объект – цену, только с различных сторон.

Важнейшими принципами ценообразования являются:

— научная обоснованность цен;

— государственное регулирование цен;

— сочетание свободных и регулируемых цен;

— обоснованность цены;

— разграничение полномочий субъектов;

— контроль соблюдения цен.

Принцип научной обоснованности цен состоит в необходимости использования в ценообразовании основных экономических законов рыночной экономики: закона стоимости и закона спроса и предложения. Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в экономике системы цен. При этом необходимо выявлять тенденции развития производства на перспективу, прогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров.

Государственное регулирование цен, как показала действительность развития экономик всех стран, является обязательным, вопрос лишь в степени тех функций которые берет на себя государство. Рынок не в состояние регулировать все экономические процессы и в том числе порядок формирования цен во всех отраслях экономики. И это общеизвестный факт, не требующий дополнительного подтверждения. Государственное регулирование порядка ценообразования, цен на отдельные товары или в отдельных отраслях способствует решению тех приоритетных задач, которые стоят перед обществом на определенном этапе его развития. Главной целью государственного регулирования цен является стабилизация и стимулирование развития экономики.

Сочетание свободных и регулируемых цен присутствует во всех странах. Удельный вес свободных цен (цены (тарифы), складывающиеся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции) и регулируемых цен (цены (тарифы), устанавливаемые соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования ) определяется уровнем экономического развития конкретной страны, государства.

Принцип обоснованности цены предусматривает установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне обеспечивающим субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки.

Принцип разграничения полномочий субъектовценообразования состоит в соблюдении каждым субъектом ценообразования своих функций и разграничении их полномочий по установлению и регулированию цен (тарифов). Субъектами ценообразования выступают: юридические лица и предприниматели; органы государственного управления;

Принцип контроля за ценами предусматривает государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов). Контроль за ценами распространяется, прежде всего, на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Цель контроля – проверка правильности применения установленных законодательством, общих для всех принципов и правил ценообразования.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.