Здавалка
Главная | Обратная связь

Состав цены по элементам



 

Несмотря на все многообразие действующих на рынке цен состав цены по элементам подчиняется единому принципу – цены (тарифы) формируются на основании:

— Затрат (себестоимости) на производство и реализацию продукцию;

— Прибыли

— Налогов и иных обязательных платежей установленных законодательством.

На основании действующего порядка формирования цен и тарифов, а так законодательной базы можно вывести два правила формирования цены:

Правило 1

 

Правило 2

 

На основании выше указанных правил, рассмотрим порядок формирования цен по стадиям товародвижения, так как цены имеют отличия по своему составу и уровню, именно в зависимости от того на какой стадии товародвижения они формируются (рисунок 2.2), и все остальные описанные в предыдущем вопросе цены будут подчиняться данному порядку (за некоторыми особенностями и исключениями определяемыми отраслевой принадлежностью).

 

 

Рисунок 2.2 – Стадии товародвижения и цены

 

На стадии производства формируется отпускная цена предприятия-изготовителя, в состав которой входят следующие элементы: себестоимость, прибыль и косвенные налоги (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 – Состав отпускной цены по элементам

Уровень себестоимости при включении в цену определяется субъектом хозяйствования на основании фактически понесенных затрат. Сумма прибыли, подлежащая включению в цену, определяется под влиянием конъюнктуры рынка (спроса и предложения), если иное не предусмотрено законодательством. Предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в цену, предусмотрены для определения регулируемых цен – на товары (услуги) предприятий занимающих доминирующее положение на товарном рынке (предприятий-монополистов), на социально-значимую продукцию (по перечню определяемому законодательством), товары стратегического назначения (нефть, газ и пр.)

Прибыль в составе отпускной цены занимает вторую позицию и определяется по правилу ценообразования от предшествующего ей элемента – себестоимости по норме рентабельности.

Косвенные налоги устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают цену. В качестве косвенных налогов могут выступать: акциз (на подакцизный товар), спец.налоги, налог на добавленную стоимость.

Косвенные налоги определяется как и прибыль, по первому правилу ценообразования – от суммы предшествующих им элементов. Так налог на добавленную стоимость определяется от суммы себестоимости и прибыли.

На стадии реализации товара посредником – на стадии оптовой торговли, формируется оптовая или оптово-отпускная цена (рисунок 2.4).

 

Рисунок 2.4 – Состав оптово-отпускной цены по элементам

 

Оптово-отпускная цена (отпускная цена оптовика) состоит из отпускной цены производителя и торговой надбавки в пользу оптовой организации.

Следует обратить внимание на то, что товар последующему покупателю всегда реализуется по цене с учетом налога на добавленную стоимость (НДС). Так оптовая организация приобретает товар у изготовителя с учетом НДС, но при исчислении своей торговой надбавки и оптовой цены отталкивается от отпускной цены без учета НДС. Такая практика исчисления позволяет избежать двойного налогообложения.

Таким образом, торговая надбавка исчисляется от отпускной цены, а налог на добавленную стоимость от суммы отпускной цены и торговой надбавки, т.е оптово-отпускной цены (без НДС).

Последующему покупателю (в розничную торговлю ) товар реализуется по оптово-отпускной цене с учетом НДС.

Розничная торговля формирует розничную цену товара и предусматривает его реализацию конечному потребителю (рисунок 2.5).

 

 

Рисунок 2.5 – Состав розничной цены по элементам

 

На основании рассмотренных схем можно видеть, что каждый из последующих видов цен включает в качестве составной части предыдущий. Так, оптовая цена посредника включает отпускную цену предприятия-производителя, а розничная цена – оптовую цену посредника.

Однако следует отметить, что розничная торговля может купить товар как у производителя – по отпускной цене, так и у посредника (оптовой торговли) – по оптово-отпускной цене.

Если розничная торговля закупает товар у производителя, то порядок исчисления цены будет идентичен порядку определения цены указанному на рисунке 2.4 с той лишь разницей, что торговая надбавка будет не оптовая, а розничная. Если же розничная торговля закупает товар у посредника (оптовика), то торговая надбавка добавляется к оптово-отпускной цене.

Для правильного исчислении розничной цены при покупке товара у посредника (регулируемой розничной цены в частности) следует руководствоваться правилом определения торговой надбавки:

 
 

 


Таким образом, если розничная торговля приобретает товар у посредника, то розничная торговая надбавка определяется от отпускной цены изготовителя, а добавляется к оптово-отпускной цене, которая включает в себя отпускную цену и оптовую надбавку (смотри рисунок 2.5).

Организации оптовой и розничной торговли, при осуществлении торговой деятельности могут осуществлять расфасовку товаров в одноразовые упаковочные материалы. Если организация торговли осуществляет фасовку товаров в одноразовые упаковочные пакеты, то они имеют право понесенные расходы по фасовке товара отнести на увеличение отпускной цены сформированной организацией производителем товара.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.