Здавалка
Главная | Обратная связь

Формирование тарифов на железнодорожные перевозки



ТАРИФЫ НА ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

 

10.1 Экономическое содержание и особенности транспортных тарифов на грузоперевозки

 

Транспортные тарифы –это плата и сборы, взыскиваемые за услуги, оказываемые транспортными организациями.

Данные услуги являются очень важными и в определенной мере социальными, потому государство регулирует цены на некоторые виды транспортных услуг.

Общие условия перевозки определяются Гражданским Кодексом Республики Беларусь, транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства и издаваемыми в соответствии с ними актами республиканских органов государственного управления.

Тарифы на транспортные услуги определяются субъектом хозяйствования на основании:

· плановых затрат (себестоимости);

· прибыли с учетом конъюнктуры рынка

· налогов и иных обязательных платежей;

· ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов).

 

Виды транспортных тарифов

 

Известны следующие виды тарифов:

Общие тарифы - это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.

Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок (коэффициентов). Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.

Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.

Местные тарифы устанавливаются решениями Облисполкомов и Минским горисполкомом. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов, пассажиров, а так же предельные уровни рентабельности.

По форме построения тарифы подразделяются на:

дифференциальные (когда установлены ставки за начально-конечные и движенческую операции),

пропорциональные (провозная плата возрастает прямо пропорционально расстоянию)

аккордные (используют фиксированные ставки на определенное расстояние перевозки)

фрахтовые ставки формируются на основе ограниченных ставок платы со скидками или надбавками владельцу транспортного средства за перевозку груза с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг

Тарифы по родам отправок:

1. повагонные,

2. судовые,

3. автомобильные,

4. контейнерные

5. мелкие

 

Формирование тарифов на железнодорожные перевозки

 

С 1 января 2013 г. тарифы на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов унифицированы с государствами Единого экономического пространства.

Тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования во внутриреспубликанском сообщении установлены в размерах, обеспечивающих унификацию тарифов по следующим видам сообщений

– экспортный;

– импортный;

– внутригосударственный тарифы

Уровень тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования дифференцирован в зависимости от:

– вида грузов;

– расстояния перевозок;

– типа подвижного состава;

– принадлежности вагонов и т.д.

Порядок установления тарифов на перевозки железнодорожным транспортом и их размер регламентируется следующими основными документами: Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 23 апреля 2013 г. № 26 – утверждены тарифы на железнодорожные перевозки и Инструкция о порядке установления и применения тарифов на перевозку грузов по территории Республики Беларусь желез нодорожным транспортом общего пользования, кроме перевозок грузов, следующих транзитом по территории стран-участниц Единого экономического пространства, а также работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением этой перевозки.

В соответствии с пунктом 4 Инструкции № 26 провозная плата за перевозку определяется:

во внутриреспубликанском сообщении – за тарифное расстояние от станции отправления до станции назначения;

при ввозе грузов на территорию Республики Беларусь – за тарифное расстояние от входной пограничной станции, включая расстояние от Государственной границы, до станции назначения;

при вывозе грузов за пределы Республики Беларусь – за тарифное расстояние от станции отправления до выходной пограничной станции, включая расстояние до Государственной границы;

при транзитных перевозках через территорию Республики Беларусь – за тарифное расстояние от входной пограничной станции, включая расстояние от Государственной границы, до выходной пограничной станции, включая расстояние до Государственной границы.

Провозная плата за перевозку определяется на основании сведений и соответствующих отметок в накладной, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 26 января 2009 г. № 12. и Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 г. (с изменениями и дополнениями), по тарифам соответствующих тарифных схем (приведенных в приложении к постановлению № 26) и с учетом коэффициентов, установленных Инструкцией № 26.

С 1 января 2013 г. Инструкцией № 26 установлены следующие виды тарифов:

– тарифы группы «Б» - тарифы за перевозку грузов локомотивом железной дороги в вагонах железной дороги, приватных и арендованных вагонах;

– тарифы группы «Т» - тарифы на выполнение технических и технологических операций по организации и осуществлению перевозок грузов в вагонах железной дороги.

За счет тарифа группы «Б» организации Белорусской железной дороги возмещают следующие понесенные расходы:

– на работу и все виды технического обслуживания и ремонта локомотивов;

– организацию и выполнение технических и технологических операций перевозочного процесса;

– текущее содержание и все виды ремонта пути и путевых обустройств;

– обслуживание, текущее содержание и все виды ремонта производственных зданий и сооружений, средств железнодорожной автоматики и связи, линий электропередачи и иных систем, устройств и оборудования, необходимых для обеспечения перевозочного процесса;

– амортизацию основных средств.

В тарифы группы «Б» для вагонов железной дороги в груженом рейсе дополнительно включена часть расходов организаций Белорусской железной дороги по организации и осуществлению пробега вагонов железной дороги в порожнем состоянии (кроме приватных и арендованных вагонов).

За счет тарифа группы «Т» организации Белорусской железной дороги возмещают следующие понесенные расходы:

– все виды ремонта грузовых вагонов железной дороги, запасных частей и деталей;

– амортизацию вагонов железной дороги;

– часть расходов по организации и осуществлению пробега вагонов железной дороги в порожнем состоянии (приватных и арендованных вагонов).

По условиям тарификации грузы дифференцированы на три тарифных класса: первый, второй и третий по перечню позиций единой тарифно-статистической номенклатуры грузов с указанием тарифных классов грузов и минимальных весовых норм загрузки универсальных вагонов.

Коэффициенты, применяемые при определении провозной платы за перевозку в зависимости от тарифного класса груза, приведены в таблице 10.1.

Таблица 10.1 – Коэффициенты, применяемые при определении провозной платы за перевозку в зависимости от тарифного класса груза

Тарифный класс груза Размер коэффициента
0,60
1,0
1,15

Примечание – По данным приложения 2 Инструкции № 26

 

Кроме рассмотренных выше коэффициентов, при определении провозной платы за перевозку предусмотрены также дополнительные коэффициенты определяемые видом перевозимого груза.

В таблице 10.2 приведены дополнительные коэффициенты при определении провозной платы за перевозку грузов второго тарифного класса.

Таблица 10.2 – Дополнительные коэффициенты, применяемые при определении провозной платы за перевозку

Наименования груза Размер коэффициента
Свекла сахарная 0,3
Нефть сырая, бензин; керосин, топливо дизельное; мазут нефтяной и каменноугольный; битум и гудрон нефтяной и каменноугольный 0,75
Кирпич огнеупорный; материалы и изделия огнеупорные и кислотоупорные; чугун 1,25
Удобрения калийные 2,05
Удобрения химические и минеральные весовые; продукты перемола; сахар 0,6
Зерновые и зернобобовые культуры; семена технических культур, кроме семян хлопчатника, комбикорма; жмыхи и шроты, мука кормовая, отходы пищевой промышленности 0,7
Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция; мыло 0,5

 

Продолжение таблицы 10.2

Материалы стеновые; конструкции (сборные), детали и изделия железобетонные 1,25
Материалы абразивные; пемза 0,52
Машины сельскохозяйственные, тракторы и их части; комбикорма; жмыхи и шроты, мука кормовая, отходы пищевой промышленности 0,7

Примечание – По данным приложения 2 Инструкции № 26

 

Коэффициенты, приведенные в таблицах 10.1 и 10.2 не применяются к тарифам группы «Б» на перевозки грузов контейнерными и мелкими отправками, грузов на своих осях, порожних приватных и арендованных вагонов и к тарифам группы «Т».

Тарифные схемы, применяемые при определении провозной платы за перевозку грузов в универсальных и специализированных вагонах, приведены в таблице 10.3.

Таблица 10.3 – Тарифные схемы, применяемые при определении провозной платы за перевозку грузов в универсальных и специализированных вагонах

Род вагонов Вагоны
железной дороги приватные, арендованные
тариф группы «Б» тариф группы «Т» тариф группы «Б»
тарифные схемы
Универсальные вагоны
Крытый Б1 Т1 Б8
Платформа Б1 Т1 Б8
Полувагон Б1 Т1 Б8
Специализированные вагоны (кроме цистерн для наливных грузов, рефрижераторных вагонов)
Крытый вагон-хоппер для зерна, цемента, минеральных удобрений, сырья для минеральных удобрений Б2 Т4 Б9
Прочие типы специализированных вагонов, включая КРУ, ИВ-термосы, вагоны-термосы и прочие не поименованные отдельно типы изотермических вагонов Б3 Т5 Б10
Рефрижераторные вагоны
АРВ-Э, автономные вагоны для живой рыбы, рефрижераторные, живорыбные секции Б20 Б21

Примечание – По данным приложения 3 Инструкции № 26

 

Провозная плата за перевозку грузов железнодорожным транспортом определяется в следующем порядке:

– определяется тарифное расстояние перевозки по территории Республики Беларусь (фактически пройденное расстояние, но не менее 50 км);

– устанавливается вид отправки предъявленного к перевозке груза согласно Правилам перевозок грузов, СМГС, род и принадлежность вагона, контейнера;

– определяется код или позиция ЕТСНГ для данного груза и масса груза, принимаемая для расчета провозной платы за перевозку, а при повагонной, групповой, маршрутной отправках - тарифный класс груза;

– из таблиц, приведенных согласно приложению 3 к Инструкции № 26 (таблица 10.3), определяются тарифные схемы, по которым определяются тарифы на перевозку грузов;

– из таблиц 1, 2 приложения 2 к Инструкции № 26 (таблицы 10.1 и 10.2) определяются коэффициенты к тарифам на перевозку грузов;

– провозная плата за перевозку грузов в приватных и арендованных вагонах определяется путем умножения тарифа группы «Б» соответствующей тарифной схемы, на соответствующие коэффициенты таблиц 10.1, 10.2;

– провозная плата за перевозку приватных и арендованных вагонов в порожнем состоянии, грузов на своих осях, грузов, перевозимых контейнерными и мелкими отправками, определяется по тарифам группы «Б» соответствующей тарифной схемы (приведенной в таблице 10.3);

– провозная плата за перевозку грузов в вагонах железной дороги (кроме перевозок негабаритных грузов, грузов в рефрижераторных вагонах, на транспортерах) определяется как сумма тарифа группы «Б» соответствующей тарифной схемы (таблица 10.3), умноженного на соответствующие коэффициенты (таблиц 10.1,10. 2), и тарифа группы «Т»;

– провозная плата за перевозку в вагонах железной дороги негабаритных грузов, грузов в рефрижераторных вагонах, на транспортерах определяется путем умножения тарифа группы «Б» соответствующей тарифной схемы (таблица 10.3) на соответствующие коэффициенты таблиц 10.1,10.2.

При использовании метода последовательного умножения могут применяться и другие коэффициенты, предусмотренные Инструкцией № 26.

При перевозке грузов групповыми, маршрутными отправками, а также грузов, следующих в международном сообщении маршрутом (группой) по одной накладной, провозная плата за перевозку определяется отдельно для каждого вагона, контейнера, входящих в состав отправки, с последующим суммированием провозных плат за перевозку.

При перевозке грузов в вагонах, следующих по требованию грузоотправителя, грузополучателя с отдельным локомотивом железной дороги, за исключением случаев, взимается дополнительная плата по тарифу (таблица 26 приложения к постановлению № 26).

При осуществлении внутристанционных перевозок грузов провозная плата за перевозку определяется с применением к тарифам коэффициента 0,5 и соответствующих коэффициентов, за тарифное расстояние 50 км.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.