Здавалка
Главная | Обратная связь

Критерии и баллы самооценки.

Технологическая карта урока литературного чтения

По теме

«И.С. Тургенев «Воробей»

(Почему автор назвал данное произведение стихотворением в прозе)

Тип урока: изучение нового

Технология: технология продуктивного чтения

Класс 4

  Образовательные: расширить знания учащихся о творчестве И.С. Тургенева, на основе технологии продуктивного чтения совершенствовать умение обучающихся анализировать текст с точки зрения содержания, лексической насыщенности, композиции, дать представление о жанре «стихотворение в прозе» (литературоведческая пропедевтика); способствовать развитию памяти, логического и образного мышления, связной речи, выразительного чтения; воспитывать культуру диалогической и монологической речи при фронтальной работе, индивидуальной, групповой работе; формировать УУД: - личностные: получение возможности проявлять познавательную инициативу, получать эстетическое наслаждение от художественного слова. - регулятивные УУД:определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; овладевать приёмами понимания прочитанного произведения; - коммуникативные УУД: слушатьи понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; - познавательные УУД:доказывать собственное суждение с опорой на текст, уметь передавать содержание в развёрнутом виде, составлять композиционную схему прочитанного текста.
Предметные: знать содержание художественного текста (И.С. Тургенев «Воробей»); знать семантику слов: н-р, благоговеть, аллея; уметь анализировать текст с точки зрения содержания, лексической насыщенности, композиции, дать представление о жанре «стихотворение в прозе» (литературоведческая пропедевтика).  
Основные понятия: стихотворение в прозе, композиция (завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка) интонация, ритм.эпитет, сравнение, тема.  
Межпредметные связи: русский язык, литературоведение, литература  
Ресурсы: учебник Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой «Литературное чтение»  
Организация пространства: фронтальная, групповая, индивидуальная работа  
     
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УДД
1.Мотивация учебной деятельности (формулировка темы,е проблемы) Цель: активизация учебной деятельности   2.Актуализация знаний обучающихся Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность     3.Формулированиие темы урока Цель: формулирование темы урока учащимися; постановка цели урока учащимися. 4. Изучение содержания художественного произведения Цель: выявление содержательной линии, формулирование собственной позиции, выявление авторской позиции 4.1. Работа над композицией Цель: организация литературоведческой пропедевтики (составление композиционной схемы художественного произведения)     4.2. Работа над интонацией: Цель: Осознание учащимися особой ритмической интонации при чтении данного текста, разнообразия переданных автором чувств   4.3. Работа над планом Цель: подготовить учащихся к пересказу текста, развивать связную речь обучающихся   5. Рефлексия учебной деятельности Цель: сформулировать выводы по обозначенной ранее проблеме, самооценка собственной учебной деятельности     6. Домашнее задание Цель: закрепить знания учащихся Проверяет готовность обучающихся к уроку, помогает сформулировать проблему, создаёт эмоциональный настрой     Побуждает обучающихся к высказыванию, проводит параллель с ранее изученным материалом     Добавляет, уточняет сообщение   Корректирует формулирование темы урока. уточняет понимание учащимися цели урока   Добавляет, уточняет рассказ, оценивает сообщение     Активизирует внимание обучающихся, читает наизусть произведение, формулирует вопросы и корректирует ответы, организует индивидуальную и фронтальную работу, проводит словарную работу помогает сформулировать выводы   Организует групповую работу, корректирует составленные композиционные схемы     Проводит интонационное корректирование чтения обучающихся     Организует индивидуальную работу, корректирует составленный план, оказывает помощь в пересказе текста     Корректирует пересказ.     Помогает сделать выводы и обобщения, корректирует самооценку учебной деятельности     Формулирует домашнее задание: выучить наизусть или пересказать близко к тексту стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Воробей». Отвечают на вопросы, высказывают собственные суждения   Объяснение оценивания.     Участвуют в диалоге, вспоминают прочитанные произведения,     Ученик рассказывает о Тургеневе.   Формулируют тему урока и цель урока     Участвуют в диалоге, выстраивают монологическую речь, осуществляют выборочное чтение, объясняют значение слов, объясняют собственное мнение с опорой на текст, формулируют авторскую позицию   Рассказ ученика     Слушают чтение   Участвуют в диалоге   Работают в группах, составляют композиционные схемы, объясняют их, приводят доказательства     Чтение   Слушают учителя, анализирую интонацию чтения, отрабатывают собственное чтение   Готовятся к выразительному чтению     Чтение текста   Составляют план, готовятся к подробному пересказу произведения   Пересказывают текст.     Делают выводы по обозначенной ранее проблеме, оценивают собственную учебную деятельность     Осознают необходимость выполнения домашнего задания (слайд 1) – Добрый день. Ребята, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, зовут меня Мария Михайловна. На уроке присутствуют мои студенты-однокурсники, наши учителя и преподаватели. Мы познакомимся с новым произведением и изучим его, постараемся оценить свою работу. – По каким критериям, т.е. направлениям, это можно сделать? Активность, правильные и точные ответы, владение литературными терминами, выразительное чтение. Оценивать вы будете и сами себя. Критерии и баллы самооценки. 1. Активность: Высокая – 3 Средняя – 2 Низкая -1 2. Выразительность чтения : Правильная выразительность – 3 Недостаточная выразительность – 2 Отсутствие выразительности – 1 3. Владение литературными терминами: Уверенное владение – 3 Среднее владение – 2 Низкое владение – 1 4. Точность и правильность ответов: Ответы всегда были правильными – 3 В ответах были некоторые неточности – 2 Ответы часто содержали ошибки – 1 Итого: 11 - 12баллов – 5 8-10 балов – 4 6-7 баллов - 3 Желаю вам успехов. (слайд 2 –портрет И.С. Тургенева) Портрет какого писателя вы видите на экране? (Ивана Сергеевича Тургенева)   (слайд 3) Верно. Это великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. (слайд 4) Расскажите о нём……..   Большинство его произведений вы будете изучать в старших классах. Проспер Мериме сказал о Тургеневе так: Острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей, он рисует своих героев как поэт и как живописец. Какие черты мастерства писателя отметил Проспер Мериме? Точность и поэтичность. Хорошо.   Какие произведения вы прочитали к уроку? ………… К какому жанру их можно отнести? Это рассказы, то есть прозаические произведения. Хорошо.   Посмотрите на экран, определите, о ком пойдёт речь в новом произведении Тургенева? О воробье (слайд 6) Верно. Текст называется «Воробей» Прочитайте, как определил жанр произведения сам писатель?   «Стихотворение в прозе»   Мы назвали короткие произведения, в том числе и «Воробей» , рассказами, а Тургенев назвал их стихотворениями в прозе. Как вы думаете, какую художественную проблему мы должны решить? Верно. Почему Тургенев назвал эти сочинения стихотворениями в прозе? В чем отличие стихотворения , то есть поэтического произведения, от прозаического? (Есть ритм, рифма, сильнее выражены чувства автора)   А сейчас мы узнаем, как и когда Тургенев создавал стихотворения в прозе? Рассказ ученика Молодец. Каким источником пользовалась для информации? Интернет-ресурсы. Молодец. Ставлю оценку. Стихотворения в прозе Иван Сергеевич писал в последние годы жизни, когда он пытался осмыслить события действительности, истинные качества человека, смысл жизни на земле. Вернемся к произведению И. С. Тургенева «Воробей». Как мы сформулируем тему урока? Произведение И. С. Тургенева «Воробей».   Какую художественную проблему мы должны решить? Почему Иван Сергеевич Тургенев назвал короткие рассказы стихотворениями в прозе?   Открыть доску Первичный синтез Внимательно послушайте произведение. Проверка восприятия Какие чувства вы испытали?   Верно. Это и страх, и удивление, и радость, и гордость.   Что особенно сильно заставило вас переживать? Кто рассказал нам эту историю? Сам автор. Повествование ведётся от первого лица. Верно. Это усиливает правдоподобность случившегося, может быть, Тургенев вспомнил этот случай из своей жизни. Поэтому он передает разнообразные чувства. Аналитическое чтение Прочитайте про себя и скажите, когда произошло это событие? Когда произошло это событие? Во время возвращения с охоты. Почему «собака начала красться»? Она почувствовала добычу. А теперь остановимся на том месте, где автор дает описание молодого воробья. Какие слова подтверждают, что это был совсем маленький птенец? Почему птенец оказался на дороге и сидел неподвижно? Прочитайте объяснение автора. А теперь прочитайте, как взрослый воробей ринулся на защиту птенца. Как вы думаете, испытал ли воробей страх, увидев приближающуюся собаку? Какие слова это доказывают? Почему же воробей победил свой страх и был готов пожертвовать собой? Какая сила сильнее его воли, сбросила воробья с дерева. Докажите свое суждение. Про какую любовь говорит автор? Материнская любовь   (слайд 7) Прочитайте, что сказал об этом чувстве Тургенев? «Любовь – могучая сила, она побеждает смерть, она сильнее смерти». Это самое сильное чувство, особенно когда мать защищает свое дитя. Только любовь способна совершать чудеса и помогать в любой ситуации. Что вам хочется сказать о взрослом воробье?   Итак, всё, что мы узнали: что было раньше, что случилось, как закончилось действие - свидетельствует о чем – это поэзия или проза? (Проза)   Доказывая, что это проза, давайте составим композицию произведения. Слайд 8 Посмотрите на слайд и вспомните основные композиционные части сюжета . Композиция Завязка – Развитие действия – Кульминация – Спад действия – Развязка -     Какое событие является завязкой? Прочитайте. …………………… Слайд 9 Что происходит дальше? Определите развитие действия ……………………. Слайд 10 Что обозначено на вершине нашего треугольника? Слайд 11 Что явилось кульминацией? Прочитайте. ………………… Слайд 12 Что же происходит дальше? Прочитайте. ……………… Это спад действия. Слайд 13 Далее наступает развязка. Прочитайте ее. …………………… А чем заканчивается рассказ? Рассуждением автора о силе настоящей любви. Как вы понимаете слово «благоговеть»? Сильно восхищаться, преклоняться. Таким образом, мы можем сделать вывод: композиция тоже свидетельствует, что перед нами рассказ, в котором сильно выражены чувства автора.   Слайд 14 А теперь вспомним основные признаки лирического произведения, т.е. стихотворения. Лиризм –… Ритм – …. Рифма - … Интонация -…..   Прочитаем произведение еще раз, но сначала вспомним, какие чувства надо передать: Спокойное состояние, страх, ужас, удивление, радость, восхищение, интонация рассуждения. Найдите предложения, передающие переживание, страх, отчаяние. …………… Найдите предложения, передающие удивление. …………… Найдите предложения, передающие восхищение. ……………   Прочитайте, передавая разнообразие чувств автора.   А какому жанру присущи ритм и богатство чувств лирического героя?   -поэтическому произведению.   Почему же автор назвал свое произведение стихотворением в прозе? …… От прозы: автор рассказывает о событии в соответствии с композицией рассказа, но ритм и сила чувств свидетельствуют о стихотворении. Вот мы и решили задачу, поставленную в начале урока.   Составьте план. Подготовьтесь к пересказу. Работаем в парах, план можно составить на листочке.   Какой план составили? Молодцы. А вот такой план составила я.   Слайд15 Прочитайте, сопоставьте со своим.   1. Возращение с охоты. 2. Неожиданная встреча. 3. Опасность. 4. Спасение. 5. Любовь сильнее смерти.   А теперь перескажите это произведение.   Обобщение Какова главная мысль данного произведения? Почему автор назвал его стихотворением в прозе? Что вам особенно удалось на уроке – сделаете самооценку. Самостоятельное оценивание.     Демонстрация итога самооценивания.     Выучите наизусть или подробно перескажите по плану.   Знать содержание произведений, жанры произведений   Знать определения художественных средств: эпитет, сравнение, описание, пейзаж, что такое ритм, рифма.     Уметь выявить авторскую позицию   Владеть элементами лексического анализа   Знать, что такое композиция, сюжет, составляющие компоненты сюжетной линии, уметь составлять композиционную схему сюжета.     Знать, что такое интонация, уметь выразительно читать     Уметь пересказывать близко к тексту, соблюдая авторский стиль. Проявлять личную активность в работе (личностные)   Высказывать собственное суждение, слушать собеседника, уметь аргументировать собственную точку зрения (коммуникативные) Формулирование учебной проблемы (регулятивные) Соблюдать культуру участия в диалоге (коммуникативные), ориентироваться в своей системе знаний (познавательные)   Сформулировать цель деятельности (регулятивные)     Выполнять анализ, производить синтез , выбирать основания для ответа (познавательные),     оценивать собственный навык анализа текста (регулятиные)   Объяснение поведения героев, соотносить с жизненным опытом (личностные)   Выполнять задание по плану, корректировать предложенный план (регулятивные)   Представлять информацию в виде схемы (познавательные)     Уметь внимательно слушать чтение (коммуникативные), делать выводы (познавательные), уметь работать в коллективе, соотносить степень своего участия в работе, выполнять задание учителя (регулятивные),   Составлять план, передавать содержание в развернутом виде (познавательные)   Уметь работать самостоятельно (регулятивные, личностные)   Делать выводы (познавательные), Оценивать собственную учебную деятельность (регулятивные)    

Критерии и баллы самооценки.

5. Активность:

Высокая – 3

Средняя – 2

Низкая -1

6. Выразительность чтения :





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.