Здавалка
Главная | Обратная связь

Поставки продукции в продовольственные фонды



Закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее — сельхозпродукции) для государственных нужд планируются в рамках обеспечения общественных потребностей и регулирования аграрного рынка. Правительство РФ ежегодно утверждает перечень видов сельхозпродукции, в отношении которых осуществляется регулирование продаж и покупок. В него обычно включаются: зерно, семена масличных культур, шерсть, мясо крупного рогатого скота, свиней, птицы, масло растительное, масло животное, сахар, молоко сухое.

Одной из форм государственных нужд в сельхозпродукции является образование федерального и региональных продовольственных фондов для удовлетворения потребностей, которые не могут быть обеспечены рыночными механизмами. Федеральный фонд создается для удовлетворения потребностей в сельхозпродукции районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, экологически загрязненных территорий, системы обороны и государственной безопасности и приравненных к ним спецпотребителей независимо от их размещения, создания продовольственных резервов и оперативного резерва Правительства РФ, обеспечения экспортных поставок. Продукция закупается преимущественно в зонах товарного производства на территории РФ, а при отсутствии или недостатке ее на территории РФ — за пределами страны. Региональные фонды создаются для удовлетворения потребностей субъектов РФ. Продукция закупается как на собственной территории субъекта РФ, так и за ее пределами.

Для формирования федерального и региональных фондов Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ определяют объемы закупок и поставок по видам продукции на предстоящие пять лет с ежегодным уточнением и доводят их государственным заказчикам. Государственные заказчики сообщают объемы закупок поставщикам.

Государственными заказчиками по поставкам сельскохозяйственной продукции для федеральных государственных нужд определены:

1. Военные и приравненные к ним спецпотребители.

• Министерство обороны РФ.

• Министерство внутренних дел РФ.

• Федеральная пограничная служба РФ.

• Федеральная служба безопасности РФ.

• Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ.

• Федеральная служба охраны РФ.

• Служба внешней разведки РФ.

• Федеральная служба налоговой полиции РФ.

• Министерство РФ по атомной энергии.

• Федеральное управление специального строительства при Правительстве РФ.

• Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

• Федеральная служба железнодорожных войск РФ.

2. Оперативный резерв Правительства РФ и экологически загрязненные территории.

• Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ.

3. Города Москва, Санкт-Петербург, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

• Органы исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

4. Государственный продовольственный резерв.

• Государственный комитет РФ по государственным резервам.

Функции по закупке и поставке сельхозпродукции для формирования федерального и региональных фондов могут выполнять при наличии соответствующей лицензии хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, организации независимо от форм собственности на конкурсной основе с последующим заключением договоров.

Государственные заказчики предоставляют поставщикам сельхозпродукции для государственных нужд материальные и финансовые ресурсы для закупки средств защиты растений и животных от вредителей и болезней, высококачественного семенного и посадочного материала, племенных животных, для строительства хранилищ, цехов по переработке, приобретения технических средств и современных технологий.

Правительство РФ ежегодно по согласованию с субъектами РФ и представителями объединений, выражающих интересы поставщиков и покупателей, устанавливает на сельхозпродукцию для государственных нужд гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающих возмещение затрат и получение дохода, достаточного для расширенного воспроизводства. На закупку сельхозпродукции по гарантированным ценам Правительством РФ и субъектами РФ устанавливается квота. Для защиты покупателей ограничивается размер торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую в федеральный фонд, с учетом безубыточности реализации готовой продукции. Органы исполнительной власти субъектов РФ могут регулировать цены на сельхозпродукцию, поступающую в региональные фонды.

Поставщикам продукции растениеводства для государственных нужд гарантируется авансовая оплата в размере не менее 50% от стоимости поставок, определенных договором, а поставщикам продукции животноводства — выплата дотаций из соответствующего бюджета, обеспечивающих рентабельность ее производства.

В договор могут включаться конкретные льготы для поставщиков и другие условия, направленные на стимулирование закупок и поставок сельхозпродукции.

Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по договору в случае непредвиденных (форс-мажорных) обстоятельств, возникших после его заключения в результате событий чрезвычайного характера (засуха, наводнение и др.), которые нельзя было предвидеть и предотвратить.

За несвоевременную оплату закупленной и поставленной сельхозпродукции для государственных нужд, а также за несвоевременное авансирование покупатели уплачивают в пользу поставщиков пени в размере 2% от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки оплаты.

Установлены следующие источники финансирования поставок сельскохозяйственной продукции для федеральных государственных нужд.

Основная часть средств выделяется на условиях возвратности и платности (срок предоставления — до одного года, плата — 1/3 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ). Они возвращаются в бюджет и снова направляются на финансирование закупок сельхозпродукции в продовольственные фонды.

Закупки и поставки продовольственных товаров для обеспечения военных и приравненных к ним спецпотребителей по нормам продовольственных пайков осуществляются государственными заказчиками в первоочередном порядке.

Продовольствие для военных и приравненных к ним спецпотребителей закупается у отечественного производителя на основе проведения конкурса среди товаропроизводителей и организаций-поставщиков. Продовольствие для войск, дислоцирующихся за границей, закупается как у российских товаропроизводителей (поставщиков), так и у предприятий (организаций) страны пребывания исходя из экономической целесообразности.

При заключении контрактов на выполнение оборонного заказа используются данные органов государственной статистики о динамике рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие с учетом уровня инфляции, прогнозируемого Минэкономики РФ. При согласовании с поставщиками договорные цены на продукцию предусматриваются на уровне не выше среднерыночных цен, действующих в соответствующих субъектах РФ.

К финансовому обслуживанию поставок привлекаются кредитные организации, отобранные по результатам конкурса. Открытие в них счетов по учету средств федерального бюджета выделенных для расчетов за поставленную продукцию, осуществляется по согласованию с органами федерального казначейства.

На основании постановления Правительства РФ образуется оперативный резерв Правительства РФ сельскохозяйственной продукции, продовольствия и лекарственных средств. Организация закупок возложена на государственное унитарное предприятие «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Минсельхозпроде РФ и холдинговую компанию, образованную путем объединения акций ОАО «Росмясомолторг» и закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, осуществляющих закупки, хранение и поставку продуктов животноводства для государственных нужд и включенных в перечень АО, производящих продукцию стратегического назначения, госакции которых не подлежат досрочной продаже.

Для определения объема закупок Минэкономики РФ и Минсельхозпрод РФ разрабатывают оперативные балансы важнейших продовольственных, других социально значимых товаров и лекарственных средств, а также сырья для их производства.

Объемы сельхозпродукции, подлежащие закупкам для формирования оперативного резерва, устанавливаются Правительством РФ на основании согласованных предложений Минсельхозпрода РФ, Минэкономики РФ и Минфина РФ. Управление оперативным резервом осуществляется Минсельхозпродом РФ. Государственное унитарное предприятие «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» выступает государственным заказчиком по формированию оперативного резерва. Оно размещает заказы на закупки и поставки сельхозпродукции (в том числе на конкурсной основе); заключает государственные контракты на поставки и прием на ответственное хранение сельхозпродукции; согласовывает с поставщиками и получателями номенклатуру, объем, качество, цену, сроки поставки и хранения; обеспечивает расчеты с поставщиками и получателями продукции. Агентство может использовать для формирования оперативного резерва сданную в залог товаропроизводителями сельхозпродукцию.

Закупки для формирования оперативного резерва осуществляются по договорным ценам, но не выше среднерыночных цен, складывающихся в соответствующих субъектах РФ. Расходы по закупкам и поставкам финансируются за счет средств федерального бюджета, выделенных на возвратной основе. Могут использоваться средства из других источников, определяемых нормативно-правовыми актами.

Предприятия, осуществляющие хранение сельхозпродукции оперативного резерва, несут ответственность за ее неприкосновенность, количественную и качественную сохранность, они не имеют права самостоятельно заключать в отношении этой продукции сделки отчуждения в любой форме. Услуги по ответственному хранению оплачивает федеральное агентство в соответствии с заключенными договорами. Поставки сельхозпродукции из оперативного резерва производятся на основании решения Правительства РФ. Конкретных потребителей (покупателей) определяет государственный заказчик.

Условия поставки, порядок и сроки расчетов определяются государственным контрактом, заключаемым Федеральным агентством с покупателями. При этом применяются цены, включающие выплаты при закупках этой продукции, затраты на ее хранение, доработку и транспортировку, а также начисления для компенсации Федеральному агентству затрат по формированию и использованию ресурсов указанной продукции.

В целях обеспечения продовольственной безопасности продлен срок закрепления в федеральной собственности акций акционерных обществ, осуществляющих закупку, хранение и поставку продуктов животноводства для государственных нужд, на 3 года.

Государственное регулирование продовольственного рынка осуществляется также с помощью проведения закупочных и товарных интервенций. Для этого Минсельхозпрод РФ организует мониторинг конъюнктуры внутреннего и мирового рынка сельхозпродукции. С учетом данных мониторинга разрабатываются по РФ и субъектам РФ балансы ожидаемого производства и использования сельхозпродукции, выявляются объемы излишков или недостатка ее на рынке, что становится основой для определения объемов (квот) на проведение государственных закупочных или товарных интервенций.

Закупочные интервенции осуществляются в форме закупок и залоговых операций с сельхозпродукцией в случаях, когда рыночные цены на них опускаются ниже минимального уровня или когда товаропроизводители не в состоянии реализовать сельхозпродукцию из-за сокращения спроса.

Товарные интервенции осуществляются в форме распродажи сельхозпродукции из федерального и региональных продовольственных фондов в случаях дефицита на рынке, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний. Для товарных интервенций используется приобретенная в собственность государства заложенная сельхозпродукция.

Организация и проведение государственных закупочных и товарных интервенций осуществляются государственными агентами. Статус государственного агента предоставляется предприятию (организации) решением Правительства РФ сроком на 1 год. Кандидатов выявляет Минсельхозпрод РФ на конкурсной основе. Этот орган обеспечивает и координацию закупочных и товарных интервенций.

Закупка и распродажа сельхозпродукции при проведении интервенций осуществляются исключительно хозяйствующими субъектами рынка, определяемыми на конкурсной основе государственными агентами.

Объемы (квоты) на проведение государственных закупочных и товарных интервенций и цены на закупаемые и реализуемые сельскохозяйственные продукты, сырье и продовольствие утверждаются до 1 августа года, предшествующего закупкам и продаже этой продукции, и доводятся Минсельхозпродом РФ до государственных агентов и других заинтересованных субъектов продовольственного рынка.

При расчете цен для проведения государственных закупочных и товарных интервенций учитывается сложившийся уровень рыночных цен по регионам РФ и цен на импортируемую продукцию. При закупочных интервенциях применяются цены, которые являются расчетным нижним пределом колебаний рыночных цен, а при товарных интервенциях — цены, являющиеся расчетным верхним пределом колебаний рыночных цен.

Финансирование государственных закупочных и товарных интервенций производится за счет:

• средств, поступающих в счет погашения бюджетных ссуд, выделенных на формирование федерального продовольственного фонда;

• доходов от интервенционных операций;

• привлеченных, заемных средств и средств коммерческих структур;

• средств федерального бюджета, направленных на поддержку и развитие агропромышленного производства в объемах, устанавливаемых Правительством РФ;

• средств субъектов РФ, используемых для формирования региональных продовольственных фондов.

Государственный агент обеспечивает эффективное использование денежных средств, выделяемых из бюджета для проведения государственных закупочных и товарных интервенций, отвечает за нецелевое их использование, сохранность приобретенных сельхозпродукции, сырья и продовольствия.

При отсутствии возможности реализации продукции в пределах Российской Федерации государственные агенты по согласованию с Минсельхозпродом РФ и Минэкономики РФ могут осуществлять операции по поставке сельхозпродукции, сырья и продовольствия из федерального и региональных интервенционных продовольственных фондов на экспорт.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.