Здавалка
Главная | Обратная связь

Управление конфликтами

Вожатый способен разрешать типы конфликтов, относящиеся к его непосредственной деятельности.

КОНФЛИКТ –столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, чувств, актов поведения.

Конфликт(от лат. Conflictus–«столкновение»)– перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом сил, мнений, сторон, интересов, целей и различных представлений о способе их достижения.

Конфликтная ситуация – противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; стремление к противоположным целям или использование различных средств для их достижения; несовпадение интересов, желаний.

Для перерастания конфликтной ситуации в конфликт необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент­– конфликтоген.

При анализе конфликта выделяют:

- субъектов конфликта – участников конфликтного взаимодействия;

- объект конфликта – предмет противодействия у участников конфликта;

- конфклитоген– причина столкновения интересов.

Конфликт = Конфликтная ситуация + Конфликтоген

Причин возникновения конфликтов очень много. Важно вовремя увидеть и устранить их.

Признаки конфликта:

- наличие конфликтной ситуации (по восприятию участников);

- неделимость объекта конфликта;

- желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.

Виды конфликтов

Конфликты различают:

- по способам их разрешения на антагонистические и компромиссные;

- по природе возникновения на социально-организационные и эмоциональные;

- по направленности воздействия на вертикальные (“высший против среднего и против низшего”) и горизонтальные ("равный против равного");

- по количеству участников, задействованных в конфликте, на внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые и др.

Конфликты подразделяются на виды:

1) Биполярные (2 противостоящих стороны).

2) Мультиполярные (количество участников конфликта более 2-х человек).

 

По длительности конфликты бывают:

1) Кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов).

2) Длительные (от нескольких часов до нескольких суток).

3) Затяжные (длятся дольше, или вообще не находится решение).

По степени выраженности:

1) Скрытые (когда видимых проявлений недостаточно).

2) Частично скрытые (имеются видимые проявления, но недостаточные для выявления глубинных причин).

3) Открытые (все проявления открыто демонстрируются участниками).

4) Преднамеренные (специально задуманные, спланированные и проведенные по заданному сценарию).

5) Потенциальные.

По организации:

1) Инициативные (1 из участников выступает в роли инициатора).

2) Спровоцированные (в силу обстоятельств).

3) Нечаянные.

Внутриличностный конфликт– трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, увлечениями человека и т.п. Внутриличностный конфликт сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Связан с отсутствием самореализации, перспектив профессионального роста.

Межличностный конфликт – конфликт между двумя и более людьми. Межличностный конфликт очень тесно связан с внутриличностным. Противоборство людей происходит на основе столкновения их личных мотивов. Возникает из-за несовпадения интересов людей, их взглядов, установок, а так же из-за недостаточного общения и понимания. Часто имеют тенденцию перерастать в межгрупповые конфликты.

Внутригрупповой конфликтконфликт внутри группы.

Межгрупповой конфликт– конфликт между двумя или несколькими группами. Противоборствующие стороны – группы (малые, средине и микрогруппы). В основе такого типа конфликтов лежит – столкновение противоположно направленных групповых мотивов.

Латентный конфликт - конфликт, не проявляющийся открыто. Латентный конфликт не осознается конфликтующими сторонами.

Мнимый конфликт - конфликт, являющийся самоцелью по крайней мере для одной из конфликтующих сторон. Следствием мнимого конфликта является снятие эмоционального напряжения, но не разрешение объективного противоречия.

Ролевой конфликт - ситуация, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей.

Явный конфликт - конфликт, проявляющийся открыто и осознаваемый в качестве такового.

 

Функции конфликта

По большому счету, все разнообразие взглядов на конфликт можно свести к двум вариантам: конфликт – это явление негативное или это ресурс для развития. Наиболее распространенный научный подход состоит в понимании конфликта как “столкновения”, “противоречия”, “борьбы”, “противодействия” личностей, сил, интересов, позиций по причине их противоположности, несовместимости и противостояния. При таком подходе конфликт - скорее явление негативное.Но это далеко не всегда так. Конфликту присущи как отрицательные, так и положительные функции.

Негативные функции конфликта:

· потеря ресурсов (физических, эмоциональных, материальных, потеря времени);

· представление о побежденных оппонентах, как о врагах;

· ухудшение социально-психологического климата в коллективе;

· чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе;

· уменьшение степени сотрудничества между людьми после завершения конфликта;

· сложное восстановление нормальных отношений (шлейф конфликта).

· деструктивность;

· помеха развитию.

Позитивные функции конфликта:

· разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;

· сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом;

· стимулирование к изменениям и развитию;

· получение новой информации и диагностика возможностей оппонентов;

 

· прояснение четкой позиции конфликтующих сторон;

· поиск новых способов решения проблем;

· объективная оценка сил и ресурсов каждой из сторон.

Управление конфликтами

Управление конфликтами– целенаправленное воздействие на устранение или минимизации причин, породивших конфликт, и на коррекцию поведения участников конфликта.

4 стадии конфликта:

1) Предконфликтная – зарождение и развитие конфликта, нарастание противоречий.

2) Проявление поведенческих реакций – отражают степень осознания участниками конфликта своих интересов и целей.

3) Непосредственно конфликт (пик конфликта) – инцидент; активность, направленная на изменение поведения соперника или конфликтующей стороны.

4) Разрешение конфликта – спад и разрешение конфликта, или переход в латентную (скрытую) фазу; завершение или отсутствие инцидента; стороны переходят на неконфликтное общение; причиной может являться:

- устранение объекта конфликта (разрешение конфликта);

- ресурсы каждой из конфликтных сторон уже исчерпаны;

- возникновение третьей стороны;

- устранение одного из соперников.

Работа с конфликтом:

1) Диагностика конфликта – анализ конфликта по различным основаниям, вычленяется объект конфликта, субъекты конфликта; кроме непосредственных участников конфликта существуют также влияющие стороны.

2) Разработка конкретных мероприятий и шагов по разрешению данного конфликта.

3) Действия направленные на разрешение данного конфликта.

Различают внутриличностные, структурные, межличностные методы управления конфликтами, а также переговоры.

Внутриличностные методы управления конфликтами– методы управления конфликтами, заключающиеся в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека.

Межличностные методы управления конфликтами– методы управления конфликтами, использующиеся при возникновении конфликтной ситуации и необходимости выбрать стиль своего дальнейшего поведения.

Различают пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

1. Соперничество. Стремление добиться своего, во что бы то ни стало отстоять собственную точку зрения, заставить окружающих принять именно это видение решения проблемы, мнение другого не интересно.

2. Сотрудничество.Совместное решение проблемы, породившей конфликт, участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.

3. Компромисс.Снятие противоречий осуществляется на основе взаимных уступок. Есть вероятность, что через некоторое время могут появиться дисфункциональные последствия компромиссного решения, неудовлетворенность «половинчатыми решениями», кроме того, проблема, породившая конфликт, не разрешена.

4. Избегание.Уклонение от разрешения конфликта, его игнорирование. Эта стратегия может быть уместна, если ситуация может разрешиться сама собой и если нет условий для ее разрешения, но скоро они появятся.

5. Приспособление.Односторонние уступки, собственные интересы приносятся в жертву ради интересов противоположной стороны. Отрицательные эмоции не выплескиваются, но накапливаются.

 

Черты характера, создающие предрасположенность к конфликтным отношениям:

- неадекватная (завышенная или заниженная) оценка своих возможностей.

- стремление к лидерству, доминированию, навязыванию мнений.

- тенденция к формированию образа врага.

- прямолинейность или излишняя принципиальность.

- избыточная критичность, неприятие иного взгляда.

- недобросовестность, желание переложить все на плечи другого.

- набор таких эмоциональных качеств как: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, корыстолюбие, эгоизм.






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.