Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема. Распределение функций между органами управления



Основные понятия. Функциональные элементы. Распределение властных полномочий. Принцип правового государства. Концентрация управленческих функций у одного органа управления. Концентрация в пользу единоличной исполнительной власти.

Литература

1. Конституция РФ, - М.: Проспект, 1999

2. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления Учебное пособие. – Кемерово, Кузбассвузиздат, 2001. -165 с.

3. Воронин А.Г,, Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством: Учебное пособие. – М.Дело, 1998 – 128 с.

4. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России, М. – Норма – Инфра-М, 2000 г. 360 с.

5. Гражданское право: учебник /под редакцией А.Н.Сергеева, Ю.К. Тольстого – М., ПБОЮЛ Л.В.Рожников, 2000, -т1,624 с.

6. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – 2 изд. – М.:ГУ ВШЭ, 2001

7. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций – М.: Манускрипт, 1996, 312 с.

8. Мэнкью Г.Н. Макроэкономика: Пер с анг – М, Изд-во МГУ, 1994, 736 с.

9. О’ Саливан А Экономика города: Пер анг – М. Инфра-М, 2002 – 706 с.

10. Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов, СПб, Питер, 2004

11. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России – М, Проспект, 1997 г. 472 с.

12. Филиппов Ю.В. Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства: Учебник – М. Дело, 2000 – 264 с.

13. Чиркин В.Е. Государственное управление: Элементарный курс М. Юрист, 2001

14. Аверин А.Н. Муниципальная социальная политика и подготовка муниципальных служащих. М., 2005

15. Адамович А.С. Система государственного и муниципального управления. М., 2005

16. Атаманчук Г.В. Государственное и муниципальное управление. М., 2004

17. Государственное и муниципальное управление / Под ред. Е.Г. Коваленко. М., 2006

18. Измерение эффективности и оценивание в государственном управлении: международный опыт. М., 2005

19. Кадровая политика в сфере государственного и муниципального управления / Под ред. В.А. Мальцева. Н.Новгород, 2002

20. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления. М., 2005

21. Кретова Н.Н. Государственное и муниципальное управление. Воронеж, 2004

22. Кулагин Д.В. Государственное и муниципальное управление. Оренбург, 2005

23. Носова Н.П. Государственное и муниципальное управление: введение в специальность. Тюмень, 2006

24. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. М.,2006

25. Система государственного управления / Под ред. А.А. Скамницкого. М., 2006

26. Цейтлин Р.С., Сергеев С.А. История государственного управления и муниципального самоуправления в России. М., 2006

27. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М., 2003

28. Юпитов А.В. Отбор кадрового состава государственной гражданской службы: современные механизмы, принципы и процедуры. М., 2004

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов

Учебная дисциплина Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах посвящена сравнительному изучению зарубежных государственных и муниципальных систем. Столь широкий предмет требует уточнений, поскольку и до, и после Козьмы Пруткова многие убеждались в невозможности объять необъятное.

Первое уточнение политико-географического характера. В современном мире почти 200 независимых государств; изучение всех существующих систем управления и невозможно, в рамках одной учебной дисциплины, и бессмысленно. Даже если мы сделаем региональные выборки, последовательно характеризуя Западную и Восточную Европу, Северную и Южную Америку, Северную, Центральную и Южную Африку, Центральную Азию и Дальний Восток, - результатом будет очень поверхностная характеристика существующих форм и методов деятельности государственных и муниципальных органов власти. В рамках предлагаемого курса выбор сделан в пользу другого варианта: более подробное и основательное изучение западных систем управления, т.е. государств Северной Америки и Западной Европы. Основания для такого выбора очевидны: эти страны навязывают всему миру свои правовые и управленческие стандарты; Россия в числе первых заимствует их и пытается использовать. Таким образом, наибольший практический интерес для нас представляют не восточноевропейские страны, где на небольшой территории те же стандарты накладываются на местные традиции, и не индийская или африканская экзотика, а родина тех норм и установлений, которые мы так усердно заимствуем.

Второе уточнение институциональное. Сферы государственного и муниципального управления необъятны: разнообразие предметов ведения, полномочий, форм и способов деятельности требует многотомных энциклопедий только для одного перечисления, даже в масштабах одной страны, - что уж говорить о многих! В рамках данного учебного курса мы рассмотрим лишь основы государственного и муниципального управления, прежде всего основы правовые и институциональные. Кроме того, важную роль будет играть характеристика реформ и новейших тенденций в развитии зарубежных государственных и муниципальных институтов.

Третье уточнение академическое, связанное с реальным условиями изучения курса: наличие литературы, содержание других учебных дисциплин. Значительная часть вопросов, связанных с организацией государственной власти и государственного управления освещалась в рамках других дисциплин: теория государства и права, конституционное право, система государственного управления. В связи с этим в лекционном курсе мы ограничимся припоминанием наиболее важных вопросов и обозначением актуальных тенденций и собственно управленческих проблем, зачастую остающихся в тени при изучении юридических дисциплин. Особенности организации государственного управления в отдельных странах рассматриваются в широко доступной учебной и научной литературе. Эти сюжеты идеально подходят для самостоятельной подготовки, поэтому характеристика отдельных государственных систем будет вынесена на практические занятия. Напротив, характеристика местного управления как в целом, так и применительно к отдельным странам в современной русскоязычной литературе совершенно недостаточна, противоречива и очень часто опирается на устаревшие данные. Основательные и актуальные исследования зачастую недоступны из-за ограниченности тиражей и распространения. Поэтому большую часть вопросов местного управления мы рассмотрим на лекциях. Наконец, мы почти не будем затрагивать специальные вопросы отраслевого управления и государственной службы: зарубежный опыт в этих сферах достаточно подробно рассматривается в рамках соответствующих дисциплин (организация государственной службы, государственное регулирование экономики и т.д.) и в дисциплинах специализации.

Студент должен иметь необходимые знания, навыки и умения для их применения в активных формах. Постановка проблемы семинарского занятия предполагает цикл изучения темы и содержит различные формы активной работы студента:

-) разбор конкретных случаев из хозяйственной практики

-) имитационные модели для обсуждения с целью уяснения внутренней логики и взаимосвязей явлений и процессов в системе государственного и муниципального управления

-) дискуссии по актуальным вопросам осуществления преобразований в России, отражающих содержание изучаемой темы

Существенное значение для успешного усвоения полной программы курса имеет самостоятельная работа студента. Учебно-методический комплекс содержит полный перечень дидактических единиц, входящих в каждую тему. Найти содержание каждой из них студент должен обязательно.

При подготовке к итоговому экзамену следует, прежде всего, использовать конспекты лекций и учебную литературу, указанную в списке как основная литература. Экзамен проводится в форме тестирования.

 


Е.Г. Немкович

Институт экономики КарНЦ РАН

А.Е. Курило

Институт экономики КарНЦ РАН

 

Программа курса

«Региональная экономика: социально-экономическое положение







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.