Тема 10. Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период 2002-2010гг.
Программно-целевое планирование и стратегическое управление территорией. Основные принципы, содержание, мониторинг. Перспективы развития. Проверка знаний Изучение курса заканчивается SWOT-анализом социально-экономической ситуации в Республике Карелия. Лектор рассказывает основные принципы методики. Слушатели анализируют прослушанный курс и записывают 10 сильных сторон республики и из них обосновывают 5 сильных сторон. Затем записывают 10 слабых сторон и из них обосновывают 5.слабых сторон. Оценивают внешние угрозы (3 позиции).Проводят анализ текущей ситуации и предлагают вариант развития, обосновывают его, намечают основные мероприятия и защищают их публично перед аудиторией. В зависимости от количества слушателей они могут быть разбиты на группы и можно применить групповой вариант анализа. При изучении данного курса используется раздаточный материал, активные формы обучения, технические средства. Литература 1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 495с. 2. Социально-экономическое положение Республики Карелия. - Петрозаводск. Госкомстат РК по статистике. 2007. - 145с. 3. Социально-экономическое положение городов и районов Республики Карелия. - Петрозаводск. Госкомстат РК по статистике. 2007. - 50с. 4. Муниципальные образования Республики Карелия. - Петрозаводск. Госкомстат РК по статистике. 2007. - 228с. 5. Республика Карелия в цифрах. - Петрозаводск. Госкомстат РК по статистике. 2007 6. Возрождение Карелии. Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период 2002-2006-2010гг. – Петрозаводск: РИО КарНЦ РАН. 2006г. - 78с. 7. Республика Карелия: Информационно-справочное пособие для общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования. / Под общей редакцией Е.Г.Немковича, А.С.Кармазина. - Петрозаводск: Карелия, 1999. - 197с. С.В. Степанова Карельский институт туризма – филиал РМАТ Программа курса «География туристских центров и регионов России» Курс «География туристских центров и регионов России» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин по специальности 061100 «Менеджмент организации». Введение данного курса в число обязательных общеобразовательных дисциплин в ВУЗах туристского профиля обусловлено необходимостью ознакомления студентов с географическими особенностями и спецификой развития российского внутреннего рынка туристских услуг. Целью курса является изучение условий формирования и перспектив развития российского рынка туристских услуг на региональном и федеральном уровнях. В программе курса особое внимание уделяется рассмотрению таких направлений, как рекреационное районирование территории и изучение современных туристских центров и туристских районов России. Преподавание данной дисциплины базируется на предварительном изучении студентами следующих курсов: «Введение в туризм» и «Рекреационное ресурсоведение». Знания, полученные при изучении «Географии туристских центров и регионов России» необходимы для дальнейшего обучения по выбранной специальности и используются при изучении таких дисциплин, как: «Программный туризм», «Менеджмент транспортных услуг», «Экскурсоведение», «Туроперейтинг», «Зарубежное страноведение», «Стратегический менеджмент» пр. Учебно-тематический план
Содержание дисциплины Лекционный курс 1.Общая характеристика территории России:Оценка ФГП России и его влияние на природу государства. Ландшафтное районирование. Современное геополитическое положение России и его влияние на развитие туризма. 2. Современное туристско-рекреационное районирование территории России: Понятия: туристский центр, туристский район, туристско-рекреационное районирование, принципы районирования. Туристское районирование СССР (1980 г.). Туристские зоны федерального значения. Рекреационное районирование России (Ирисова Т. А., Колотова Е. В.). 3. Туристско-рекреационная зона: Центр России:Социально-экономические условия развития туризма. Туристские ресурсы Центральной туристской зоны. Основные туристские центры. Проблемы и перспективы развития туризма в Центре России. Туристско-рекреационный потенциал районов: Центрального, Ленинградского, Уральского и Среднего Поволжья. Виды туризма. 4. Туристско-рекреационная зона Европейский Север:Социально-экономические условия развития туризма. Туристские ресурсы Европейского Севера. Основные туристские центры. Проблемы и перспективы развития туризма. Туристско-рекреационный потенциал Русского Севера. Туристские ресурсы, проблемы и перспективы развития туризма в Республике Карелия. 5. Туристско-рекреационная зона: Юг России:Социально-экономические условия развития туризма. Туристские ресурсы Юга России. Проблемы и перспективы развития туризм в Кавказско-Черноморском, Северо-Кавказском и Горно-Кавказском районах. Основные туристские центры. 6. Туристско-рекреационная зона: Азиатский Север:Проблемы и перспективы развития туризма в Тюменской и Камчатской обл. 7. Туристско-рекреационная зона: Юг Сибири:Социально-экономические условия развития туризма. Туристские ресурсы Юга Сибири. Основные туристские центры. Проблемы и перспективы развития туризма. Туристско-рекреационный потенциал обско-Алтайского и Прибайкальского районов 8. География туризма Семинарский курс 1.Туристские ресурсы России; 2.Современное рекреационное районирование территории России; 3.Туристско-рекреационный потенциал Центральной туристской зоны; 4.География туризма в Республике Карелия 5.Туристско-рекреационный потенциал Юга России; 6.Возможности развития туризма на Азиатском Севере; 7.Туристско-рекреационный потенциал Юга Сибири; 8.География туризма в РФ. Особое место в самостоятельной работе студентов занимает написание курсовых проектов, которые, по сути, представляют собой научно-исследовательскую работу, основанную на изучении туристско-рекреационного потенциала выбранной территории с целью выявления проблем и перспектив развития современного туризма. Общий план курсового проекта по теме
Развернутый план написания курсового проекта Введение. Обоснование выбора зоны (района) Социально-экономические условия развития туризма · Особенности географического положения зоны (района) · Население: число жителей, доля городского населения (в %), демографическая структура населения. Национальный (этнический) состав населения региона. Конфессиональный (религиозный) состав населения; · Структура экономики региона: ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства; доля занятого населения в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг. Туристские ресурсы региона Природные ресурсы: · Общие характеристики рельефа, возможности его использования в туризме; · Климатические ресурсы; · Гидрологические и гидроминеральные ресурсы туристской зоны (района), возможности их использования в туризме; · Наличие уникальных природных объектов и природоохранных территорий. культурные ресурсы гостеприимства: · Исторические города туристской зоны (района); · Наличие культовых сооружений и места паломничества; · Наличие уникальных памятников и музеев истории, культуры архитектуры; · Народные ремесла и промыслы. Материально-техническая база туризма · Общая характеристика основных туристских центров и видов туризма на территории конкретной туристской зоны (района) Туристские центры. Основная литература 1. Анчукова Н. В. Москвина О. С. Туризм в экономике региона. Вологда: Вологодский научный центр ЦЭМИ РАН, 2002. С 72. 2. Биржаков М. Б. Введение в туризм М.–– СПб.: Издательство «Невский Фонд, Издательский Фонд «Герда», 2002 С. 3202 3. Даринский А. В. География туризма в Российской Федерации, СПБ, 1993 С. 73. 4. Даринский. А. В. Туристские районы Российской Федерации и Ближнего Зарубежья, СПб., 1994. с. 107. 5. Ирисова Т. А., Колотова Е. В. К вопросу о современном рекреационном районировании России.// Курортные ведомости, 2004 № 2. 6. Крачило Н. П. География туризма. Киев, 1987.С. 205. 7. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы, М.: Финансы и статистика, 2002, С 272. 8. Республика Карелия Петрозаводск: Карелия, 1999. 9. Самойленко А. А. География туризма Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 С. 368. 10. Сенин В. С. Организация международного туризма М.: финансы и статистика, 2001 С397 11. Туризм в России статистический сборник, М., 2000 Дополнительная литература 1. Александрова Ю. А. Международный туризм М.: Аспект пресс, 2002. С. 470 2. Ветитнев А. М., Журавлев Л. Б. Курортное дело М.: Кнорус, 2006. С. 528 3. Возрождение Карелии. Концепция социально-экономического развития РК на период 1999 – 2006 – 2010 г. г. Петрозаводск: РИО КарНЦ РАН, 2003 С. 93 4. Воскресенский В. Ю. Международный туризм. М., 2006 5. География международного туризма. Страны СНГ и Балтии, Минск: Аверсев, 2004С. 252. 6. География России 8 – 9 кл.: Атлас. 3-е изд. Испр. М.: Дрофа, ДиК, 1999 7. География России. Природа 8 кл.: Атлас. 3-е изд. Испр. М.: Дрофа, ДиК, 1999 8. География России. Экономика. 9 кл.: Атлас. 3-е изд. Испр. М.: Дрофа, ДиК, 1999 9. География туризма и экскурсий СССР, М., 1985. С. 87 10. География: справочник абитуриента, М.Филологическое общество «Слово», 1997.С 702 11. Дмитревский Ю. Д. Туристские районы мира, Смоленск, 2000. С. 223 12. Зорин И. В. Феномен туризма Избранные сочинения М.: Наука, 2005 С. 552 13. Зорин И. В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма М.: Финансы и статистика, 2004 14. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение.\ Учебное пособие. М.: Сов. Спорт. 1998 15. Лаппо Г. М. География городов М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 16. Лиханов Б. Н. География отдыха, М.: Знание, 1985. С. 39 17. Пирожник И. И, Основы географии туризма и экскурсионного обслуживания, Минск: Аверсев, 1985. С. 253 18. Районирование для целей организации отдыха и туризма, М., 1986 С. 138 19. Сапожникова Е. А. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран, М. ACADEMA , 2004. С. 239 20. Справочник российского туриста. М.: Фолиум, 1996. С. 96 21. Страны мира (энциклопедический справочник). Смоленск: Русич, 2001 22. Ушаков Д. С. Технология въездного туризма. М.: ИКЦ МарТ, 2006. С. 384 23. Ягодынская Н. В. , Малышкин С. А. Культурно-исторические центры России. М, 2005 Е.Г. Немкович Институт экономики КарНЦ РАН Курило М.О. Карельский филиал Северо-западной Академии государственной службы Программа курса «Региональный туризм: экономика, управление и стратегическое планирование развития туризма в регионе» Основание для разработки программы: Туризм в нашей стране становится реальной отраслью экономики, которая имеет свои особенности. Развитие туризма в субъектах федерации является основой этой отрасли и требует высококвалифицированных специалистов, владеющих теоретическими и практическими знаниями для активизации этого процесса и создания высокоразвитой и доходной индустрии отрасли. Региональный туризм это курс, изучающий основные теоретические положения стратегического развития туризма на территории и практику их применения в реальных условиях в конкретном регионе. Цель преподавания курса: подготовка специалистов по теоретическим и практическим вопросам экономики, управления и стратегического планирования развития туризма в регионе. Главные задачи курса: -дать студентам (слушателям) фундаментальные знания по теоретическим вопросам развития регионального туризма; -выработать у них навыки системного, комплексного подхода к решению проблем регионального туризма; -привить студентам (слушателям) умение ставить и обосновывать задачи развития туризма в регионе, разрабатывать способы их решения и организовать деятельность людей для достижения поставленных задач; - ознакомить студентов (слушателей) с состоянием туризма в регионах, в первую очередь в Республике Карелия и её административно территориальных единицах, с основными проблемами и путями их решения, научить определению и согласованию с предпринимательскими и властными структурами действий, направленных на развитие туризма на отдельных территориях. В соответствии с эти в программе курса предусмотрены темы, дающие фундаментальные теоретические знания, знакомящие с методологией решения проблем и освещающие опыт практического применения знаний управлении процессом развития туризма в регионе на примере Республики Карелия. Учебно-тематический план
Содержание дисциплины Тема 1. Cсовременные тенденции развития туризма и значение его в развитии экономики (мировой, страновой, региональной).Роль туризма в мировой экономике. Роль туризма в экономике России. Роль туризма в экономике субъектов федерации. Роль туризма в социально-экономическом развитии территории (региона). Тема 2. Туризм в Республике Карелия.Общая характеристика территории Республики Карелия. Отраслевая структура потенциала Республики Карелия. Туристский потенциал Республики Карелия. Состояние туристской отрасли Карелии. Состояние республиканского туристского ринка. Тема 3. Государственное регулирование туризма в системе регионального стратегического планирования Республики Карелии.Влияние туризма на развитие региона. Системный подход к стратегическому планированию развития туризма в регионе. Особенности туризма как межотраслевого комплекса и использование этого фактора при стратегическом планировании развития туризма в регионе. Тема 4. Методические основы оценки экономической эффективности туризма в регионе.Методические основы оценки экономической эффективности туризма в регионе. Методологические подходы к экономической оценке эффективности туризма и возможность их применения в РК. Определение единиц учета и экономических переменных в контексте туризма и уровень их агрегации. Комплексный анализ развития туризма в регионе. Тема 5. Экономическая эффективность туризма в регионе.Экономическая эффективность и роль туризма в экономике республики. Совокупный доход от туризма как категории его экономической оценки. Учет прямого, косвенного и индивидуального эффектов туризма в региональном стратегическом планировании. Мультипликативное воздействие туризма на экономику региона. Тема 6. Мультипликативный эффект и модели мультипликаторов туризма.Схема туристского мультипликатора. Математическая модель туристского мультипликатора. Ограничения на использование мультипликаторов. Эволюция моделей туристских мультипликаторов. Региональный туристский мультипликатор. Тема 7. Туризм в системе территориального стратегического планирования социально-экономического развития.Содержание стратегического управления развитием туризма. Система стратегического планирования развития туризма: принципы, структура и элементы. Механизм стратегического анализа и целеполагания в туризме РК. Схема стратегического управления развитием туризма в РК. Тема 8. Стратегическое планирование развитием туризма в регионе.Практика стратегического управления развитием туризма в РК. SWOT-анализ факторов внутренней и внешней среды развития туризма РК. Региональная программа целевая программа развития туризма. Методические рекомендации по разработке программ развития туризма в регионе. Тема 9. Состояние и динамика развития туризма в РК.Государственное регулирование развитием туризма в РК. Анализ динамики основных показателей развития туризма в РК. Оценка совокупного дохода от туризма в РК. Региональный мониторинг процесса развития туризма. Организационная структура мониторинга развития туризма в регионе. Тема 10. Проблемы и приоритетные направления развития туризма в РК.Применение результатов в территориальном стратегическом планировании. Международные проекты и специфика международного туризма в республике. Направления и формы международной деятельности. Ожидания иностранных туристов. Прогнозирование развития туризма в РК. Тема 11. Информационное обеспечение процесса развития туризма в регионе.Ограниченность туристской информации и ее цикличное происхождение. Распределение функций между организациями. Ресурсы: источники и ограничения. Информационные источники: существующие и потенциальные. Пути их усовершенствования. Тема 12. Выполнение практических расчетов экономической эффективности развития туризма в регионе.Роль системного и межотраслевого подходов в повышении эффективности регулирования туризма в РК. Связь между туризмом и другими отраслями и место туризма в межотраслевом балансе РК. Сбор информации и ее анализ. Выполнение расчетов. Определение туристских мультипликаторов. Оценка социально-экономического значения туризма. Проверка знаний Изучение курса заканчивается SWOT-анализом социально-экономической ситуации в Республике Карелия. Преподаватель рассказывает основные принципы методики. Слушатели анализируют прослушанный курс и записывают 10 сильных сторон туризма республики и из них обосновывают 5 сильных сторон туризма. Затем записывают 10 слабых сторон туризма республики и из них обосновывают 5.слабых сторон туризма. Оценивают внешние угрозы (3 позиции) для развития туризма в республике. Проводят анализ текущей ситуации и предлагают вариант развития туризма в республике, обосновывают его, намечают основные мероприятия и защищают их публично перед аудиторией. В зависимости от количества слушателей они могут быть разбиты на группы и можно применить групповой вариант анализа. Возможен вариант проведения анализа по административно-территориальным образованиям республики, а также на уровне городов и поселений. При изучении данного курса используется раздаточный материал, активные формы обучения, технические средства. Литература
О.В. Толстогузов Институт экономики КарНЦ РАН Программа курса «Логистика в туризме» Государственная экономическая политика в сфере туризма нацелена на создание новых конкурентных преимуществ территории и поддержание уже существующих. При этом применяются стратегии встраивания во внешние цепочки создания стоимости и внешние системы туристской логистики с диверсификацией видов деятельности, а также стратегии генерации собственных цепочек в сфере туризма на основе резидентных структур с повышением эффективности использования капитала на каждой стадии. Изучение логистики в туризме призвано вооружить будущего специалиста знаниями и навыками науки, имеющей большое теоретическое и практическое значение, поскольку вводит в круг знаний, описывающих рациональное поведение экономических субъектов, их взаимодействий и формирование систем поставок продуктов (товаров и услуг), выработка навыков решения основных типовых логистических задач, возникающих при реализации решений экономических задач. В рамках данного курса изучаются основные понятия, законы и категории данной дисциплины, изучение которых является необходимой общетеоретической подготовкой. Студенты в области Логистики: Должны знать: · Основные понятия, категории и законы логистической теории; · Основные модели, алгоритмы и инструменты решения логистических задач;
Должны уметь: · Анализировать основные рыночные ситуации и строить модели взаимодействия экономических субъектов, · Анализировать современные тенденции развития мировой, национальной экономики и отдельных товарных рынков; · Применять полученные знания при решении логистических задач, анализировать затраты и результаты хозяйственной деятельности, определять современную ценность будущих благ. Должны иметь представления: · О методах решения логистических задач; · О формах интеграции и кооперации экономических субъектов; · О механизме функционирования рынка и взаимодействия его основных субъектов, а также способах расчета между ними. Учебно-тематический план
Содержание дисциплины Лекционный курс ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|