Основополагающий материал, используемый в учебном курсе, из предыдущих изучаемых учебных дисциплин
Подавляющее большинство научных исследований и практических разработок, связанных с развитием туризма на какой-то определенной территории, в том числе на уровне государства, региона, широко использует основные положения теории дестинации. Термин «туристская дестинация» введен Лейпером в середине 80-х годов 20 века. Дестинация – географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов. Для того, чтобы территория могла называться дестинацией, она должна отвечать следующим основным требованиям: · Наличию определенного набора услуг, необходимых для принятия туристов. · Наличию достопримечательностей, которые могли бы заинтересовать туристов. · Наличию информационных систем, которые являются необходимым инструментом продвижения продукта на туристском рынке. Применительно к въездному туризму типология туристских дестинаций может быть представлена следующим образом: Первый тип – столичные города, мегаполюсы, которые привлекают туристов своими достопримечательностями, хорошими условиями для ведения бизнеса. Поэтому в мегаполюсах существуют особые зоны, где доминируют исторические, культурные, торговые, деловые и развлекательные виды обслуживания. Второй тип: · центры целенаправленного развития туризма - деревни, города, в которых сохраняются обычаи, история, культура; · притягательные для туристов центры - города, имеющие высокую степень привлекательности благодаря своей истории, культуре, науке. Третий тип – центры, специально построенные для туристов. Регион туристсткой дестинации является одним из самых важных в туристской системе, так как сами туристские дестинации и их имидж привлекают туристов, мотивируют визит, таким образом активизируют всю туристскую систему. Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется усилением процессов интеграции и повышением степени открытости национальных экономик. Одной из важных составляющих реализации программы дальнейшей интеграции российского бизнеса в мировую экономику, сохранения традиционных и поиска новых рынков сбыта продукции российского производства, создания условий для привлечения местных и иностранных инвестиций является создание особых экономических зон (ОЭ3).[1] Создавая особые экономические зоны, государства ставят перед собой разные цели, которые можно объединить в три крупных блока: экономический, социальный и научно-технический. Экономические цели: · привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению организационных процедур; · использование преимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделии, рационального импорта замещающего механизма производства; · ликвидация монополии внешней торговли через доступ к различным сферам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям ОЭЗ: · рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов. Социальные цели: · ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов; · повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей; · подготовка высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; · воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления; · удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка. Научно-технические цели: · привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий; · ускорение инновационных и внедренческих процессов; · привлечение зарубежных ученых и специалистов; · повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов. В силу общепризнанной эффективности функционирования особых экономических зон в государственную экономическую политику были включены направления по их созданию и развитию. На практике это представляет собой принятие комплекса правовых, экономических, организационных, социальных мер, посредством которых государство и местное самоуправление создают благоприятные условия для функционирования особых экономических зон. Международная экономическая интеграция прошла несколько стадий развития от более простых к более сложным. Эти стадии: · зона свободной торговли; · таможенный союз; · единый или общий рынок; · экономический союз; · экономический и валютный союз. При этом необходимо отметить то обстоятельство, что из огромного числа ранее существовавших и ныне действующих интеграционных образований только Европейский союз прошел последовательно, по мере «созревания», все стадии роста интеграционной группировки. Международная экономическая интеграция и свободные торговые (экономические, таможенные) зоны. Отметим, что приведенные выше «первая» (зона свободной торговли) и «вторая» (Таможенный союз) стадии развития международной интеграции претерпели значительную эволюцию в плане применения этих форм для стимулирования внутреннего развития экономики разных стран. Однако и в использовании этих форм экономической организации происходят трансформации, сходные с теми, которые наблюдаются в области собственно международных интеграционных процессов. В одних странах зоны свободной торговли, специальные экономические зоны, таможенные зоны, оффшорные зоны и т.д. дают значительный экономический эффект, способствуют повышению жизненного уровня населения, привлекают в регион иностранный капитал. Зона свободной торговли (ЗСТ) - это по своей сущности преференциальная зона, в рамках которой устанавливается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами и услугами. В межправительственных соглашениях, на базе которых создаются такие зоны, предусматриваются соответствующие льготы (отмена пошлин на определенный период времени; налоговые скидки в отношении фирм, действующих на базе указанных соглашений; отмена иных нетарифных ограничений и т.д.). [2] Таможенный союз (ТС) - это следующая ступень в международной экономической интеграции, он означает соглашение двух и (или) более стран об упразднении таможенных пошлин в торговле; это своего рода форма коллективного протекционизма. Основное различие между ЗСТ и ТС состоит в том, что первая ставит основной целью постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.п., То есть регулирует процесс интеграции, объединения определенных сфер; второй утверждает существование беспошлинной торговли, обеспечивает ее. [3] Единый (общий) рынок - это более высокая ступень интеграционного образования; он практически полностью реализован в Европейском союзе к началу 9О-х годов (до Маастрихтских соглашений в декабре 1991г.). Создание единого рынка предполагает не только реализацию задач СТ3 и ТС, но и решение более сложных и объемных задач: разработку и проведение единой торговой политики по отношению к другим странам; разработку и проведение единой экономической и отраслевой политики (в том числе в области сельского хозяйства и транспорта); создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы и информации; создание общих институтов, регулирующих интеграционный процесс (парламент,суд и т.д.). По этому сценарию происходило развитие ЕС, что будет нами в дальнейшем показано более подробно. Экономический союз (ЭС). Развитие государства по пути создания единого рынка неизбежно приводит к формированию экономического союза (ЭС). Опыт создания ЭС весьма ограничен и полностью замыкается на опыте одной группы западно-европейских стран, которые завершили этап создания ЭС к началу 1993г. Экономический и валютный союз (ЭВС). Примером такого союза также служит ЕС; в соответствии с Маастрихтскими соглашениями этап создания ЭВС должен был быть завершен к началу 1999 г. В целом в этот короткий период времени были осуществлены крупнейшие мероприятия, которые фактически привели к созданию валютного союза, дополнившего ранее созданный экономический союз.[4] Правовые основы являются неотъемлемой частью при создании особых экономических зон. Особая экономическая зона - часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.[5] В ОЭ3 действуют особый налоговый, таможенный, лицензионный и визовый режимы (табл.1). Туристско-рекреационная ОЭ3 - определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской туристско-рекреационной деятельности. Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному разливу минеральных вод. Целями создания туристско-рекреационных ОЭ3 являются: · создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в регионах России; · удовлетворение потребностей граждан как РФ, так и иностранных в доступном и качественном отдыхе, а также в санаторно-курортном лечении в пределах территории РФ; · содействие переводу туристской и санаторно-курортной индустрии на инновационный путь развития, ее интеграция в мировую экономику; · концентрация финансовых, природных, культурных, интеллектуальных и иных ресурсов для достижения целей развития туризма и санаторно-курортной сферы РФ, сохранения, развития и рационального использования туристских и лечебных ресурсов на территории РФ; · повышение качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирование туристско-рекреационных ОЭ3. Таблица 1 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|