Здавалка
Главная | Обратная связь

Основополагающий материал, используемый в учебном курсе, из предыдущих изучаемых учебных дисциплин



Подавляющее большинство научных исследований и практических разработок, связанных с развитием туризма на какой-то определенной территории, в том числе на уровне государства, региона, широко использует основные положения теории дестинации.

Термин «туристская дестинация» введен Лейпером в середине 80-х годов 20 века. Дестинация – географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов.

Для того, чтобы территория могла называться дестинацией, она должна отвечать следующим основным требованиям:

· Наличию определенного набора услуг, необходимых для принятия туристов.

· Наличию достопримечательностей, которые могли бы заинтересовать туристов.

· Наличию информационных систем, которые являются необходимым инструментом продвижения продукта на туристском рынке.

Применительно к въездному туризму типология туристских дестинаций может быть представлена следующим образом:

Первый тип – столичные города, мегаполюсы, которые привлекают туристов своими достопримечательностями, хорошими условиями для ведения бизнеса. Поэтому в мегаполюсах существуют особые зоны, где доминируют исторические, культурные, торговые, деловые и развлекательные виды обслуживания.

Второй тип:

· центры целенаправленного развития туризма - деревни, города, в которых сохраняются обычаи, история, культура;

· притягательные для туристов центры - города, имеющие высокую степень привлекательности благодаря своей истории, культуре, науке.

Третий тип – центры, специально построенные для туристов.

Регион туристсткой дестинации является одним из самых важных в туристской системе, так как сами туристские дестинации и их имидж привлекают туристов, мотивируют визит, таким образом активизируют всю туристскую систему.

Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется усилением процессов ин­теграции и повышением степени открытости национальных экономик. Одной из важных со­ставляющих реализации программы дальнейшей интеграции российского бизнеса в мировую экономику, сохранения традиционных и поиска новых рынков сбыта продукции российского производства, создания условий для привлечения местных и иностранных инвестиций является создание особых экономических зон (ОЭ3).[1]

Создавая особые экономические зоны, государства ставят перед собой разные цели, которые можно объединить в три крупных блока: экономический, социальный и научно-технический.

Экономические цели:

· привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению организационных процедур;

· использование преимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделии, рационального импорта замещающего механизма производства;

· ликвидация монополии внешней торговли через доступ к различным сферам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям ОЭЗ:

· рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.

Социальные цели:

· ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов;

· повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;

· подготовка высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов;

· ­воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;

· удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка.

Научно-технические цели:

· привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;

· ускорение инновационных и внедренческих процессов;

· привлечение зарубежных ученых и специалистов;

· повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов.

В силу общепризнанной эффективности функционирования особых экономических зон в го­сударственную экономическую политику были включены направления по их созданию и раз­витию. На практике это представляет собой принятие комплекса правовых, экономических, организационных, социальных мер, посредством которых государство и местное самоуправле­ние создают благоприятные условия для функционирования особых экономических зон.

Международная экономическая интеграция прошла несколько стадий развития от более простых к более сложным. Эти стадии:

· зона свободной торговли;

· таможенный союз;

· единый или общий рынок;

· экономический союз;

· экономический и валютный союз.

При этом необходимо отметить то обстоятельство, что из огромного числа ранее существовавших и ныне действующих интеграционных образова­ний только Европейский союз прошел последовательно, по мере «созрева­ния», все стадии роста интеграционной группировки.

Международная экономическая интеграция и свободные торговые (экономические, таможенные) зоны. Отметим, что приведенные выше «первая» (зона свободной торговли) и «вторая» (Тамо­женный союз) стадии развития международной интеграции претерпели значи­тельную эволюцию в плане применения этих форм для стимулирования внут­реннего развития экономики разных стран. Однако и в использовании этих форм экономической организации происходят трансформации, сходные с теми, которые наблюдаются в области собственно международных интегра­ционных процессов. В одних странах зоны свободной торговли, специальные экономические зоны, таможенные зоны, оффшорные зоны и т.д. дают значи­тельный экономический эффект, способствуют повышению жизненного уров­ня населения, привлекают в регион иностранный капитал.

Зона свободной торговли (ЗСТ) - это по своей сущности преференциальная зона, в рамках которой устанавливается свободная от таможен­ных и количественных ограничений международная торговля товарами и ус­лугами. В межправительственных соглашениях, на базе которых создаются такие зоны, предусматриваются соответствующие льготы (отмена пошлин на определенный период времени; налоговые скидки в отношении фирм, дейст­вующих на базе указанных соглашений; отмена иных нетарифных ограниче­ний и т.д.). [2]

Таможенный союз (ТС) - это следующая ступень в международной экономической интеграции, он означает соглашение двух и (или) более стран об упразднении таможенных пошлин в торговле; это своего рода форма коллективного протекционизма. Основное различие между ЗСТ и ТС состоит в том, что первая ставит основной целью постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.п., То есть регулирует процесс интеграции, объединения определенных сфер; второй утверждает су­ществование беспошлинной торговли, обеспечивает ее. [3]

Единый (общий) рынок - это более высокая сту­пень интеграционного образования; он практически полностью реализован в Европейском союзе к началу 9О-х годов (до Маастрихтских соглашений в де­кабре 1991г.). Создание единого рынка предполагает не только реализацию задач СТ3 и ТС, но и решение более сложных и объемных задач: разработку и проведение единой торговой политики по отношению к другим странам; раз­работку и проведение единой экономической и отраслевой политики (в том числе в области сельского хозяйства и транспорта); создание условий для сво­бодного движения капитала, рабочей силы и информации; создание общих институтов, регулирующих интеграционный процесс (парламент,суд и т.д.). По этому сценарию происходило развитие ЕС, что будет нами в дальнейшем показано более подробно.

Экономический союз (ЭС). Развитие государства по пути создания единого рынка неизбежно приводит к формированию экономического союза (ЭС). Опыт создания ЭС весьма ограничен и полностью замыкается на опыте одной группы западно-европейских стран, которые завершили этап создания ЭС к началу 1993г.

Экономический и валютный союз (ЭВС). Примером такого союза также служит ЕС; в соответствии с Маастрихтскими соглашениями этап создания ЭВС должен был быть завершен к началу 1999 г. В целом в этот короткий пе­риод времени были осуществлены крупнейшие мероприятия, которые факти­чески привели к созданию валютного союза, дополнившего ранее созданный экономический союз.[4]

Правовые основы являются неотъемлемой частью при создании особых экономических зон.

Особая экономическая зона - часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.[5] В ОЭ3 дей­ствуют особый налоговый, таможенный, лицензионный и визовый режимы (табл.1).

Туристско-рекреационная ОЭ3 - определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской туристско-рекреацион­ной деятельности.

Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному разливу минеральных вод.

Целями создания туристско-рекреационных ОЭ3 являются:

· создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в регионах России;

· удовлетворение потреб­ностей граждан как РФ, так и иностранных в доступном и качественном отдыхе, а также в санаторно-курортном лечении в пределах территории РФ;

· содействие переводу туристской и са­наторно-курортной индустрии на инновационный путь развития, ее интеграция в мировую эко­номику;

· концентрация финансовых, природных, культурных, интеллектуальных и иных ресур­сов для достижения целей развития туризма и санаторно-курортной сферы РФ, сохранения, развития и рационального использования туристских и лечебных ресурсов на территории РФ;

· повышение качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирование тури­стско-рекреационных ОЭ3.

Таблица 1







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.