Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Содержание Введение……………………………………………………………………..3 Раздел 1. Философия в системе культуры……..…………………………6 Раздел 2. Основные проблемы развивающегося философского знания....9 Заключение………………………………………………………………….14 Список используемых источников………………………………………..15 ВВЕДЕНИЕ Современное состояние и перспективы развития университетского образования инициируют разработку инновационно-ориентированных программ подготовки специалистов высшей квалификации. Очевидно, что эти программы должны максимально учитывать международный опыт развития высшего образования и адаптировать его особенности к условиям нашей республики и, в частности, Белгосуниверситета. Поскольку в БГУ начата работа по системной реорганизации образовательного процесса, весьма важно соотнести предлагаемые содержательно-технологические новации с международными стандартами и современными приоритетами в развитии высшего образования. Одним из таких приоритетов является принципиальный акцент на расширение сферы применения активных, инновационных технологий обучения с использованием современных информационных ресурсов и дидактических приемов. Эта ориентация предполагает пересмотр и существенную коррекцию традиционных форм общения преподавателя со студенческой аудиторией, среди которых, безусловно, доминировала лекция как форма монологической трансляции знаний. Очевидно, что лекция была и останется основной формой содержательной коммуникации преподавателя и студента. Ей нет и не может быть альтернативы, если университет понимать как высшее учебное заведение классического типа, органично соединяющее в себе традиции фундаментального и системного образования и современные его методология, базирующиеся на личностно-инновационных формах поиска и усвоения знаний. Указанное обстоятельство приобретает принципиальный характер для дисциплин социально-гуманитарного цикла, в которых аспект личностно-значимого общения преподавателя и студента во время лекции является смыслообразующим элементом всего образовательного процесса. Вместе с тем в современных условиях всё более востребованы такие формы преподавательской деятельности, в которых необходимым компонентом выступает творческая позиция студента, активно участвующего в конструктивном диалоге с преподавателем и осуществляющего значительный объём самостоятельной работы по усвоению изучаемого курса или дисциплины. Исходя из этой магистральной установки, авторским коллективом кафедры философии и методологии науки был разработан учебно-методический комплекс по курсу “Философия” для студентов естественнонаучных факультетов университета, обучающихся на первой ступени высшего образования по программе бакалавров. В структуре данного учебно-методического комплекса представлены пять основных разделов. В первом содержится программа базового курса “Философия”, учитывающая основные требования государственного образовательного стандарта. В соответствии с этой программой формировались и компоновались все последующие фрагменты учебно-методического комплекса. Во второй его части представлена структурно-содержательная реконструкция лекционного курса “Философия”. В ней воспроизводится логика содержательного изложения важнейших проблем философии как учебной дисциплины, даются определения основных понятий и категорий, раскрываются концептуальные особенности философского знания в его исторической и системно-теоретической интерпретациях. Третья часть книги отведена разнообразным практикумам, семинарам, коллоквиумам, круглым столам по основным проблемам учебного курса “Философия”. В ней приводятся темы рефератов и философских сочинений, а также новейшая философская литература к каждому занятию. Особое значение придается изучению источников и оригинальных философских тестов, фрагменты которых и приемы работы с ними приведены в данной части учебно-методического комплекса. Четвёртая часть содержит тестовые задания, охватывающие узловые и принципиальные вопросы курса “Философия”. Приведенные тесты могут быть использованы не только в режиме контроля знаний студентов, но и в режиме обучения, что имеет важное значение для активизации самостоятельной работы студентов в процессе изучения философии. Пятая часть учебно-методического комплекса интегрирует в себе разнообразные материалы, предназначенные для организации и проведения контролируемой самостоятельной работы студентов. В ней обозначены основные вопросы по курсу философии, выделены проблемные его аспекты, предполагающие авторскую интерпретацию и самостоятельное размышление, приведена литература для дополнительного чтения по философии и философским вопросам естествознания. В заключительном разделе учебно-методического комплекса даны правильные ответы на тесты по курсу философии, что позволяет акцентированно использовать их в режиме автономной работы студентов вне учебной аудитории. Необходимо отметить, что предлагаемая версия курса философии ориентирована прежде всего на изучение и реконструкцию традиций классического философского мышления и призвана обеспечить студенту возможность освоения мировой философской традиции, сформировать у него навыки творческого понимания этой традиции в связи с современными проблемами духовного и социального развития. Исходя из этого, в данном курсе не ставится задача развёрнуто рассматривать современную постклассическую философию. В нём лишь обозначены основные стратегии и направления её развития в контексте переосмысления важнейших парадигм классического философствования. Основная проблематика и содержательные особенности современной философской мысли будут предметом специального рассмотрения на следующей ступени высшего образования в рамках лекционного курса “философия в современном мире”. Одной из особенностей предлагаемого курса “Философия” является в то, что в нём отсутствует акцентированный анализ философско-методологической проблематики и вопросов, связанных с выяснением социокультурного статуса науки, её когнитивных и мировоззренческих аспектов. Эта проблематика также предполагает самостоятельное рассмотрение в специальном курсе “Философия и методология науки”, который будет читаться для студентов естественнонаучных факультетов, обучающихся по программе магистерской подготовки. При разработке данного учебно-методического комплекса авторский коллектив опирался на значительный опыт преподавания философии и философских дисциплин на естественнонаучных факультетах университета. Это позволило предложить такие сценарии и методики проведения практикумов, дискуссий, семинаров по актуальным проблемам философии, которые в значительной мере учитывают особенности и профиль естественнонаучных факультетов, а также профессиональные интересы и склонности студентов.
Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
· ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Философия, мировоззрение, культура. Понятие мировоззрения. Уровни мировоззрения, его структура, роль в обществе. Исторические типы мировоззрения. Мифологическое, религиозное, философское и научное мировоззрение, их сравнительный анализ. Проблема начала философии. Философия как рационально-теоретический тип мировоззрения. Общие признаки философской рациональности. Философия как форма самосознания культуры и любовь к мудрости. Природа философских проблем. Проблемное поле философии и его историческая динамика. Предмет философии: основные версии его интерпретации. Типы философского мировоззрения: материализм и идеализм, дуализм, гносеологический оптимизм и агностицизм, их предпосылки, сущность и историческая динамика. Проблема метода в философии. Методологические функции философии в научной и социальной деятельности. Многомерность феномена философии. Социокультурный статус философии и ее основные функции.
· ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Философия в контексте исторической ситуации. Философия Древнего Востока и ее своеобразие. Традиционные темы восточных религиозно-философских концепций (брахманизм, буддизм, даосизм, конфуцианство). Античная философия и ее социокультурные основания. Основные черты и этапы развития философии античности. Античная философия -- “колыбель” западноевропейской культуры. Традиционные темы средневековой философии. Христианская культура и философское сознание Средневековья. Особенности развития философии и основные духовные тенденции в культуре Возрождения и европейской Реформации. Философские поиски в белорусской культуре эпохи Возрождения. Становление классической науки и философии 17 -- 18 вв. Дилемма эмпиризма и рационализма в новоевропейской философии. Социальная философия эпохи Просвещения. Немецкая классическая философия 18 -- 19 вв. -- вершина западноевропейского рационализма. Наследие немецкой классики в европейской историко-философской традиции. Философия жизни как форма критической рефлексии над философской классикой. Марксистская философия: ее статус и роль в европейском философском сознании. Основные идеи марксизма как философского учения. Исторические судьбы марксизма в ХХ веке. Классическое марксистское наследие, неомарксизм и постмарксизм.
· ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ
Философия в контексте развития национальной культуры. Традиции русской культуры и философское сознание. Религиозно-практическая направленность философской мысли Древней Руси. Формирование оригинальных философских традиций XVIII в. Религиозно-эсхатологическая интерпретация истории. Русское философское зарубежье. Основные направления и школы в русской философии конца XIX –начала ХХ вв. Основные темы русской классической философии. Философская доктрина всеединства: софиология, символизм, соборность, Богочеловечество. «Русская идея» и дилемма западников и славянофилов. «Новое религиозное сознание» начала ХХ века. Либерально-демократическая традиция: материализм, просвещение, общинный социализм. Философия русского космизма: основные проблемы и идеи. Социально-философские идеи и национальная культура Беларуси. Ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси.
· ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
Европейская традиция в философии, ее типологическое единство и основные установки. Классика и современность в развитии европейской философии. Предпосылки кризиса классического философствования. Преодоление основных познавательных установок философской классики. Фрагментация проблемного поля философии. Многообразие современной философской мысли и основные стратегии постклассического философствования. Специфические особенности социально-критической стратегии. Философия как форма критической рефлексии над социокультурной реальностью. Марксистская и феминистская критика современной культуры. Экзистенциально-феноменологическая стратегия философствования. Критика натурализма и психологизма в феноменологической философии. Экзистенциализм - философская аналитика бытия «человека-в-мире». Варианты экзистенциального видения мира: основные проблемы и темы. Экзистенциализм как философская интерпретация проблем личностного бытия в контексте социально-исторических конфликтов ХХ века. Основные характеристики аналитической стратегии. Понимание философии как анализа различных типов языковой реальности. Философия лингвистического анализа и философия позитивизма. Основные принципы и идеи неопозитивизма. Постпозитивистская парадигма анализа структуры и динамики научного знания. Современные тенденции развития аналитической философии.
Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Философский смысл проблемы бытия. Онтология как учение о бытии.
· . УНИВЕРСУМ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Понятие Универсума. Представления о материи в философском и научном познании. Субстанциональный подход в философии и его основные категории: субстанция, субстрат, модус, атрибут, акциденция. Материальный мир и понятие материи. Развитие представлений о материи в истории философии и естествознания. Системно-структурная организация материального мира. Структурность и системность материи. Проблема уровней структурной организации материальных систем в философии и современном естествознании. Проблема элементарности в современном естествознании. Динамическая организация материального мира. Понятие движения. Проблема движения в истории философии и естествознания. Соотношение материи и движения. Материя и энергия. Современное естествознание о движении и формах его проявления в материальном мире. Редукционизм и его место в естествознании. Движение и развитие. Пространственно-временная структура Универсума. Субстанциональная и реляционная концепции пространства-времени. Концепции пространства и времени в современной науке. Философия и современная научная картина мира. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира. · ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ Понятие природы. Специфика философского подхода к познанию природы. Природа как предмет философского и естественнонаучного познания. Природа как саморазвивающаяся система: физико-космологическая и биогеохимическая стратегии научного исследования природы. Системно-эволюционная парадигма современного естествознания. Природа как среда обитания человека. Социально-экологическая стратегия изучения природы. Исторические формы взаимодействия общества и природы. Идея коэволюции общества и природы. Понятие ноосферы. Экологический императив как условие коэволюции общества и природы.
· СОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО И НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Многомерность феномена сознания. Полифункциональность сознания. Основные подходы к анализу проблемы сознания в классической философии: субстанциональный, натуралистически-функциональный, социокультурный. Постклассические варианты философского осмысления проблемы сознания: экзистенциально-феноменологическая и психоаналитическая традиции. Особенности трактовки сознания в концепциях философии постмодерна. Проблема генезиса сознания. Современная наука и философия о предпосылках и основаниях возникновения сознания. Функции сознания. Структура сознания в свете философии и когнитивных наук. Социокультурная размерность сознания: генетическая, функциональная, творчески-программирующая и коммуникативная схемы анализа. Коммуникация и культура как факторы становления развитых форм сознания. Проблема субстрата сознания. Сознание и мозг. Феномен психического. Понятие идеального. Проблема моделирования мышления в кибернетических системах. Возможности и пределы "искусственного интеллекта".
· ФИЛОСОФСКИЙ ОБРАЗ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Особенности социальной системы как предмета исследования. Социальное время и социальное пространство. Специфика социального познания. Социальный реализм и историцизм в изучении социальной реальности. Исследовательские программы в обществоведении: натуралистическая, культурно-историческая, психоаналитическая, социопсихологическая. Образ социума в культуре и философии эпохи постмодерна. Общество как система отношений и деятельности. Типы социальных структур общества. Социальная структура Беларуси: тенденции изменения. Общество как развивающаяся система. Проблема источников и факторов социальной динамики: основные философские интерпретации. Направленность социального развития. Проблема социального прогресса. Основные этапы развития общества как планетарной системы: формационная, культурологическая и цивилизационная концепции. Единство и многовариантность исторического развития. Восток -- Запад -- Россия: цивилизационные типы. Евразийская концепция цивилизационного развития России. Место Беларуси в современном цивилизационном процессе.
· ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Феномен культуры и основные направления его философского анализа: аксиологический, деятельностный, социологический, семиотический подходы. Культура как сложноструктурированная целостность. Материальная и духовная культура общества. Духовная культура и творчество. Культура и мораль. Специфика этического отношения к действительности. Мораль как форма нормативной регуляции человеческого поведения. Культура и искусство. Специфика эстетического отношения к миру. Искусство как сфера творчества человека. Многообразие форм искусства. Религия как форма духовности. Многообразие форм религиозного опыта. Религия и церковь в современном мире. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Диалог культур в плюралистическом мире. Будущее цивилизации и культуры в футурологических прогнозах.
· ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В КЛАССИЧЕСКИХ И ПОСТКЛАССИЧЕСКИХ ВЕРСИЯХ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
Познание как ценность культуры и предмет философского анализа. Многообразие форм познания. Специфика философского подхода к познанию. Эпистемология и ее место в структуре философского знания. Проблема познаваемости мира: анализ основных подходов в различных философских системах. Субъект-объектное отношение как фундаментальная проблема классической гносеологии. Интерпретация субъект-объектной проблемы в современных философских концепциях. Концепция практической природы познания в философии марксизма. Понятие, структура и формы практики. Функции практики в познании. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Дилемма эмпиризма и рационализма. Основные характеристики и формы чувственного и рационального познания. Познание и творчество. Фантазия и продуктивное воображение как компоненты творческого процесса. Интуиция и ее роль в познании. Деятельностная природа познания. Познание и коммуникация. Диалог и проблема понимания. Проблема истины в философии. Классическая концепция истины и ее альтернативы в неклассической эпистемологии. Истина и ценность, истина и правда. Проблема критерия истины в научном познании.
· ЧЕЛОВЕК КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОГО И НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Специфика философского анализа феномена человека. Предмет и основные проблемы философской антропологии. Философская антропология и естественнонаучное знание. Образы человека в истории философии и культуры. Натуралистическая, экзистенциальная и социально-критическая стратегии интерпретации бытия человека в мире. Проблема сущности и существования человека. Индивид, индивидуальность, личность. Личность и общество. Аксиологические параметры бытия человека. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Телесность и духовность человека. Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция человеческого бытия. Проблема происхождения человека: креационистский, ественноэволюционистский, уфологический подходы. Основные концепции антропосоциогенеза. Человек как единство биологического и социального: анализ основных подходов. Феномен человеческой агрессивности в философии и современной антропологии. Этика ненасилия. Человек как космопланетарный феномен. Антропокосмическая тема в истории философии и культуры. Коэволюция человека и природы. Человек и среда его жизни. Экология человека как область познания. Антропологический кризис как феномен культуры ХХ века. Перспективы человека в условиях обострения глобальных проблем современности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПОСТКЛАССИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ Современная западная философия - весьма сложный и многомерный социокультурный феномен, интегрирующий множество различных школ, направлений, концепций, репрезентирующих противоречивую динамику философского сознания на протяжении последней трети Х1Х-ХХ вв. Конституирование современного этапа в эволюции европейской философии как относительно автономной интеллектуальной традиции связано с осмыслением ее принципиальной постклассичности, критикой и отрицанием важнейших парадигмальных оснований классической философии. Под классической философией обычно понимают некую общую ориентацию и стилистику философского мышления, базирующуюся на принципах рациональной, гармоничной и реалистически ориентированной интерпретации мира и форм его взаимосвязи с человеком как субъектом познавательной активности. Гармония и упорядоченность мироустройства, а также принципиальная возможность их рациональной реконструкции в картине мира рассматривались и оценивались в классической философии как ее неотъемлемые и атрибутивные характеристики. Именно такое понимание базовых ориентаций философии, характерное еще для Платона и Аристотеля и широко представленное в европейской философской мысли вплоть до середины XIX в., отличает системы философской классики.
Учебная и справочная литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 1997. Ильин В.В. История философии. СПб., 2003. Исторические типы философии: Учеб. пособие. М., 1995. История философии: Учебник для высших учеб. заведений. Ростов н/Д., 2000. Кармин А.С., Бернадский Г.Г. Философия. СПб., 2001. Мир философии. М., 1991. Новейший философский словарь. Мн., 1998. Современная западная философия: Словарь. М., 1991. Соколов В.В. Введение в классическую философию. М., 1999. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. М., 1998. Философия ХХ века: школы и концепции. СПб., 2003. Философия: Учеб. под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Дону, 1998. Философский энциклопедический словарь. М., 1994. Хрестоматия по западной философии: В 2 т. М., 2003. Хрестоматия по истории философии : Учеб. пособие для вузов в 3-х ч. М., 1997. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие. М., 2003.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|