Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Раздел 1. Философия в системе культуры……..…………………………6

Раздел 2. Основные проблемы развивающегося философского знания....9

Заключение………………………………………………………………….14

Список используемых источников………………………………………..15

ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние и перспективы развития университетского образования инициируют разработку инновационно-ориентированных программ подготовки специалистов высшей квалификации. Очевидно, что эти программы должны максимально учитывать международный опыт развития высшего образования и адаптировать его особенности к условиям нашей республики и, в частности, Белгосуниверситета. Поскольку в БГУ начата работа по системной реорганизации образовательного процесса, весьма важно соотнести предлагаемые содержательно-технологические новации с международными стандартами и современными приоритетами в развитии высшего образования. Одним из таких приоритетов является принципиальный акцент на расширение сферы применения активных, инновационных технологий обучения с использованием современных информационных ресурсов и дидактических приемов. Эта ориентация предполагает пересмотр и существенную коррекцию традиционных форм общения преподавателя со студенческой аудиторией, среди которых, безусловно, доминировала лекция как форма монологической трансляции знаний. Очевидно, что лекция была и останется основной формой содержательной коммуникации преподавателя и студента. Ей нет и не может быть альтернативы, если университет понимать как высшее учебное заведение классического типа, органично соединяющее в себе традиции фундаментального и системного образования и современные его методология, базирующиеся на личностно-инновационных формах поиска и усвоения знаний. Указанное обстоятельство приобретает принципиальный характер для дисциплин социально-гуманитарного цикла, в которых аспект личностно-значимого общения преподавателя и студента во время лекции является смыслообразующим элементом всего образовательного процесса.

Вместе с тем в современных условиях всё более востребованы такие формы преподавательской деятельности, в которых необходимым компонентом выступает творческая позиция студента, активно участвующего в конструктивном диалоге с преподавателем и осуществляющего значительный объём самостоятельной работы по усвоению изучаемого курса или дисциплины.

Исходя из этой магистральной установки, авторским коллективом кафедры философии и методологии науки был разработан учебно-методический комплекс по курсу “Философия” для студентов естественнонаучных факультетов университета, обучающихся на первой ступени высшего образования по программе бакалавров. В структуре данного учебно-методического комплекса представлены пять основных разделов. В первом содержится программа базового курса “Философия”, учитывающая основные требования государственного образовательного стандарта. В соответствии с этой программой формировались и компоновались все последующие фрагменты учебно-методического комплекса.

Во второй его части представлена структурно-содержательная реконструкция лекционного курса “Философия”. В ней воспроизводится логика содержательного изложения важнейших проблем философии как учебной дисциплины, даются определения основных понятий и категорий, раскрываются концептуальные особенности философского знания в его исторической и системно-теоретической интерпретациях.

Третья часть книги отведена разнообразным практикумам, семинарам, коллоквиумам, круглым столам по основным проблемам учебного курса “Философия”. В ней приводятся темы рефератов и философских сочинений, а также новейшая философская литература к каждому занятию. Особое значение придается изучению источников и оригинальных философских тестов, фрагменты которых и приемы работы с ними приведены в данной части учебно-методического комплекса.

Четвёртая часть содержит тестовые задания, охватывающие узловые и принципиальные вопросы курса “Философия”. Приведенные тесты могут быть использованы не только в режиме контроля знаний студентов, но и в режиме обучения, что имеет важное значение для активизации самостоятельной работы студентов в процессе изучения философии.

Пятая часть учебно-методического комплекса интегрирует в себе разнообразные материалы, предназначенные для организации и проведения контролируемой самостоятельной работы студентов. В ней обозначены основные вопросы по курсу философии, выделены проблемные его аспекты, предполагающие авторскую интерпретацию и самостоятельное размышление, приведена литература для дополнительного чтения по философии и философским вопросам естествознания.

В заключительном разделе учебно-методического комплекса даны правильные ответы на тесты по курсу философии, что позволяет акцентированно использовать их в режиме автономной работы студентов вне учебной аудитории.

Необходимо отметить, что предлагаемая версия курса философии ориентирована прежде всего на изучение и реконструкцию традиций классического философского мышления и призвана обеспечить студенту возможность освоения мировой философской традиции, сформировать у него навыки творческого понимания этой традиции в связи с современными проблемами духовного и социального развития. Исходя из этого, в данном курсе не ставится задача развёрнуто рассматривать современную постклассическую философию. В нём лишь обозначены основные стратегии и направления её развития в контексте переосмысления важнейших парадигм классического философствования. Основная проблематика и содержательные особенности современной философской мысли будут предметом специального рассмотрения на следующей ступени высшего образования в рамках лекционного курса “философия в современном мире”.

Одной из особенностей предлагаемого курса “Философия” является в то, что в нём отсутствует акцентированный анализ философско-методологической проблематики и вопросов, связанных с выяснением социокультурного статуса науки, её когнитивных и мировоззренческих аспектов. Эта проблематика также предполагает самостоятельное рассмотрение в специальном курсе “Философия и методология науки”, который будет читаться для студентов естественнонаучных факультетов, обучающихся по программе магистерской подготовки.

При разработке данного учебно-методического комплекса авторский коллектив опирался на значительный опыт преподавания философии и философских дисциплин на естественнонаучных факультетах университета. Это позволило предложить такие сценарии и методики проведения практикумов, дискуссий, семинаров по актуальным проблемам философии, которые в значительной мере учитывают особенности и профиль естественнонаучных факультетов, а также профессиональные интересы и склонности студентов.

 

 

Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

 

· ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

 

Философия, мировоззрение, культура. Понятие мировоззрения. Уровни мировоззрения, его структура, роль в обществе. Исторические типы мировоззрения. Мифологическое, религиозное, философское и научное мировоззрение, их сравнительный анализ.

Проблема начала философии. Философия как рационально-теоретический тип мировоззрения. Общие признаки философской рациональности. Философия как форма самосознания культуры и любовь к мудрости.

Природа философских проблем. Проблемное поле философии и его историческая динамика. Предмет философии: основные версии его интерпретации.

Типы философского мировоззрения: материализм и идеализм, дуализм, гносеологический оптимизм и агностицизм, их предпосылки, сущность и историческая динамика.

Проблема метода в философии. Методологические функции философии в научной и социальной деятельности.

Многомерность феномена философии. Социокультурный статус философии и ее основные функции.

 

 

· ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Философия в контексте исторической ситуации. Философия Древнего Востока и ее своеобразие. Традиционные темы восточных религиозно-философских концепций (брахманизм, буддизм, даосизм, конфуцианство).

Античная философия и ее социокультурные основания. Основные черты и этапы развития философии античности. Античная философия -- “колыбель” западноевропейской культуры.

Традиционные темы средневековой философии. Христианская культура и философское сознание Средневековья. Особенности развития философии и основные духовные тенденции в культуре Возрождения и европейской Реформации. Философские поиски в белорусской культуре эпохи Возрождения.

Становление классической науки и философии 17 -- 18 вв. Дилемма эмпиризма и рационализма в новоевропейской философии.

Социальная философия эпохи Просвещения.

Немецкая классическая философия 18 -- 19 вв. -- вершина западноевропейского рационализма. Наследие немецкой классики в европейской историко-философской традиции.

Философия жизни как форма критической рефлексии над философской классикой.

Марксистская философия: ее статус и роль в европейском философском сознании. Основные идеи марксизма как философского учения. Исторические судьбы марксизма в ХХ веке. Классическое марксистское наследие, неомарксизм и постмарксизм.

 

 

· ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ

 

Философия в контексте развития национальной культуры. Традиции русской культуры и философское сознание.

Религиозно-практическая направленность философской мысли Древней Руси. Формирование оригинальных философских традиций XVIII в. Религиозно-эсхатологическая интерпретация истории. Русское философское зарубежье. Основные направления и школы в русской философии конца XIX –начала ХХ вв.

Основные темы русской классической философии. Философская доктрина всеединства: софиология, символизм, соборность, Богочеловечество. «Русская идея» и дилемма западников и славянофилов. «Новое религиозное сознание» начала ХХ века. Либерально-демократическая традиция: материализм, просвещение, общинный социализм. Философия русского космизма: основные проблемы и идеи.

Социально-философские идеи и национальная культура Беларуси. Ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси.

 

 

· ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Европейская традиция в философии, ее типологическое единство и основные установки. Классика и современность в развитии европейской философии. Предпосылки кризиса классического философствования. Преодоление основных познавательных установок философской классики. Фрагментация проблемного поля философии. Многообразие современной философской мысли и основные стратегии постклассического философствования.

Специфические особенности социально-критической стратегии. Философия как форма критической рефлексии над социокультурной реальностью. Марксистская и феминистская критика современной культуры.

Экзистенциально-феноменологическая стратегия философствования. Критика натурализма и психологизма в феноменологической философии. Экзистенциализм - философская аналитика бытия «человека-в-мире». Варианты экзистенциального видения мира: основные проблемы и темы. Экзистенциализм как философская интерпретация проблем личностного бытия в контексте социально-исторических конфликтов ХХ века.

Основные характеристики аналитической стратегии. Понимание философии как анализа различных типов языковой реальности. Философия лингвистического анализа и философия позитивизма. Основные принципы и идеи неопозитивизма. Постпозитивистская парадигма анализа структуры и динамики научного знания. Современные тенденции развития аналитической философии.

 

 

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

 

Философский смысл проблемы бытия. Онтология как учение о бытии.

 

 

· . УНИВЕРСУМ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

 

Понятие Универсума. Представления о материи в философском и научном познании. Субстанциональный подход в философии и его основные категории: субстанция, субстрат, модус, атрибут, акциденция. Материальный мир и понятие материи. Развитие представлений о материи в истории философии и естествознания.

Системно-структурная организация материального мира. Структурность и системность материи. Проблема уровней структурной организации материальных систем в философии и современном естествознании. Проблема элементарности в современном естествознании.

Динамическая организация материального мира. Понятие движения. Проблема движения в истории философии и естествознания. Соотношение материи и движения. Материя и энергия. Современное естествознание о движении и формах его проявления в материальном мире. Редукционизм и его место в естествознании. Движение и развитие.

Пространственно-временная структура Универсума. Субстанциональная и реляционная концепции пространства-времени. Концепции пространства и времени в современной науке.

Философия и современная научная картина мира. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.

· ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

Понятие природы. Специфика философского подхода к познанию природы. Природа как предмет философского и естественнонаучного познания.

Природа как саморазвивающаяся система: физико-космологическая и биогеохимическая стратегии научного исследования природы. Системно-эволюционная парадигма современного естествознания.

Природа как среда обитания человека. Социально-экологическая стратегия изучения природы. Исторические формы взаимодействия общества и природы. Идея коэволюции общества и природы. Понятие ноосферы. Экологический императив как условие коэволюции общества и природы.

 

 

· СОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО

И НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Многомерность феномена сознания. Полифункциональность сознания.

Основные подходы к анализу проблемы сознания в классической философии: субстанциональный, натуралистически-функциональный, социокультурный.

Постклассические варианты философского осмысления проблемы сознания: экзистенциально-феноменологическая и психоаналитиче­ская традиции. Особенности трактовки сознания в концепциях фило­софии постмодерна.

Проблема генезиса сознания. Современная наука и философия о предпосылках и основаниях возникновения сознания. Функции созна­ния. Структура сознания в свете философии и когнитивных наук.

Социокультурная размерность сознания: генетическая, функцио­нальная, творчески-программирующая и коммуникативная схемы ана­лиза. Коммуникация и культура как факторы становления развитых форм сознания.

Проблема субстрата сознания. Сознание и мозг. Феномен психического. Понятие идеального. Проблема моделирования мышления в кибернетиче­ских системах. Возможности и пределы "искусственного интеллекта".

 

· ФИЛОСОФСКИЙ ОБРАЗ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

 

Особенности социальной системы как предмета исследования. Социальное время и социальное пространство. Специфика социального познания. Социальный реализм и историцизм в изучении социальной реальности.

Исследовательские программы в обществоведении: натуралистическая, культурно-историческая, психоаналитическая, социопсихологическая. Образ социума в культуре и философии эпохи постмодерна.

Общество как система отношений и деятельности. Типы социальных структур общества. Социальная структура Беларуси: тенденции изменения.

Общество как развивающаяся система. Проблема источников и факторов социальной динамики: основные философские интерпретации. Направленность социального развития. Проблема социального прогресса.

Основные этапы развития общества как планетарной системы: формационная, культурологическая и цивилизационная концепции. Единство и многовариантность исторического развития.

Восток -- Запад -- Россия: цивилизационные типы. Евразийская концепция цивилизационного развития России. Место Беларуси в современном цивилизационном процессе.

 

 

· ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

 

Феномен культуры и основные направления его философского анализа: аксиологический, деятельностный, социологический, семиотический подходы.

Культура как сложноструктурированная целостность. Материальная и духовная культура общества. Духовная культура и творчество.

Культура и мораль. Специфика этического отношения к действительности. Мораль как форма нормативной регуляции человеческого поведения.

Культура и искусство. Специфика эстетического отношения к миру. Искусство как сфера творчества человека. Многообразие форм искусства.

Религия как форма духовности. Многообразие форм религиозного опыта. Религия и церковь в современном мире.

Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Диалог культур в плюралистическом мире. Будущее цивилизации и культуры в футурологических прогнозах.

 

 

· ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В КЛАССИЧЕСКИХ И ПОСТКЛАССИЧЕСКИХ ВЕРСИЯХ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

 

Познание как ценность культуры и предмет философского анализа. Многообразие форм познания. Специфика философского подхода к познанию. Эпистемология и ее место в структуре философского знания.

Проблема познаваемости мира: анализ основных подходов в различных философских системах.

Субъект-объектное отношение как фундаментальная проблема классической гносеологии. Интерпретация субъект-объектной проблемы в современных философских концепциях. Концепция практической природы познания в философии марксизма. Понятие, структура и формы практики. Функции практики в познании.

Структура и основные характеристики познавательного процесса. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Дилемма эмпиризма и рационализма. Основные характеристики и формы чувственного и рационального познания.

Познание и творчество. Фантазия и продуктивное воображение как компоненты творческого процесса. Интуиция и ее роль в познании.

Деятельностная природа познания. Познание и коммуникация. Диалог и проблема понимания.

Проблема истины в философии. Классическая концепция истины и ее альтернативы в неклассической эпистемологии. Истина и ценность, истина и правда.

Проблема критерия истины в научном познании.

 

 

· ЧЕЛОВЕК КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОГО И НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

 

Специфика философского анализа феномена человека. Предмет и основные проблемы философской антропологии. Философская антропология и естественнонаучное знание.

Образы человека в истории философии и культуры. Натуралистическая, экзистенциальная и социально-критическая стратегии интерпретации бытия человека в мире.

Проблема сущности и существования человека. Индивид, индивидуальность, личность. Личность и общество.

Аксиологические параметры бытия человека. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Телесность и духовность человека. Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция человеческого бытия.

Проблема происхождения человека: креационистский, ественноэволюционистский, уфологический подходы. Основные концепции антропосоциогенеза.

Человек как единство биологического и социального: анализ основных подходов. Феномен человеческой агрессивности в философии и современной антропологии. Этика ненасилия.

Человек как космопланетарный феномен. Антропокосмическая тема в истории философии и культуры. Коэволюция человека и природы. Человек и среда его жизни. Экология человека как область познания.

Антропологический кризис как феномен культуры ХХ века. Перспективы человека в условиях обострения глобальных проблем современности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПОСТКЛАССИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ Современная западная философия - весьма сложный и мно­гомерный социокультурный феномен, интегрирующий множес­тво различных школ, направлений, концепций, репрезентирую­щих противоречивую динамику философского сознания на про­тяжении последней трети Х1Х-ХХ вв. Конституирование современного этапа в эволюции европейской философии как от­носительно автономной интеллектуальной традиции связано с осмыслением ее принципиальной постклассичности, критикой и отрицанием важнейших парадигмальных оснований класси­ческой философии. Под классической философией обычно понимают некую об­щую ориентацию и стилистику философского мышления, базиру­ющуюся на принципах рациональной, гармоничной и реалисти­чески ориентированной интерпретации мира и форм его взаимос­вязи с человеком как субъектом познавательной активности. Гармония и упорядоченность мироустройства, а также принципи­альная возможность их рациональной реконструкции в картине мира рассматривались и оценивались в классической философии как ее неотъемлемые и атрибутивные характеристики. Именно такое понимание базовых ориентаций философии, характерное еще для Платона и Аристотеля и широко представленное в евро­пейской философской мысли вплоть до середины XIX в., отлича­ет системы философской классики.

 

 

Учебная и справочная литература

 

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997.

Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 1997.

Ильин В.В. История философии. СПб., 2003.

Исторические типы философии: Учеб. пособие. М., 1995.

История философии: Учебник для высших учеб. заведений. Ростов н/Д., 2000.

Кармин А.С., Бернадский Г.Г. Философия. СПб., 2001.

Мир философии. М., 1991.

Новейший философский словарь. Мн., 1998.

Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

Соколов В.В. Введение в классическую философию. М., 1999.

Спиркин А.Г. Философия: Учеб. М., 1998.

Философия ХХ века: школы и концепции. СПб., 2003.

Философия: Учеб. под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Дону, 1998.

Философский энциклопедический словарь. М., 1994.

Хрестоматия по западной философии: В 2 т. М., 2003.

Хрестоматия по истории философии : Учеб. пособие для вузов в 3-х ч. М., 1997.

Хрестоматия по философии: Учеб. пособие. М., 2003.

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.