Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификация прав профсоюзов



Все права профсоюзов классифицируются по сфере их деятельности. При этом основными (статутными) правами профсоюзов являются:

Право представительства работников.

Право на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности.

Право на защиту социально-трудовых прав и интересов работников, в первую очередь по защите права на труд.

Право на содействие занятости.

Право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением.

Право на коллективные трудовые споры и участиев их урегулировании.

Право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.

Права в области охраны Труда и окружающей природной среды.

Права на социальную защиту работников, на участие в управлении государственным социальным сОсновные права профсоюзов

право трудовой защита профсоюз

Право представительства работников закреплено за профсоюзами ст. 226 КЗоТ РФ и Законом «О коллективных договорах и соглашениях». Они представляют интересы своих членов по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам. Закон «О коллективных договорах и соглашениях» в ст. 2 закрепил более широкое право профсоюза представлять не только членов своего профсоюза, но и всех работников, если не члены профсоюза уполномочили его представлять их интересы. Право на ведение коллективных переговоров предоставляется профессиональным союзам в лице их соответствующих органов.

Профсоюзы участвуют в правовом регулировании социально-трудовых отношенийна всех этапах этого регулирования: в правотворчестве, в правоприменении, в профилактике трудовых правонарушений, осуществляя профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства, а также и в восстановлении нарушенных индивидуальных или коллективных трудовых прав, принимая участие в рассмотрении трудовых споров, защищая при этом права работников. Для такого участия в правовом регулировании труда профсоюзы наделены государством правом на участие в нормотворчестве и правоприменении, правом профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.

Так, проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Такие же проекты рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующего профсоюза. Таким образом, все нормативные акты, затрагивающие социально-трудовые права работников, должны пройти перед их принятием апробацию профсоюзов, которые могут сделать по ним замечания, предложения.

Все нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных договоров принимаются с участием профсоюзов.

Первичный профсоюзный орган на производстве - профком в соответствии с КЗТ РФ принимает участие в правоприменении.

На практике до сих пор почти на всех предприятиях, в учреждениях, организациях профсоюзный контингент совпадает, как правило, с составом трудового коллектива, поскольку почти все члены трудового коллектива являются членами одного профсоюза, так как не привились задуманные законодателем разновидности профсоюзов на производстве. Закон о трудовых коллективах подчеркивает различие трудового коллектива и профсоюзной организации, указывая, что последняя есть одна из существующих в рамках трудового коллектива общественных организаций, выполняющая свойственные ей функции и обладающая определенными возможностями, т.е. правами в процессе управления социальными делами предприятия. [2]

Профсоюзы представляют интересы работников не только коллективные, но и индивидуальные, когда, например, профком, защищая интересы работника, отказывает в даче согласия на его увольнение по сокращению штата.

Используя право представительства, профсоюз активно реализует свою защитную функцию, которая является важнейшей гарантией трудовых прав и законных интересов всех работников и каждого из них в отдельности.

Право профсоюзов на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности помогает им защищать интересы трудящихся, трудовые права работников. Участие профсоюзов в нормотворчестве выражается и в том, что профкомы организаций участвуют в создании локальных норм трудового права, повышающих по сравнению с законодательством социальные гарантии для работников данного производства.

Согласно ст. 11 Закона о профсоюзах, вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Права профкома организации широко предусмотрел КЗоТ РФ в различных его главах по его участию в применении администрацией многих норм трудового права.

При этом права профкома классифицируются по объему прав в правоприменении на четыре вида.

1. Права исключительно его компетенции, он их не делит с администрацией. Это право назначать пособие по больничному листку в соответствии со ст. 238 КЗоТ, которое выплачивается через кассу организации, выдавать путевки в дома отдыха, санатории, профилактории, право контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства.

2. Совместные с администрацией права. Это совместные подготовка и заключение коллективного договора, определение кандидатов на Доску почета, в Книгу почета (там, где они есть), представление к наградам за выдающиеся результаты в труде, распределение жилплощади, установление 5- или 6-дневной рабочей недели, перерывов для кормления ребенка (до полутора лет) и др. В совместных правах воля администрации и профкома одинаковы как по их инициативе в соответствующих вопросах, так и по решению вопросов.

3. Права согласительного характера, когда норма права применяется волей администрации, но она должна быть согласована с профкомом. Согласительного характера прав у профкома много: согласие профкома на перевод членов профкома на другую работу, на увольнение по инициативе администрации члена соответствующего профсоюза без вины работника, на организацию сверхурочных работ, работ в выходные и праздничные дни, утверждение графиков сменности, очередности отпусков и ряд других правоприменительных действий администрации лишь с согласия профкома (установление систем оплаты труда, форм материального поощрения, утверждения Положения о премировании, замена и пересмотр норм труда и др.).

Таким образом профкомы имеют право участвовать по некоторым

вопросам в реализации управленческой компетенции администрации.

4. Права совещательного характера, когда администрация осуществляет правоприменение с предварительного уведомления об этом профсоюзов за определенный срок. В этот срок профсоюзный орган может высказать свое мнение, рекомендации по данным правоприменительным действиям администрации.

Профсоюзы не только представляют интересы работников, но и защищают их социально-трудовые права. Так, права профсоюзов по защите права на труд заключаются в следующем:

1. Принимают участие в разработке государственной политики занятости.

2. Защищают права своих членов от незаконных переводов и увольнений и способствуют восстановлению на работе незаконно уволенных.

3. Предлагают меры по социальной защите высвобождаемых лиц, закрепляют эти меры в коллективных договорах, социально-партнерских соглашениях на основе законодательства.

4. Мероприятия по ликвидации организации, структурных подразделений, полная или частичная приостановка производства, влекущие за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, должны осуществляться работодателем лишь при предварительном уведомлении об этом соответствующих профсоюзов не менее чем за три месяца и проведении с ними переговоров по соблюдению прав и интересов трудящихся.

5. Осуществляют контроль за состоянием занятости, соблюдением законодательства в области занятости.

6. Имеют преимущественное право на ведение коллективных переговоров с работодателями и администрацией, заключение коллективных договоров и соглашений и контролируют их выполнение. В них они могут закрепить дополнительные гарантии права на труд для работников или их отдельных групп.

Права профсоюзов на содействие занятости предусмотрены ст. 12 Федерального закона о профсоюзах и ст. 21 Закона РФ о занятости. В этой области профсоюзы имеют следующие права:

1. Принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюза, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации.

2. Вносить в правительство республик в составе РФ, местные органы власти предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мер, связанных с высвобождением работников.

3. Осуществлять защиту социальных гарантий трудящихся в вопросах обеспечения занятости, приемана работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством.

4. Соответствующие органы профсоюзов должны быть предварительно (не менее чем за три месяца) уведомлены работодателем о предстоящем массовом высвобождении работников в связи с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием производства, полной или частичной приостановкой производства по инициативе органов управления, работодателя.

5. Органы управления, работодатели по предложению профсоюзов проводят взаимные консультации по проблемам занятости. По их итогам могут заключаться соглашения о мерах по содействию занятости.

6. Профсоюзные организации, их выборные органы вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.

7. Предложения профсоюзных органов в связи с массовым высвобождением работников, направленные в соответствующие органы власти и управления и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном порядке.

Указанные права профсоюзы ныне, при росте безработицы в стране, должны активно использовать на всех уровнях социально-партнерских отношений.

Закон «О коллективных договорах и соглашениях» предоставил профсоюзам право от имени работников вести коллективные переговоры, заключать социально партнерские соглашения на всех их уровнях и осуществлять контроль за их выполнением, что будет более подробно раскрыто далее в гл. 8.

Права профсоюзов по социальной защите работников предусмотрены ст. 22 Федерального закона о профсоюзах. Они включают их права в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников и предусмотрены соответствующими федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, в разработке мер по социальной защите работников, в определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций и осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в этой сфере.

Право профсоюзов участвовать в управлении государственным социальным страхованием. В 1993 г. Правительство РФ вернуло себе право управления Фондом государственного социального страхования, ранее (в 1932 г.) переданное профсоюзам. Профсоюзы теперь имеют право участвовать в этом управлении, лишь выдавая по-прежнему бесплатно или с частичной оплатой путевки в санатории, дома отдыха, выплачивать пособия по государственному социальному страхованию - за счет Фонда в соответствии со ст. 238 КЗоТ РФ. Профкомы совместно с администрацией определяют право работников на пенсию и делают соответствующие представления в органы социального обеспечения о назначении пенсий. [1]

Профсоюзы управляют находящимися в их ведении домами отдыха, пансионатами, санаториями, профилакториями, клубами, спортивными базами и другими оздоровительными и культурно-массовыми учреждениями. У профсоюзов есть своя профсоюзная собственность на эти учреждения. Профсоюзы вправе самостоятельно вступать в международные объединения и организации, сотрудничать с профсоюзами других стран.

Статья 20 Федерального закона о профсоюзах и ст. 15 Основ об охране труда предусматривают права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды. По этим вопросам они имеют право участвовать в формировании государственных программ и в разработке нормативно-правовых актов.

Постановление профкома по поводу составления или содержания акта о несчастном случае на производстве является обязательным для администрации.

При отраслевых профсоюзных органах имеются техническая инспекция труда, осуществляющая профсоюзный контроль за охраной труда на подведомственных производствах, а также правовая инспекция труда, осуществляющая такой контроль за соблюдением трудового законодательства. Обе эти профсоюзные инспекции действуют пока на основании соответствующих положений о них и имеют право ставить вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц администрации, виновных в трудовых правонарушениях.

Профсоюзный орган не ниже районного имеет право, согласно ст. 37 КЗоТ РФ, требовать смещения руководящих работников администрации за нарушение трудового законодательства, коллективных договоров, волокиту и бюрократизм

20. Право профсоюзов на представительство интересов работников, на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений.

Право профсоюзов на представительство

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересычленов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).

Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

2. Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным закономминимального размера оплаты труда.

3. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.

4. Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений.

5. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.

Право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением

1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом.

ГАРАНТ:

См. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011-2013 годы

Представительство профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях определяется с учетом количества объединяемых ими членов профсоюза.

В случае, если в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза.

Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющимиработодателя.

2. Работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями, профсоюзами, их объединениями (ассоциациями) по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях.

3. Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.

В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.