Здавалка
Главная | Обратная связь

Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений. Ответственность субъектов социального партнерства.



Внешний контроль за ходом выполнения коллективных договоров и соглашений регламентирован действующим законодательством более чем в достаточной степени. Так, внешнему контролю, то есть контролю исключительно за действиями работодателей, их ассоциациями (объединениями), посвящены нормы не только нового Трудового кодекса РФ (статьи 51, 357 и 370), но и Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп. на 21.03.2002) — статья 13, пункт 3 статьи 15, статья 19, часть вторая статьи 21, пункт 2 статьи 22. Контроль за ходом выполнения коллективных договоров и соглашений вправе осуществлять органы профсоюзов и органы по труду разного уровня политико-административного управления (рис. 1).

Рис.1. Внешний контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений по регулированию социально-трудовых отношений

Под внутренним контролем в системе социального партнерства понимается контроль, осуществляемый постоянно или временно непосредственно каждым из субъектов взаимодействия, принимавшим участие в заключении коллективного договора или соглашения. Поскольку действующим законодательством данный вид контроля не регламентирован, то его суть и порядок осуществления, естественно может, да и должен стать предметом коллективных переговоров и договоренностей, а их результаты должны найти воплощение в коллективных договорах и соглашениях.

Рассмотрим организацию внутреннего контроля, который может быть односубъектным или совместным. Под совместным понимается процесс, осуществляемый двумя или тремя субъектами взаимодействия на основе обсуждения процедур проверки и закрепления их непосредственно в коллективном договоре или соглашении. Исходным пунктом при организации такого рода контроля должен стать учет критерия правосубъектности лиц, обеспечивающих регулирование социально-трудовых отношений на разных уровнях социального партнерства2 .

Осуществление социально-партнерских отношений невозможно без установления реальной ответственности за нарушение их субъектами обязательств социального партнерства.

ТК РФ установил принцип равной юридической ответственности представителей всех сторон социального партнерства, виновных в нарушении законодательства о социальном партнерстве. Однако в федеральном законодательстве наиболее разработана система мер ответственности работодателей ипредставителей работодателей.

Нарушение обязательств, принятых в рамках социального партнерства, нарушение основ взаимодействия субъектов отношений социального партнерства может явиться основанием для привлечения лиц, представляющих работодателя, к дисциплинарной ответственности. Инициаторами привлечения представителей работодателя к дисциплинарной ответственности могут выступать органы надзора за соблюдением трудового законодательства, профсоюзные инспектора труда. Дополнительно к этому органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению (ст.30 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Несоблюдение обязательств социального партнерства может являться основанием для расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителями по причине однократного грубого нарушения своих трудовых обязанностей (п. 10 ст. 81 ТК РФ).

Привлечение должностного лица к дисциплинарной ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

Административная ответственность лиц, представляющих работодателя, наступает, в частности, за уклонение от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения или нарушение срока проведения коллективных переговоров, необеспечение работы соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки (ст.5.28 КоАП РФ), непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений (ст.5.29 КоАП РФ), уклонение от участия в примирительных процедурах (ст.5.32 КоАП РФ). Соответствующие правонарушения влекут наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст.5.30 КоАП РФ), нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст.5.31 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Дела о данных правонарушениях рассматривают ^ Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда (ст. 23.12 КоАП РФ).

Привлечение работодателя к гражданско-правовой ответственности возможно в случаях причинения имущественного ущерба представителям работников вследствие неисполнения отдельных обязательств по коллективному договору, соглашению (например, за неисполнение работодателем обязанности по перечислению в адрес профсоюзной организации членских профсоюзных взносов, что влечет для профсоюзной организации имущественные потери). Порядок и основания привлечения к данной ответственности определяются гражданским законодательством без выделения какой-либо специфики отношений социального партнерства.

К уголовной ответственности за нарушение законодательства о социальном партнерстве могут быть привлечены руководители организаций при невыполнении положений коллективного договора, соглашения, определяющих сроки выплаты заработной платы. Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода должностного лица за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Если указанное деяние повлекло тяжкие последствия, то оно наказывается штрафом в размере от трехсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до семи месяцев либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст.145_1 УК).

Поскольку законодательство, прямо предусматривающее конкретные меры ответственности работников профсоюзов, отсутствует, следует признать возможность привлечения их к дисциплинарной ответственности за нарушение своих трудовых обязанностей. Данные работники могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности по требованию других сторон коллективного договора, соглашения (работодателей, государства, муниципального образования), органов социального партнерства, прокурора.

Кроме того, ст. 417 ТК РФ допускает возможность привлечения профессиональных союзов к гражданско-правовой ответственности.

Определение в федеральном законодательстве правовых актов социального партнерства как актов, регулирующих отношения только между работниками и работодателями, приводит к отсутствию специализированных норм об ответственности представителей государства и местного самоуправления за нарушение своих обязательств по коллективным соглашениям.

Законодательство субъектов Российской Федерации о социальном партнерстве содержит лишь отсылочные нормы об ответственности должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления за нарушение, невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей, а также решений и принятых на себя обязательств. Указанные должностные лица за нарушение законодательства о социальном партнерстве не могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Вместе с тем, они могут привлекаться к дисциплинарной ответственности на основаниях, установленных законодательством о государственной или муниципальной службе.

В случае причинения представителям работников или работодателей имущественного ущерба вследствие нарушения социально-партнерских обязательств соответствующие государственные или муниципальные органы несут гражданско-правовую ответственность.

Необходимо помнить, что государство (местное самоуправление) в отношениях социального партнерства выступает не только в качестве выразителя общественных интересов, но и в качестве работодателя. Как работодатель государство (местное самоуправление) также принимает на себя соответствующие обязательства. В данных отношениях ответственность должностных лиц этих органов подчиняется правилам ответственности лиц, представляющих работодателя.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.