Федеральная инспекция труда
Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального ОИВ, уполномоченного на проведение гос. надзора и контроля за соблюдением трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (гос. инспекции труда)(ч. 1 ст. 354 ГК РФ). Руководство деят-тью федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ (ч. 2 ст. 354 ТК РФ). Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов: - уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; - законности; - объективности; - независимости; - гласности (см. ч. 1 ст. 355 ТК РФ). Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются: 1) обеспечение соблюдения и защиты труд. прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; 2) обеспечение соблюдения работодателями труд. зак-ва и иных НПА, содержащих нормы труд. права; 3) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права; 4) доведение до сведения соответствующих органов гос. власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы труд. права (см. ч. 2 ст. 355 ТК РФ). Полномочия федеральной инспекции: 1) осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; 2) рассмотрение дел об адм. правонарушениях в соответствии с зак-вом РФ; 3) анализ состояния и причин производственного травматизма и разработка предложений по его профилактике, участия в расследовании несчастных случаев на про-ве или самостоятельное их проведение; 4) осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев; 5) ведение приема и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушениях трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав и др. Эти основные полномочия органов Федеральной инспекции труда осуществляются через гос. инспекторов труда. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деят-ть во взаимодействии с ФОИВ, осуществляющими ф-ии по контролю и надзору в установленной сфере деят-ти, иными ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, органами МСУ, органами прокуратуры, профсоюзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими орг-циями (ст. 365 ТК РФ). Основные нормы, регламентирующие порядок инспектирования работодателей, предусмотрены в ст. 360 ТК РФ. В ней содержатся нормы общего характера и нормы, учитывающие особенности отдельных организаций-работодателей. Общие нормы о порядке проведения проверок состоят в следующем: 1) порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными РФ Конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда (это Конвенция 1947 г. №81 об инспекции труда, ратифицированная Россией в 1998 г.), ТК РФ, иными ФЗ, а также решениями Правительства РФ; 2) гос. инспекторы труда в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права, инспектируют на всей территории РФ любых работодателей (организации независимо от их организационно-пр. форм и форм собственности, а также работодателей физических лиц) в порядке, установленном ФЗ-нами и иными НПА РФ; 3) при инспекционной проверке гос. инспектор груда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что уведомление может нанести ущерб эффективности контроля. Особый порядок проведения проверок государственными инспекторами труда предусмотрен: а) для организаций Вооруженных Сил РФ; б) органов безопасности; в) органов внутренних дел; г) Государственной противопожарной службы; д) других правоохранительных органов; е) исправительных учреждений; ж) организаций атомной и оборонной промышленности и др. Особенности прежде всего состоят в том, что: 1) доступ для гос. инспекторов труда в эти организации возможен при получении ими заблаговременно соответствующего допуска; 2) проверки должны проводиться в назначенное время; 3) ограничивается проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий. Особый порядок инспекционных проверок устанавливается ФЗ-нами и иными НПА РФ. Очевидно, что в этих актах должны быть учтены упомянутые выше особенности, предусмотренные ч. 4 ст. 360 ТК РФ. Гарантией реализации правгосударственной инспекцией труда служит ответственность за воспрепятствование ее деятельности (ст. 363 ТК РФ).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|