Здавалка
Главная | Обратная связь

Азбуки «кириллица» и «глаголица».



«Кириллица» и «глаголица» - древние азбуки старославянского языка, созданные Кириллом и Мефодием. История их происхождения сложна и не ясна до конца.

Кириллица, если судить по дошедшим до нас рукописям XI в., имела 43 буквы. Она целиком включала греческий алфавит, но некоторые сугубо греческие буквы (кси, пси, фита, ижица) стоя не на своем исходном месте, а вынесены в конец. Буквы кириллицы поименованы; начальная часть алфавита названа осмысленными словам.

Глаголица, согласно дошедшим до нас рукописям XI в., имела 40 букв. Из 40 глаголических букв 39 служили для передачи почти тех же звуков , что и буквы кириллицы. Установлено, что по происхождению буквы глаголицы в большинстве своём связаны с греческим минускульным алфавитом, некоторые буквы составлены на основе самаритянского и древнееврейского письма. Существует предположение, что эта азбука была создана Константином (Кириллом) Философом.

Глаголица широко применялась в 60-х годах IX века в Моравии, откуда проникла в Болгарию и Хорватию, где существовала до конца XVIII века. Изредка употреблялась она в Древней Руси.

Глаголица хорошо отвечала фонемному составу старославянского языка. Кроме новоизобретённых букв, в нее были включены соответствия греческим буквам, в том числе и такие, которые в принципе не были нужны для славянского языка. Этот факт говорит о том, что славянская азбука, по убеждению ее создателей, должна была вполне соответствовать греческой.

Отсутствовали в глаголице буквы, аналогичные кирилловским «пси», «кси», а также йотированные э, а. А одна глаголическая буква «дервь», отсутствовавшая в кирилловском алфавите, предназначалась для передачи мягкого согласного г, стоящего перед е, и.

Подобно буквам греческого алфавита, глаголические и кирилловские буквы имели, кроме звукового, также и числовое значение, т.е. при менялись для обозначения не только звуков речи, но и чисел. При этом девять букв служили для обозначения единицы (от 1 до 9), девять - для десятков (от 10 до 90) и девять - для сотен (от 100 до 900). В глаголице, кроме того, одна из букв обозначала тысячу; в кириллице для обозначения тысяч применялся особый знак. Для того чтобы указать, что буква обозначает число, а не звук, буква обычно выделялась с обеих сторон точками и над ней проставлялась особая горизонтальная черточка - «титло».

В кириллице числовые значения имели, как правило, только буквы, заимствованные из греческого алфавита: при этом за каждой из 24 таких букв было закреплено то самое числовое значение, которое эта буква имела в греческой цифровой системе. Исключением были только числа «6», «90» и «900». Для передачи числа 6 в кириллице была использована новая славянская буква «зело», для 90 – «червь» и для 900 – «цы».

В отличие от кириллицы, в глаголице числовое значение получили первые 28 букв подряд, независимо от того, соответствовали ли эти буквы греческим или же служили для передачи особых звуков славянской речи. Поэтому числовое значение большинства глаголических букв было отличным как от греческих, так и от кирилловских букв.

Совершенно одинаковыми были в кириллице и глаголице названия букв; правда, время возникновения этих названий неясно. Почти одинаков был порядок расположения букв в кирилловском и глаголическом алфавитах. Сильно отличились кириллица и глаголица по форме их букв. В кириллице форма букв была геометрически простой, четкой и удобной для письма. Из 43 букв кириллицы 24 были заимствованы из византийского устава, а остальные 19 построены в большей или меньшей мере самостоятельно, но с соблюдением единого стиля кирилловской азбуки. Форма букв глаголицы, наоборот, была чрезвычайно сложной и замысловатой ,со множеством завитков, петель и т.п. Зато глаголические буквы были графически оригинальнее кирилловских, гораздо меньше походили на греческие. Кириллица же представляет собой очень искусную, сложную и творческую переработку греческой (византийской) азбуки. В результате тщательного учета фонетического состава старославянского языка кирилловский алфавит имел все буквы, необходимые для правильной передачи этого языка. Пригоден был кирилловский алфавит и для точной передачи русского языка (в IX-X вв. русский язык уже несколько отличался в фонетическом отношении от старославянского). Соответствие кирилловского алфавита русскому языку подтверждается тем, что за тысячу с лишним лет в этот алфавит понадобилось ввести лишь две новые буквы; не нужны и почти не применяются в русском письме многобуквенные сочетания и надстрочные знаки.

Какая из двух азбук была изобретена первой, и по сей день остается тайной. Однако гипотеза о том, что глаголица появилась раньше кириллицы, являются достаточно обоснованными. Например, одна из них основывается на особенностях палимпсестов, т.е. рукописей, в которых стерт имевшийся ранее текст, а на его место нанесен новый. В славянских палимпсестах часто кириллический текст нанесен на место устраненного глаголического.

По форме букв можно отметить два вида глаголицы. В первой из них, так называемой болгарской глаголице, буквы округлые, а во второй, хорватской, называемой также иллирийской или далмацийской глаголицей, форма букв угловатая. Ни тот, ни другой виды глаголицы не имеют резко очерченных границ распространения. В позднейшем развитии глаголица переняла много знаков у кириллицы. Глаголица западных славян (чехов, поляков и других) продержалась сравнительно недолго и была заменена латинским письмом, а остальные славяне перешли позже на письмо кириллического типа. Но глаголица не исчезла совсем и до настоящего времени. Так, она употребляется или, по крайней мере, употреблялась до начала второй мировой войны в кроатских (кроаты – славянские обитатели части Хорватии, входящей в состав Венгрии) поселениях Италии. Глаголическим шрифтом даже печатались газеты.

Название другой славянской азбуки – кириллицы – произошло от имени славянского просветителя IX века Константина (Кирилла) Философа. Существует предположение, что именно он является ее создателем, однако точных данных о происхождении кириллицы нет.

На Руси кириллица была введена в X – XI века в связи с христианизацией. Из славянских народов кириллицу дольше всех сохранили болгары, но в настоящее время их письмо, как и письмо сербов, одинаково с русским, за исключением некоторых знаков, предназначенных для обозначения фонетических особенностей.

И все же остается вопрос: которую из двух азбук создал Константин (Кирилл) Философ? К сожалению, ответить на него окончательно до сих пор так и не удается.

Существует несколько гипотез различной степени достоверности. Одни полагают, что Константин создал глаголицу, а кириллица— лишь результат её позднейшего усовершенствования. Другие считают, что к моменту создания Константином глаголицы, кириллица уже существовала. Третьи утверждают, что Константин создал кириллицу, преобразовав глаголицу по образу греческого устава.

Получив задание перевести христианские книги на славянский язык для Моравии, Константин создал глаголицу. Именно она, возможно, несколько усовершенствованная, была применена в Великой Моравии, Паннонии ( а оттуда и в Далмации, у хорватов) и была привезена Климентом Охридским14 в Болгарскую державу. Церковь в ней была сильно связана с византийской и греческой, а потому именно здесь была сделана попытка приблизить славянское письмо к греческому. Буквы, имевшиеся в греческом унциальном письмом, были положены в основу новой славянской азбуки—кириллицы. Глаголица и кириллица какое-то время сосуществовали. Затем началась постепенная замена глаголических книг кириллическими, в Болгарии глаголическое письмо забывалось. Однако в Чехии и Далмации, где церковь была ориентирована на Рим, только глаголица и получила широкое распространение. Кириллица же распространилась в Сербии, а также стала практически единственным славянским письмом на Руси.

Согласно другой гипотезе, авторами которой являются П. Я. Черных, Е.М Эпштейн15 , получившей довольно широкое распространение в СССР, глаголица происходит от некоего «протоглаголического» письма, сформировавшегося у восточных славян эволюционным путём ещё в дохристианское время. Но подтверждений этой гипотезы найти, почти не удалось.

Другую, парадоксальную, гипотезу выдвинул Н.Н.Дурново[4]. Согласно этому автору, глаголицу и кириллицу следует понимать не как две разные славянские азбуки, а как почерковые разновидности одной и той же азбуки, возможно даже созданный одновременно одним автором. Глаголица была скорописной разновидностью славянской азбуки, предназначенной для письма на пергаменте, а кириллица – уставной разновидностью, предназначенной в основном для высекания на камне. (См.Приложение 1,2)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.