Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 17. КОНЦЕПЦИИ личности в СОВРЕМЕННОЙ Российской И БЕЛАРУСКОЙ психологии



Выделение 80-90-х годов российской психологии в качестве отдельного периода развития психологии личности и новые тенденции этого направления в нарастающем внимании к цене человеческой жизни и реальным личностно-психологическим затратам в достижении результата деятельности. Переход от абстрактного гуманизма к реализации человеческой сущности: «Как человеку стать (или остаться) человечным в бесчеловечном мире?» (С.Л. Рубинштейн). Личность, по А.Г. Асмолову, «рельефно ощутима в духе культурно–деятельностной неклассической психологии». Культурно–психологическая исповедь: «либеральное мировоззрение с критическим отношением к любым тоталитарным или авторитарным системам, которые нивелируют личность и вынуждают человека осуществлять, по Э. Фромму, бегство от свободы». Авторское кредо: «Я верю, что мифы и метафоры порой лучше передают смысл мировоззрения человека, чем самые строгие научные статьи». Выбор Эзопа как лучший способ достижения свободы и достоинства по формуле: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» (А.Г. Асмолов). Доклад В.С. Мухиной на XXXIII заседании Московского общепсихологического семинара по проблемам личности (под рук. Б.С.Братуся) 12 декабря 2013 г.: «Человек на пересечении созданных им пяти сверхценностных реальностей: предметного мира, образа знаковых систем, социально-нормативного пространства, природной, биогеоценозной и экосистемной реальности, наконец, реальности внутреннего пространства, то есть личности как великого идеополя общественного сознания, представляющего собой сущность практической и духовной деятельности индивида. Личное Имя как социальный знак, индивидуальный смысл и духовное значение. Внимание к проблемам психического и психологического здоровья «сверхчувственной личности» в концепции Б.С. Братуся о христианской детерминации психического аппарата человека: «Психика — это, в известной степени, инструмент, с помощью которого мы запоминаем и мыслим потому, что это входит в ваши задачи как человека». Интеграция методологического анализа с теоретическим в переходе от описательного подхода к объяснительному. Личностные «функции» эмоций и воли в контексте функционирования самой личности. Обращение к исследованию воли как традиционно личностного образования: «Одним из важнейших методологических вопросов проблемы воли является вопрос о том, в рамках какого целого может быть раскрыта функция воли, а через это и понята ее сущность» (В.К. Калин). Критерий предпочтительности субъекта, минимизирующего деятельность для ее осуществления в сложных информационных или временных условиях (В.Д. Шадриков). «Активность личности как ее жизненная способность удержать себя в качестве субъекта своей жизни и неспособности превратиться в ее пассивного исполнителя» (К.А. Абульханова-Славская). Антропологический подход В.И. Слобочикова о христианской личности как «области оплотнения психического в гуманитарно–психологической сфере пчеловека — от управления и образования до религиозной практики». Культурно-психологическая концепция личности Я.Л. Коломинского: личность в межличностном взаимодействии и в ситуации «культурной относительности». Психологическая «предобразованность», личностная вовлеченность, интроспективное проецирование, психотерапевтическое ожидание. Интегративно–эклектический подход к исследованию личности у В.А. Янчука. Фрейминговое измерение личности в условиях постмодернистской социализации и экологической валидизации исследования. Жизненный путь личности как преодоление психологической травмы, по Л.А. Пергаменщику. Опыт событийности, интерпретируемый с позиции теории посттравматического стрессового расстройства.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.