Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие психологии личности в период методологического кризиса: развитие школ и направлений



В свете этих данных нужно было искать и общие законы, объясняющие поведение человека и животных. Эволюционную точку зрения необходимо было распространить не только на анатомию, физиологию, но и на психику. Развитие анатомии и физиологии выводилось из естественнонаучных, природных, законов. Аналогичная мысль настойчиво стучалась и в дверь уже построенного к тому времени здания интроспективной, атомистической, психологии. Ее положения и постулаты трудно было примирить с новыми фактами и тенденциями преобразований, происходящих в других областях научных знаний. Не сумев это сделать, психология оказалась в состоянии кризиса. Он поразил ее на рубеже XIX и XX веков. Причин возникновения кризиса было несколько:

1. Невозможность понять психические явления. К этому времени образцом науки становятся точные и естественные знания. Психология соответствующим требованиям не отвечает.

2. Невозможность разумно объяснить взаимосвязь между душевными и телесными феноменами.

3. Неспособность психологов, претендующих на роль экспертов в понимании человеческого поведения, объяснить сколько-нибудь сложные его формы, выходящие за рамки заученных и механически повторяемых рефлекторных движений.

Кризис привел к краху сложившейся системы психологии с ее философией (дуализмом) и методом исследования (интроспекцией). Возникли попытки преодоления этого кризиса, направленные на поиск выхода из сложившейся ситуации и решение названных выше проблем. Таких попыток было несколько, но наибольшую известность, дальнейшее развитие получили три, оформившиеся в самостоятельные учения: бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ (фрейдизм). На почве общего кризиса науки о душе представители разных направлений шли различными путями в поисках выхода из него.

Психоанализ. Третьим направлением, возникшим в период кризиса, стал психоанализ (фрейдизм). Его основы были разработаны австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом. Представители психоанализа в отличие от бихевиористов и гештальтпсихологов не ориентировались на точные и естественные науки как на образец построения научного знания в психологии, а стремились, найти выход из кризиса в рамках медицины и самой психологии. Фрейдизм — и в этом его заслуга — стремился наполнить психологические знания о человеке новой жизненной правдой, постро­ить теорию и получить информацию, которая полезна для решения практических психологических, прежде всего психотерапевтических, задач. Не случайно, что свои научные изыскания 3. Фрейд начал как раз с анализа и обобщения психотерапевтической прак­тики и только потом превратил накопленный опыт в психологиче­скую теорию. В психоанализе психология вновь обрела живого человека и с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность его души и поведения. Однако, увлеченный своими теоретическими рассуждениями, Фрейд все дальше уходил в область философских, большей частью умозрительных и бездоказательных, размышлений о человеке. Для психоанализа ключевыми понятиями стали «сознание» и «бессознательное». Последнему была отведена особо важная роль в детерминации человеческого поведения. Фрейд писал, что имеются веские доказательства того, что тонкая и трудная интеллектуальная работа, которая требует глубокого и напряженного мыш­ления, может протекать вне сферы сознания, что существуют люди, «у которых самокритика и совесть... оказываются бессозна­тельными и, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки». Бессознательным, по Фрейду, может быть и чувство вины. Дальнейшая судьба психоаналитического учения и отношение к нему в разных странах складывались по-разному. Поначалу все, кроме ближайших учеников и последователей Фрейда и части врачей-психиатров, относились к нему весьма прохладно. Затем оно привлекло к себе сторонников в Германии и Австрии, в Европе, в Соединенных Штатах Америки, где до сих пор является весьма популярным. В первые годы Советской власти им интересовались и советские психологи, увидев в этом учении одну из возможных материалистических альтернатив господствовавшей тогда субъективной идеалистической психологии. Затем, в 30-е годы, вместе с ограничениями психологических исследований (под влиянием печаль­но известного постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпроса») резкой критике было подвергнуто и уче­ние Фрейда. Прекратились переводы и публикации в нашей стра­не работ Фрейда и его последователей, и до конца 60-х годов фрейдизм подвергался в основном только критике. В последние годы интерес к этому получившему широкое распространение во всем мире психологическому учению вновь начал возрастать.

Неофрейдизм. Это направление выросло из психоанализа Фрейда и представлено такими именами, как А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др.. Характерные для него проблемы и основная система понятий, которыми для их решения пользуются сторонники этого направления, имеют много общего с теорией Фрейда. Хотя ряд концепций, представленных в этом направлении, весьма радикально от нее отличается. Но тем не менее фрейдизм и неофрейдизм объединяет вера в существование и особую роль бессознательного в психике и поведении человека, убежденность в наличии у человека многих устойчивых отрицательных явлений, называемых «комплексами». Основные положения психоаналитической концепции А. Адлера сводятся к следующему. В ней отрицается непосредственная зависимость психического развития человека от органических факторов. Утверждается вместе с тем, что с первых лет жизни у ре­бенка возникает выраженное, глубоко переживаемое им чувство собственной неполноценности, которое он стремится преодолеть в своем жизненном опыте, найти и доказать свою способность к преодолению чувства природной слабости. Кроме комплекса не­полноценности, ребенку с первых лет жизни в этой концепции при­писывается стремление к творческому самосовершенствованию. Человек рассматривается как существо, изначально (с рождения) стремящееся к определенной жизненной цели, действующее в основном разумно, активно, целесообразно и обдуманно, а не пас­сивно и реактивно. Цели жизни определяются самим человеком. От характера этих целей зависит многое в поведении человека: под их влиянием у него формируются образы, память, складываются определенное восприятие действительности, те или иные черты личности и характера, склонности и способности, мораль­ный облик, аффекты и чувства.

Другую психоаналитическую концепцию, разработанную К. Юнгом, иногда называют «аналитической психологией». Психика, по Юнгу, представляет собой сложное целое, отдельные, относительно независимые части- которого своеобразно отделены друг от друга. Центр человеческой индивидуальности составляет так называемый «комплекс Я». С ним связаны два типа бессознательного: личное и коллективное. Первое представлено тем, что приобретено чело­веком в ходе индивидуального жизненного опыта; второе переда­ется ему по наследству и отражает общественный .опыт, накоп­ленный человечеством. Личное бессознательное «содержит ком­плексы, принадлежащие субъекту и составляющие неотъемлемую часть его психической жизни». Коллективное бессознательное включает в себя мифы, первобытные формы мышления, впечатления и образы. Отложившиеся в мозгу человека с древних времен и передающиеся из поколения в поколение, они могут проявляться, например, в сновидениях, содержание которых как бы возвратащает человека в далекое прошлое. Содержание личного бессознательного представляется челове­ку частью его собственной жизни; содержание коллективного бессознательного— чем-то чуждым ей, странным, необычным, вызы­вающим сильные отрицательные переживания, неврозы. Типичным способом существования и представления коллективного бессозна­тельного являются религиозное учение, связанные с ним истории, мифы, образы, суждения. Другим выражением того же в культуре человечества выступают сказки. Важной заслугой Юнга перед психологической наукой явилось введение в научный оборот представлений о двух типах личности: интровертированной и экстравертированной. Первой свойственна обращенность в себя в поисках причин, объясняющих совершае­мые поступки; второй присуща тенденция живо откликаться на внешние воздействия и находить в них истоки поведения. Обе тенденции в той или иной степени свойственны всем людям, но представлены у них, в их психологии и поведении, в различной про­порции. Интровертами называют людей, у которых первая тенденция явно доминирует над второй, а экстравертами, напротив,— тех индивидов, для которых характерно явное преобладание второй тенденции. Впоследствии существование этих двух различных типов людей было экспериментально подтверждено, и интроверсия и экстраверсия, получив статус устойчивых, широко распространенных черт личности, вошли в перечень личностных свойств, выявляемых и оцениваемых при помощи многих современных личностных тестов. К. Юнг также предложил одну из наиболее интересных психо логических типологий личности, разделив людей на следующие типы: мыслительный, или интеллектуальный; эмоциональный, или сентиментальный; чувствующий, или сенситивный; и интуитивный. Каждый из них выделяется на основании доминирования одних из указанных форм поведения над другими и может быть как интро-вертированным, так и экстравертированным. Важным теоретическим понятием у Юнга явилось представление об «индивидуации». Этим словом он обозначил развитие пси­хологического индивидуума как существа, отличного от общности. Индивидуация, по Юнгу, есть процесс прижизненно происходящей личностной дифференциации, имеющей целью развитие индивидуальности. Индивидуация как конечная цель воспитания, порождающего особую, своеобразную личность, на своих начальных этапах предполагает другой процесс, а именно «приспособление к минимуму коллективных норм, необходимому для существования».

Автором еще одной концепции — так называемого «гуманистического психоанализа» – явился Эрих Фромм явился. В отличие от своего учителя 3.Фрейда, утверждавшего биологическую обусловленность психики и поведения человека, он считал, что они обуслов­лены социально. Характер человека создается обществом, обстоя­тельствами его жизни. Там, где подавляется свобода личности, возникают патологические характеры. Наиболее типичные из них: конформизм, мазохизм, садизм, склонность к разрушению и от­шельничество. В таком обществе большинство нормальных инди­видуумов перестают быть самими собой, автоматически усваивая тот тип мышления и поведения, который навязывает общество, принятая в нем модель идеологии и культуры, или столь же ав­томатически противопоставляя себя ей.

Бихевиоризм. Его основоположник — американский ученый Д. Уотсон. Он провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии — душевных явлений новым — поведением, объявив душевные феномены принципиально непознаваемыми естественнонаучными средствами. Д. Уотсон считал, что конечная цель бихевиоризма состоит в том, чтобы объяснить человеческое поведение. Он считал вполне достаточным для этого три условия: описание самого поведения, выяснение и описание тех физических внутренних и внешних сти­мулов, которые воздействуют на организм человека, и познание законов, связывающих воздействующие стимулы и поведенческие реакции на них. Научный поиск бихевиористов и был в основном направлен на выяснение этих законов. Для бихевиориста поведение человека и животных с точки зрения его строения, механизмов и стимулов принципиально не раз­личается; поэтому вполне допустимо, изучая поведение животных, переносить, обнаруживаемые факты и законы на человека и, на­оборот, «по-человечески» трактовать виды и формы поведения животных. Человек отличается от животных только большей сложностью своих поведенческих реакций и большим разнообразием стимулов, на которые он реагирует. Бихевиорист должен изучать приобретение и изменение двигательных умений и навыков, выяснять в этой связи законы научения. Данные о поведении, получаемые путем наблюдения за ним и выяснения порождающих его стимулов, имеют для его научного понимания самостоятельную ценность независимо от того, связаны или не связаны они с сознанием. Уотсон, однако, не мог полностью отрицать ни наличия, ни значения психических феноменов в жизни человека. Психические состояния он называл «функциями», которые выполняют некоторую активную роль в приспособлении организма к миру, но открыто признавал, что сам этой роли точно определить не может. Вместе с тем он отрицал возможность научного изучения сознания. По­скольку при объективном изучении человека методами, заимствованными из естественных наук, бихевиорист «не наблюдает ни­чего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку,— заявлял Д. Б. Уотсон,— он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии». Сознание и другие психические феномены являются понятиями, благодаря которым психология сохраняет прежнее религиозное понятие души. Стремление к объективизации науки о поведении, безусловно, было положительным моментом по сравнению с наукой о душе, оторванной от поведения и реальных жизненных проблем, связанных , с ним. Однако, полностью отказаться от изучения психических феноменов было нельзя, учитывая их фактическое значение в жизни человека и его поведении. Довольно скоро ортодоксальные взгляды основоположника бихевиористского учения были смягчены его последователями, которые одновременно пытались приблизить науку о поведении к действительности и.примирить ее со сложившимся философским пониманием человека, в жизни которого психические явления играют важную роль. Это было сделано в 30-е годы текущего столетия , наибольшую известность из которых получили Э. Толмен и К. Халл. Восприняв основные бихевиористские идеи, включающие есте­ственнонаучную поведенческую ориентацию исследований и стремление сделать психологию объективной, практически полезной наукой, Э. Толмен отказался от понимания поведения как системы реакций на внешние стимулы и ввел в бихевиоризм представление об активности, разумности и целесообразности поведения. Организующим и направляющим началом поведения для Толмена явилась цель, понимаемая как конечный результат, который должен быть достигнут в итоге практического выполнения организмом си­стемы поведенческих актов. Э. Толмен пришел к выводу, что связи между стимулами и поведенческими реакциями являются не прямыми, а опосредованными. Их модифицируют и изменяют так называемые «промежуточные переменные», среди которых много собственно психологиче­ских феноменов и факторов. У человека важнейшие из них следующие: цель, ожидание, гипотеза, когнитивная карта мира, знак и его значение. «Поведение,— писал Э. Толмен,— является целевым и когнитивным. Цели и познавательные моменты состав­ляют его непосредственную основу и ткань». Свидетельством целенаправленности поведения являются следующие его призна­ки: самопроизвольное возникновение без внешних стимулов, порождающих его; сохранение поведения и его активности длительное время без видимых стимулов; наличие внешне не стимулиро­ванных изменений в поведении; прекращение поведения в условиях, когда стимулы еще продолжают действовать (когда цель уже достигнута); наличие поведенческих изменений еще до того, как стимулы реально начинают действовать (способность организма к преднастройке на действующий стимул); совершенствование по­ведения при его повторении в одних и тех же условиях. Вместе с тем, признавая целенаправленность поведения и оставаясь на почве бихевиоризма, Толмен отрицал понимание цели как субъективного, чисто психического феномена, определяя ее через объективные, внешне наблюдаемые признаки. Идеи, высказанные Толменом, в дальнейшем получили развитие в работах К. Халла, который разработал теоретическую модель поведения организма, включающую всевозможные стимулы. Организм воспринимает стимулы и реагирует на них. Механизмы реагирования на стимулы — врожденные и приобретенные — связаны с системой «промежуточных переменных», опосредствующих воздействие стимулов на поведение. Бихевиоризм не изучает то, что происходит в сознании человека, поэтому его иногда называют подходом к поведению с позиции «черного ящика». Психологи, придерживающиеся данной методо­логической позиции, считают, что наука, объясняя поведение человека, должна иметь дело только с тем, что входит в организм в виде стимулов и выходит из него в форме поведенческих реакций. На этом строится характерная для данного направления в науке теория научения, основанная на применении различных одкреплений и наказаний для формирования необходимых реакций .

Гештальтпсихология. Если бихевиоризм как один из путей вы­хода из состояния кризиса психологии возник в США и в общем в своем развитии далеко за пределы этой страны не распростра­нился, то другое направление — гештальтпсихология — зародилось в Германии и оказало большое влияние на психологические иссле­дования, проводимые в первой половине XX века во многих странах Европы, в том числе и в нашей стране (особенно в предвоен­ные годы). Если бихевиоризм в своем развитии широко опирался на физиологию и биологические науки, то гештальтпсихология на­ходилась под большим влиянием физики и математики. Представителей этого направления, среди которых М. Вертгеймер, В. Келер, К. Левин и др., больше всего не устраивал упрощенный атомистический подход к анализу и изучению самих психических явлений, характерный для интроспективной психологии. Эта психология разлагала все сложные явле­ния на элементарные, стремясь из их сочетания вывести законы формирования сложного целого. Оно, по сути дела, сводилось к сочетанию простейших элементов по ограниченному числу законов. Гештальтпсихологи выступили с утверждением о существова­нии собственных законов формирования сложных, целостных систем психических феноменов и их функционирования, не сводимых к элементарным законам сочетания элементов. М. Вертгеймер, характеризуя специфику этого подхода в психологии, писал: «Основную проблему гештальттеории можно было бы сформулировать так: существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого». В исследованиях гештальтпсиходогов изучение сложных явлений по элементам и их связям было заменено выяснением структуры этих связей. По этой причине данное направление в науке иногда называют «струк­турной психологией» (один из переводов слова «гештальт» на русский язык как раз и означает «структура»). Многие представители гештальтпсихологии имели базовое образование в области одной из естественных наук, и это оказало существенное влияние на их психологи­ческие взгляды. В. Келер, например, изучал физику и воспользо­вался соответствующими знаниями при объяснении процессов восприятия и мышления. Он писал, что любое явление возникает и получает свои специфические характеристики как часть определенной системы. Установки и принципы гештальтпсихологии применительно к личности и межличностному поведению реализовал в своих тео тических и экспериментальных исследованиях К. Левин. Для того. чтобы понять и объяснить поведение личности в ее физическом социальном окружении, необходимо для каждого вида психического события (действия, эмоции, переживания) «определить ту кратковременно действующую целостную ситуацию», которая представляет собой сложившуюся на данный момент структуру поля и состояние личности. Среда, согласно Левину, должна определяться не в физических единицах, как это делают бихевиористы, а психологически, т. е. так, как она представлена в субъективном восприятии действующих в ней людей. Идеи гештальттеории сыграли положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии. Они затронули восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношений. Они также способствовали применению в области психологии полезных для нее теорий и понятий, заимствованных из сферы есте- ственнонаучных исследований. Они преобразовали старую атомистическую, интроспективную психологию, сделав ее соответствующей достижениям естественных наук. Вместе с тем основные проблемы, породившие кризис психоло­гической науки, гештальтпсихология также не разрешила, а только временно отвлекла от них внимание. Гештальтпсихологи показали, что кризис может быть смягчен, если исследователями-психологами будут найдены новые, более современные подходы к изучению тех же самых интересующих их проблем и вопросов.

Кроме трех перечисленных попыток научным путем разрешить проблемы, породившие кризис, предпринимались и попытки иного рода. Одна из них состояла, например, в отказе от каких-бы то ни было объяснений психологических феноменов и призыве к их описанию и пониманию на уровне интуиции. Это была так называемая «понимающая психология», которую представлял, в частности, В. Дильтей. Он считал, что атомистическая, элементаристская, основанная на объяснительных методах, заимствованных из естественных наук, психология не может дать целостного понимания человека как реальной; живой личности. Ее место должна занять понимающая психология. Основная задача понимающей психологии — раскрыть смысло­вое содержание душевной жизни человека, систему его ценностей. «Нельзя не пожелать появления психологии,— писал В. Дильтей,— способной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в ны­нешних учениях о душе». Предметом такой психологии должно стать развитие душевной жизни во всей ее полноте. Описательная психология в то же самое время должна быть аналитической, и в этот анализ следует включить живой, художественный процесс понимания. Понимающая психология стремилась получить и собрать сведения об элементах сознания, которые необходимы и достаточны для того, чтобы представить все течение индивидуальной ду­шевной жизни. Хорошими психологами, по мнению Дильтея, являются писатели, историки, актеры, педагоги, врачи. Начиная с 30—40-х годов XX века в размежевании и дифференциации психологических знаний, начатых в период открытого кризиса психологической науки, стали происходить важные перемены. Если первые самостоятельные направления психологических исследований, возникшие в течение двух десятилетий XX века,— бихевиоризм, гештальтпсихология, фрейдизм и понимающая психология— представляли собой разные линии развития мысли, по­чти не имеющие пересечений и в своих постулатах трудно совме­стимые друг с другом, то с 30-х годов вместе с продолжением процесса дифференциации психологических знаний начинается и постепенно набирает силу процесс их интеграции, т. е. объеди­нения и использования в создаваемых теориях, в экспериментах и на практике различных подходов, отражающих, в частности, по­зиции бихевиоризма, гештальттеории, психоанализа и других на­правлений исследования. Рассмотрим некоторые из концепций подобного рода, характерных именно для психологии середины XX века.

Когнитивная психология.Это направление возникло в связи сразвитием информатики, компьютеров и математического про­граммирования и в определенной степени явилось реакцией на не­достатки поведенческой (бихевиористской) теории, объясняющей поведение в терминах стимулов и реакций. Известно, что одни ите же исходные данные, введенные в вычислительную машину, ведут при их обработке к разным результатам в зависимости от того, какая программа заложена в машину. Так и на уровне че­ловека: для того чтобы предсказать его поведение в ответ на со­вокупность внешних и внутренних стимулов, необходимо знать, как он собирается их перерабатывать в своей голове. Аналогом программы вычислительной машины для психолога здесь являются когнитивные процессы. На их изучение и ориен­тирована когнитивная психология, интересующаяся главным об­разом не тем, как человек реагирует на окружающий мир, а тем, как он его познает и как устроено его сознание. В исследованиях, ведущихся в этом направлении, познание человеком окружающего мира рассматривается как активный процесс, необходимым компонентом которого являются психологические средства, формирующиеся в процессе обучения... включая обучение самой жизнью. Вместе с ЭВМ в психологические теории когнитивного направления вошло много новых терминов: «сигнал, программа, информация, кодирование, переработка, вход и выход системы». Эти термины ученые когнитивистского направления стали применять для поиска новых решений, связанных с изучением восприятия, памяти и мышления человека, увидев много общего между этими процессами и работой микропроцессоров в ЭВМ. Основное понятие когнитивной психологии — «схема». Она представляет собой имеющиеся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях, вос­принимаемых органами чувств. «Активность схемы не зависит от какого-либо внешнего источника энергии... У организма имеется множество схем, связанных друг с другом сложным образом». Можно сказать, утверждают сторонники когнитивной психологии, что восприятие определяется схемами в том же смысле, в каком наблюдаемые свойства организма определяются генами. Когни­тивные схемы формируются в индивидуальном опыте человека. Они позволяют не только воспринимать, но и перерабатывать и удерживать в памяти различную информацию о событиях, про­изошедших в прошлом и происходящих в настоящем.

Генетическая психология. Основателем этого направления является выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже. Оно непосредственно связано с изучением психического развития ребенка, прежде всего его интеллекта. В концепции Пиаже нашли широкое применение понятия логики и математики, а само интеллектуаль­ное развитие представлено в виде учения о становлении логиче­ского мышления у ребенка с рождения и до юношеского возраста. Генезис логических операциональных структур составляет, по Пиа­же, содержание стадий развития интеллекта. Само это развитие осуществляется в процессе практической деятельности ребенка с разнообразными предметами, в ходе которой им усваиваются внеш­ние операции с предметами, которые впоследствии становятся ин­теллектуальными операциями. Первым и обязательным актом, который, по Пиаже, должен быть завершен до того, как развитие операционального интеллекта станет возможным, является субъективное отделение ребенком себя от внешнего мира; Это также происходит в'практической деятельности ребенка с предметами и иначе осуществиться не может. Оригинальными опытами Пиаже показал: процесс развития следует понимать как последовательное возникновение все более сложных и совершенных интеллектуальных конструкций. Каждая из конструкций частично повторяет предыдущую на более высоком уровне ив более прогрессивной форме. Созревание, опыт и социальное научение — три основных фактора, определяющих когнитивное развитие. Четвертый — это уравновешивание между ассимилятивными и аккомодационными процессами.

Развитие психологических знаний в современном мире характеризуется несколькими основными тенденциями. Первая – это стирание границ между различными, ранее существовавшими, как самостоятельные и независимые, школами и направлениями. Это, в частности, отражается в том, что в мире все больше проявляется психологических теорий, авторы которых созна­тельно стремятся интегрировать знания, накопленные в разных психологических направлениях: бихевиоризме, гештальтпсихологии, психоанализе, понимающей психологии, генетической психологии и многих других.

Вторая тенденция состоит в том, что психология постепенно выходит за рамки академической науки и становится практически полезной областью знаний. Кроме традиционных для нее сфер приложения (медицина, педагогика), она широко применяется в промышленности, политике, процессах распространения информа­ции, юридической практике. Сейчас, пожалуй, легче назвать те сферы человеческой деятельности, где психологические знания не применяются, чем те, где они используются. В связи с этим происходит активная дифференциация психологических знаний не по теоретическим школам и направлениям, а по сферам их практического применения.В первые десятилетия текущего столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный ха­рактер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых затем можно было бы строить эксперименталь­но проверенные, а не умозрительные теории личности.Современные тенденции исследования состоят в расширении и обогащении как понятийного, так и методического аппарата психологических ис­следований за счет тех наук, с которыми психология входит в контакт при решении разнообразных научных и практических проблем. Особенно много полезного для развития психологических знаний сулит развитие информатики и вычислительной техники.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.