Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура личности как методологическая проблема психологии второй половины 20 века.



Ситуация, в которой развивалась психологическая наука после Октября, была противоречивой и сложной. С одной' стороны, в отечественной физиологии существовали достижения и традиций, на основе которых можно было начать разрабатывать новое пси­хологическое учение. С другой стороны, была еще сильна и пол­ностью, по крайней мере в среде профессиональных психологов, сохраняла свои позиции субъективная идеалистическая психология (Г. И. Челпанов). С третьей стороны, в мировой психологии уже начинал давать о себе знать кризис. Наконец, с четвертой сторо­ны, в страну начали проникать и становились известными вновь зарождающиеся направления: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ. Эти три направления мировой психологии, возникшие в годы кризиса, были представлены и в отечественной науке. Влияние бихевиоризма, например, отчетливо просматривалось в реактологии К. Н. Корнилова, в науке о поведении М. Я. Басова. Идеи гештальтпсихологии нашли отражение в трудах группы психологов, возглавлявшейся Л. С. Выготским. Некоторые из них, например А. Р. Лурия, пытались разрабатывать и идеи психоанализа.

Однако увлечение новыми направлениями в мировой науке продолжалось недолго. Довольно скоро советская психология встала на вполне самостоятельный путь развития, обнаружив тенден­ции, которые полностью раскрылись уже к концу 20-х годов и особенно отчетливо — уже после окончания второй мировой войны. Эти тенденции были следующими: 1. Ориентация на диалектико-материалистическое философское учение как на методологическую основу построения новой науки. 2. Стремление к построению психологических теорий, объясняющих происхождение и развитие различных психических явлений с учетом достижений передовой отечественной физиологии высшей нервной деятельности, теории происхождения жизни и видов в биологии.

Ученик Бехтерева, В.Н. Мясищев интегрирующим началом в структуре личности положил «направленность» как ее отношение с окружающим миром. Исходя из учения В. Штерна о «Richtungdisposiсionen», он рассматривал направленность личности как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих её деятельность относительно независимо от различных ситуаций. Направленность характеризуется интересами личности, ее склонностями, суждениями, идеалами, в которых, по сути, выражается мировоззрение человека. Мясищев одним из первых пытался дать классификацию трудных детей. Исходя из их личностных особенностей, под которыми он понимал не только индивидуальные черты, но и тип воспитания в семье. Мясищев. Совместно с Бельским провел классификацию типов семей и определил виды коррекционной работы с детьми и родителями. Поэтому Мясищев считается родоначальником изучения трудных детей в педагогическом процессе.

Поэтому всякая попытка построения концепции личности без этого состава обречена на выпадение конкретного психологического содержания, при этом личность выступает в психологическом плане как пустая абстракция. За невозможностью раскрыть вначале ее психическое содержание оно подменяется биологической характеристикой организма, метафизическими рассуждениями о субъекте, духе и т.п. или социальным анализом личности, общественная природа которой при этом психологизируется. Как ни велико значение проблемы личности в психологии, личность в целом никак не может быть включена в эту науку. Такая психологизация личности неправомерна. Личность не тожественна ни с сознанием, ни с самосознанием. С.Л. Рубинштей в своём анализе гегелевской "Феноменологии духа" ссылается на К.Маркса, который в числе основных её недостатков отмечает, что для Гегеля субъект есть всегда сознание или самосознание. Конечно, не метафизика немецкого идеализма – И.Канта, И.Фихте и Г.Гегеля – должна лечь в основу нашей психологии. Личность, субъект – это не "чистое сознание" (Канта и кантианцев), не всегда себе равное "я" (" Я+Я" – Фихте) и не саморазвивающийся "дух" (Гегель); это конкретный, исторический, живой индивид, включенный в реальные отношения к реальному миру. Существенными, определяющими, ведущими для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития. Задача психологии – изучать психику, сознание и самосознание личности, но суть дела заключается в том, чтобы она изучала их именно как психику и сознание "реальных живых индивидов" в их реальной обусловленности жизненными обстоятельствами и решениями.

С другой стороны, проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психических свойств личности – ее способностей, темперамента и характера; она завершается раскрытием самосознания личности. Прежде всего это единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как "я": в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как "я" является, таким образом, результатом развития. При этом развитие у личности самосознания совершается в самом процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента. Единство организма и самостоятельность его органической жизни являются первой материальной предпосылкой жизненного пути личности, но это только предпосылка. И соответственно этому элементарные психические состояния общей органической чувствительности ("сенестезии"), связанные с органическими функциями, являются, очевидно, предпосылкой единства самосознания и деятельности, поскольку клиника показала, что элементарные, грубые нарушения такого единства, в патологических случаях так называемого раздвоения или распада личности (деперсонализации), бывают связаны с нарушениями органической чувствительности. Но это отражение единства органической жизни в общей органической чувствительности является разве только предпосылкой для развития самосознания, а никак не его источником. Источник самосознания никак не приходится искать в "соотношениях организма с самим собой", выражающихся в рефлекторных актах, служащих для регулирования его функций (в которых ищет их, например, П.Жане). Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими в процессе жизнедеятельности. Не сознание рождается из самосознания, из "я", а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, "я" само формируется в ней. Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути.

2.Жизненный путь личности в рассмотрении Б.Г. Ананьева сопровождается структурностью, уже представленной нами в изложинии первой темы курса “Психология личности”. С представлением в этой структуре наиболее характерные моменты и начнём последнюю в этом курсе лекцию. Для начала вспомним определение личности, данное Б.Г. Ананьевым. Личность – прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта и активного преобразователя мира. Макроструктурная, онтологическая схема человека включает в себя: Индивид (возраст, конституция, нейродинамика, пол); субъект (мышление, аффекты, воля, апперцепция); личность (темперамент, характер, способности, направленность); индивидуальность (индивидуальная история, инд. Особенности, опыт, продуктивность). Какое из перечисленных образований является исходящим, а какое – конечным, по определению Ананьева? Б. Г. Ананьев отмечал,что внутренний план и жизненные программы поведения человека определяются не только и не столько социальными статусами и ролями, сколько позицией самого человека. Ученый указывал, что именно активное участие самой личности в изменении статуса и социальных функций характеризует человека как субъекта всей своей жизни. В отечественной психологической литературе мы находим достаточное количество исследований, представляющих человека как активную социальную личность.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.