Здавалка
Главная | Обратная связь

Способы личностного поведения, индивидуальные личностные стратегии



Всюду, где ставятся фундаментальные, основополагающие, центральные задачи личности как субъекта жизненных отношений, речь идёт именно о стратегии, т.е. о сквозной, долговременной линии поведения. линию своего жизненного поведения, определяет себя в вопросах, касающихся её бытия в целом. Личность предстает здесь перед нами в особом ракурсе - как субъект жизненных отношений. Жизнь личности складывается из её соприкосновения с различными сторонами её бытия. Мы вступаем в жизненные отношения с родными, друзьями, коллегами, учреждениями и организациями, соотносим свою жизнь с жизнью других людей. Личность живет в мире универсального общения с себе подобными. Для неё вступить в то или иное жизненное отношение - значит расширить границы своего бытия, обрести ещё одно жизненное проявление. Всё, что личность совершает в своей жизни, она пропускает через своё самосознание, которое выступает способом осмысления жизненных отношений. Развитие личностного самосознания происходит через расширние и углубление жизненных отношений. Жизненный путь личности отлагается в самосознании в виде опыта, становящегося предметом субъективного переживания успехов или неудач, стремлений или разочарований, удовлетворенности или недовольства собой. В структуре жизненных отношений личности можно выделить три взаимосвязанных аспекта: деятельность - общение - познание. Любое жизненное отношение личности обусловленно той или иной деятельностью, деятельным целеполаганием. Личность есть субъект деятельности, жизненной активности. Поскольку деятельность сталкивает нас с другими людьми, проходит в формах социального взаимодействия, личность одновременно выступает и субъектом общения. Например, чтобы защитить свои юридические права, необходимо общаться с работниками правоохранительных органов государства. Личность также познает характер жизненных отношений, осваивает их содержание и форму. Здесь мы имеем дело не только с включением в жизненные отношения, но и с определением смыслового значения жизненной активности. Одни виды деятельности личность рассматривает как приоритетные для себя, в других видах деятельности она может принимать эпизодическое участие. В любом случае жизненная активность личности осуществляется через постижение жизненного смысла этой активности. В основе формирования индивидуальности лежит процесс смыслообразования в сфере фундаментальных жизненных отношений. Важный момент освоения личностью общественного бытия - это разграничение характера жизненных отношений в зависимости от того, к какой сфере они принадлежат. В жизненных отношениях можно выделить две различные сферы - сферу общественной жизни и сферу личной жизни.Это разграничение важно в силу того, что личность обладает неодинаковыми возможностями стратегического планирования в обеих сферах. То, что относится к личной жизни, выступает преимущественной, преобладающей сферой интересов. В сфере общественной жизни личность скорее склонна подчиняться общественным стандартам. Относительно общественной жизни личность также имеет собственную стратегию, но она является принципиально иной. Реализовать стратегию общественной жизни личность может только через включение в широкие социальные связи с другими людьми. В личной жизни наличествует более высокая степень свободы, ибо здесь значительно ослаблены силы социального контроля. В сфере общественной жизни личность почти никогда не выступает в своём подлинном проявлении, а чаще всего демонстирует свою социальную маску. Чаще всего подлинные интересы личности лежат в сфере её обособленного, личного бытия. Общественная жизнь может рассматриваться как способ карьерного продвижения, повышения материального благополучия. Однако жизненная стратегия личности включает в себя оба аспекта жизнедеятельности - личный и общественный. Как субъект жизненных отношений, личность переживает свою индивидуальную судьбу. Судьба человека складывается как неразрывное единство жизненного пути в его закономерном, устойчивом, повторяющемся протекании.

Бытие личности в мире постоянно сопряжено с необходимостью самопрограммирования. Программировать себя - значит подчинить время своей жизни определенному смыслу. Иметь личностную программу необходимо для того, чтобы придать своему саморазвитию желательное направление, актуализируя позитивные и нейтрализуя негативные факторы. Наличие программы есть признак того, что жизнедеятельность личности превратилась в сознательно управляемый процесс. Каким образом личность становится самопрограммирующимся существом? Для этого должно быть соблюдено главное условие: личность так или иначе становится в объективное отношение к себе, т.е. сама для себя превращается в объект. Хотя субъективность самооценки возведена почти в ранг закономерности - так труден объективный взгляд на собственную личность – все же объективное отношение личности к себе возможно. Исследованию этой проблемы посвящены многие страницы из работ выдающегося американского социолога и философа Джорджа Герберта Мида "От жеста к символу", "Интернализованные другие и самость", "Аз и Я". Д.Г.Мид сформулировал весьма плодотворную концепцию о практике самосознания. С точки зрения Мида, человек становится объектом для самого себя лишь тогда, когда он начинает относиться к себе, как к нему относятся другие люди. В этом случае он воспринимает, усваивает и воспроизводит отношение к себе других людей. Это значит, что Я невозможно без других. Человеческое Я, подчеркивает Мид, существует только в отношении к другим Я. Это означает, что индивид ставит себя на место другого, начинает играть роль другого. Например, ребёнок в своих начальных играх принимает на себя роли других людей - родителей, доктора, пожарника. Далее он усваивает роль игрока вообще, начинает играть по правилам. Этот процесс завершается тогда, когда индивид становится способным принять позицию любого другого - её Д.Г.Мид называет позицией "обобщенного, генерализированного другого". Вот из этой возможности принять на себя позицию и роль "другого вообще" и вытекает способность личности встать в объективное отношение к себе. Взятая на себя роль другого - это объект, в котором личность воспринимает себя внешним образом. Самопрограммирование личности начинается довольно рано. В возрасте одного года человек способен осознать своё телесное Я, в 2-3 года начинается самоидентификация личности, т.е. восприятие себя как одной и той же личности. Здесь начинаются и пробные модели поведения, подражание и т.п. Очень важно усвоение ролевых отношений, ибо на них основано всё общественное бытие личности. В личной жизни индивид осваивает множество ролевых позиций - сына, дочери, отца, матери, друга, соседа, влюблённого, поклонника и т.п. В обещественной жизни существуют роли начальника, подчинённого, политика, экономиста, судьи, телерепортера и т.п. Конкретная личность программирует себя на выполнение определенных ролевых функций, отрабатывает свой ролевой стиль поведения. Та или иная личная и общественная роль становится для индивида объектом самопрограммирования. Например, политик может пользоваться услугами консультантов по имиджу - "имиджмейкеров". Но роль политика - это проблема его самопрограммирования, собственного вживания в политические реалии. Взятая на себя несвойственная роль может привести личность к краху политической карьеры, а удачные ролевые манёвры, напротив, усиливают политическое влияние.

Итак, самопрограммирование личности есть объективное отношение к своим жизненным перспективам с точки зрения усвоения определенных ролевых позиций. Для самопрограммирования характерно выделение в собственной структуре личности элементов, значимых для будущего самоутверждения в новом качестве или в новой ситуации. Развитое самолюбие стимулирует личность к максимальному выражению своей индивидуальности. Самолюбие и самовыражение субъективно проявляются как притязание личности на жизненный успех в личностной корреляции "Я и мир". Одна из форм личностного самопрограммирования - это жизненные планы, которые делятся на стратегические и тактические, долговременные и оперативные, общие и частные. Планирование своей жизни входит в круг интеллектуальных видов деятельности человека. Важно знать, что у личности наблюдается определённая периодизация индивидуального развития. Например, интенсивное физическое развитие целесообразно планировать в первые 20 лет жизни, а интенсивное психическое развитие - в период от 20 до 40 лет. Высокие требования возрасту от 60 лет и далее. Для более полного знакомства с этой проблемой можно обратиться к книгам голландского психотерапевта Бернарда Ливехуда "Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью" и "Человек на пороге". Планировать то, к чему предрасположена личность в данный период своей жизни - значит избежать деформаций в области жизненных отношений. Следующий объект личностного самопрограммирования - это социальная карьера, т.е. не просто то или иное достижение, а публичное социальное признание успехов, способностей и достоинств данной личности. Карьера есть движение по социальной лестнице. Сделать карьеру означает выделиться среди других людей, занять видное место. Стремление к карьере - очень естественное для человеческой природы. Программировать карьеру необходимо для того, чтобы с каждым новым продвижением по социальной лестнице обретать дополнительные возможности для самореализации, а также для вклада в дела общества. Подлинная цель карьеры - это найти место в обществе, на котором можно максимально использовать свои способности и задатки. Настоящее признание со стороны общества надо заслужить, а не выторговать за взаимные услуги. О карьере нельзя говорить там, где у личности нет подлинных достижений, ибо это была бы уже не карьера, а чистая мнимость.В личностном самопрограммировании велика роль жизненного опыта. Опыт по своей сути тяготеет к конкретному, реальному, изменчивому, живому. Важно пробовать свои силы, испытывать свои способности, задавать себе трудные задачи, не бояться ошибиться. Из различных жизненных отношений личность выносит опыт целеустремленности, упорства, мужества, желания последовательно преодолевать все возникающие преграды.

В своей книге "Стратегия жизни" К.А.Абульханова-Славская высказывает весьма важную для данной темы мысль: жизненная стратегия должна строиться на основе учета типологических различий в способе индивидуальной жизни. Кроме того, она проводит существенное различие между активной и пассивной стратегиями жизни. Активность личности проявляется в организации времени, деятельности, познания, общения. Активность личности в осуществлении её жизненной стратегии и проявляется как способность к оптимальному балансу между желаемым и необходимым, личным и социальным. Что такое способ индивидуальной жизни? Как он проявляется? По мысли Абульхановой-Славской, следует брать во внимание то, что лежит в основе структуры активности. Если в основе активности личности лежит ответственность, то такой тип личности всегда сам стремится создать себе необходимые условия, заранее предусмотреть, что нужно для достижения цели, подготовиться к преодолению трудностей, неудач. Тип личности с развитой инициативой находится в состоянии постоянного поиска, стремится к новому, а не удовлетворяется наличным, готовым, заданным. К.А.Абульханова-Славская подчёркивает, что инициативный человек руководствуется в основном только желательным, интересным. Гармония личности со средой не может быть постоянной. Скорее всего можно вести речь о целом ряде гармонизаций, сменяющих друг друга в течении жизни. Дисгармония личности с жизненной средой возникает тогда, когда данный тип приспособления утрачивает своё реальное основание. Она переживается как нечто нежелательное, напряженное, требующее преодоления. Но у дисгармонии есть и позитивная сторона, заключающаяся в том, что она побуждает личность менять тип жизненных отношений. Если дисгармония не преодолевается, личность может войти в глубокое противоречие со средой. Так, углубляющаяся позиция эгоцентрика в конце концов приводит личность к утрате позитивных отношений в коллективе, что заканчивается обычно резким конфликтом. Состояние дисгармонии надо использовать для придания себе энергии саморазвития. Позитивный выход из дисгармонии - это переход к новой стратегии жизни, осмысление новых задач, поиск дополнительных ресурсов.

В качестве стратегии преодоления состояние эгоцентрической дисгармонии американскийй психиатр и психолог Эрик Берн разработал трансционный анализ. В узком понимании — это анализ взаимодействия двух или более людей, в более широком — социально ориентированный психотерапев­тический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально адаптированной личности. Большое влияние на создание метода оказали работы А. Адлера, который заложил основы социальной психологии и психиатрии. Его определение личности как комплекса интерперсональных отношений дало основание Э. Берну для создания оригинального психотерапевтического метода социального переучивания, он поэтому показан прежде всею при лечении лиц с нарушением социальной адаптации, пациентов с расстройствами личности психопатиями;, алкоголизмом, при девиантном поведении у подростков и др. Э. Берн выделил три состояния личности, обозначив их как Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребенок (Ре) (рис. 7.1). Струк­тура личности по Берну отли­чается от структуры личности по Фрейду (Сверх-Я, Я, Оно), а тем более — от структуры личности по Юнгу, так как лишена комплексов, вытесненных в бессознательное. Подчеркивая это важное различие, Берн пи­сал, что «Родитель, Взрослый и Ребенок — это не то же самое, что Сверх-Я, ^го или кон­цептуальные построения Юнга, а феноменологические ре­альности». Созданный Берном метод делится на 4 этапа: структур­ный анализ; трансакционный анализ; анализ игр; анализ сценариев. Родитель (Р), по Берну, — собрание догм и постулатов, которые пациент воспринимает в детском возрасте и кото­рые сохраняет потом в течение всей жизни. Это комплекс убеждений, нравственных норм, предрассудков, получае­мых в наследство от предков. Это диктующая и повелева­ющая часть личности. Она неоднозначна. С одной сторо­ны, выполняет важнейшие жизненные функции, в том числе воспитание детей, что обеспечивает выживание че­ловеческого рода. Кроме того, она обеспечивает автома тизм жизненных реакций, когда человек поступает опре­деленным образом в определенной ситуации только пото­му, что «так принято», освобождая массу времени на ре­шение более сложных жизненных проблем. С другой сто­роны, это наиболее косная, ригидная часть человеческого Я, остающаяся всегда вне зоны критики. Ей могут быть свойственны и достойные постулаты («Защищать Родину от врага — святое дело»; «Предавать — подло» и т. п.), и самые нелепые, постыдные предрассудки и убеждения, пе­редаваемые из поколения в поколение («Главное в жизни -вкусно есть и мягко спать»; «Деньги не пахнут» и т.п.). При активизации в личности родительского состояния Я человек думает, реагирует и оценивает окружающий мир так же, как делали это его родители, когда он был ребен­ком. И даже тогда, когда Родитель в человеке якобы молчит, он все-таки влияет на его поведение, выполняя функ­цию совести.

Ребенок (Ре) живет в человеке всю его жизнь и проявляет­ся даже у стариков, когда те мыслят, чувствуют, реагируют на окружающее точно так же, как делали это в детстве. Это очень ценная часть человеческой личности, наиболее им­пульсивная и искренняя. Не следует считать ее незрелой. Без нее личность теряет всю прелесть неожиданности, теплоты, непосредственности, превращается в живого робота. Нельзя строго судить седого профессора, когда тот после лекции, проходя по двору, вдруг, хитровато оглянувшись и убедив­шись, что его никто не видит, прыгает и срывает высоко растущий лист с дерева. Взрослый (В) также не имеет отношения к возрасту чело­века. Это способность личности хранить, использовать и пе­рерабатывать информацию на основе предыдущего опыта. Это умение быть независимым от «непоколебимых» предубеждений Родителей и архаических порывов Ребенка. Это способность находить компромиссы и альтернативные вари­анты в жизненных тупиках, которые порой кажутся безвыходными.

Цель структурного анализа заключается главным образом в том, чтобы дать ответы на вопросы: Кто я? Почему посту­паю именно так? Какая часть моего Я действует (или должна действовать) в данной ситуации, чтобы принести пользу, а не поражение? Как уже упоминалось, трансакция - это взаимодействие двух или более людей. Она начинается с трансакционного сти­мула — того или иного знака, свидетельствующего о том, что присутствие (или действие) одного человека воспринято другим. Человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-ли­бо действием — трансакционной реакцией. Это может быть улыбка, нахмуренное лицо, отведенные в сторону глаза и т.д. Люди, как правило, чутко улавливают трансакционные стиму­лы. Когда, например, в трамвае кто-то предупредительно отодвигается, чтобы уступить вам место, понятно, что ваше при­сутствие замечено. Вы садитесь, и возможны последующие трансакции: короткие реплики, доброжелательная беседа...Каждому знакома и противоположная ситуация, когда попытка пройти к выходу в тесном вагоне наталкивается на угрюмую неподвижность окружающих, а то и на реплику: «Куда прешься, как...» Разумеется, дальнейшая трансакция будет затруднительна, а если и возникнет, то в отрицатель­ном, недоброжелательном плане. Все трансакции делятся на дополнительные, пересекающиеся и скрытые. Цель анализа трансакций — научить паци­ента различать, какого рода трансакция имеет место, какое состояние Я ответственно за трансакцией ный стимул и какое состояние Я партнера откликнулось действием.

По представлению о себе, о жизни, по способам реализации своей жизни всех людей можно разделить на Выигрывающих и Проигрывающих. Под термином Выигрывающий не следует понимать человека, который заставляет кого-то про­игрывать. Выигрывающий — это человек, способный быть аутентичным (достоверным). Он сознательно разрешает себе быть личностью, реализует свою неповторимую индивиду­альность и, не боясь быть независимым, принимает на себя ответственность за собственную судьбу.. Аутентичная лич­ность отвергает жизнь в иллюзорном мире представлений о том, какой она могла бы быть, если бы не... Выигрывающий в представлениях о себе исходит из существующих реалий, правильно учитывая собственные достоинства и собствен­ные недостатки. Аутентичный человек не предъявляет пре­тензий другим людям, не пытается манипулировать ими. Он умеет оставаться самим собой, не стремясь создать прият­ный, вызывающий или соблазнительный образ, не соответ­ствующий действительности. Выигрывающий не разыгрывает из себя беспомощного и не играет в обвинителя. Он адекватно реагирует на события, правильно использу­ет способности и свое время, не позволяя себе жить ни розо­вым будущим, ни безмятежным прошлым. При этом он не сбрасывает со счетов прошлое и не пренебрегает планами на будущее. Аутентичная личность живет и действует по принципу здесь и теперь, делая своевременные выводы после неизбежных для каждого человека промахов и падений. Выигрывающий свободен от догм и ложных авторитетов, поскольку сам для себя достаточно авторитетен. Он умеет быть искренним и непосредственным, получая удовольствие от работы, природы, еды, секса. Это полнокровные и жизнеспособные люди, которые не ограничиваются только собственными интересами. Состояние общества, положение страдающих и слабых для Выигрывающих часто более важны, чем собственная жизнь. Формирование Выигрывающих и Проигрывающих начи­нается в раннем детстве, когда от полной зависимости ребенок (подросток) пытается перейти к полной независимости, а затем, по мере получения жизненных уроков, с приобретением зрелости — к независимости.

Каким вырастет человек — Выигрывающим или Проигрывающим, во многом определяют его детство, система воспитания, окружающие люди. Сенсорный голод грудного младенца, недостаток общения, жестокое или пренебрежительное отношение, чувство, что он лишний в семье, точно так же, как и гиперопека – формирует у ребенка необходимость манипулировать людьми, чтобы выжить, превращают в конечном итоге технику манипулирования в стереотип поведения, а в дальнейшем — в игру как образ жизни. «Игры, — пишет Берн, — можно считать частью более ши­роких и сложных трансакционных ансамблей, называемых сценариями». Сценарий — жизненный план личности, неосознанная «матрица», имеющая четкие закономерности сценической драмы: завязку, действие, кульминацию и финал. Сценарий запускается в раннем детстве через трансакции между родителями и ребенком. Семья — это институт, живущий по своим четким установкам, в котором родители передают детям свои представления о жизни, свои жизненные критерии и свой жизненный сценарий. Это могут быть сценарии Неудачников и Победителей, ловчил и безукоризненно честных, хитрецов и простофиль. С детства закладываются и роли, которые в дальнейшем исполняет Ребенок, а потом уже Зрелая Личность в своем жиз­ненном сценарии. «Поздоровайся с гостями. Прочти им стишок». Дальше возможна роль: «Вот какой он у нас замечательный!». «Она у нас, знаете ли, такая грязнуля...» Возможно по­жизненное исполнение роли «Замученная домохозяйка». «Сколько можно тебе объяснять, тупица». Возможна игра «Что вы от меня, дурачка, хотите?» Манипуляторская деятельность будет направлена на поддержание роли дурачка и использование покровителей. Выигрыш — довольно беззаботная жизнь человека, с которого взять нечего.

Фильм режиссёров Дж. Дэйтона и В. Фэри «Маленькая мисс Счастье» получил в 2007 г. награду Оскара за выдающийся сценарий, основанном на типологическом описании Майклом Арндтом семьи Неудачников, причём во главе с отцом – профессиональным психологом. Чреда экстремальных ситуаций, на первый взгляд, служит подтверждением ущербного сценария. Но экстрим, жизненно-смертельное и рискованное напряжение всех творческих сил семьи приводят её к утверждению любви как творческому началу настоящей, осмысленной жизни. Это утверждение перекликается с «предписанием» (Э. Берн), то есть программы, по которой человек стремится к цели. Предписание, закладывающееся еще в детстве родителями, дает четкие ответы на поставленные самой жизнью вопросы: «Кто ты?»; «На что способен?»; «Каким должен быть?»; «Как этого достичь?».

Предписание двояко:

1) «Этот парень в жизни не пропадет!», – будет добиваться своего любыми средствами: взятками, хитростью, нахальством, ведь «нахальство – второе счастье»;

2) будет исполнять свой жизненный сценарий, опираясь на самые достойные качества личности: трудолюбие, упорство, честность. Все зависит от родительского образа. Э. Берн утверждает, что предписания усваиваются от роди­теля противоположного пола, а способ исполнения, образ жизни — от родителя того же пола. Деструктивные предписания усваиваются в детском возрасте как непреложные истины: «Такая моя планида»; «Мне ни в чем и никогда не везет». Такой «заколдованной» личности необходим «расколдо-ватель», волшебник, снимающий проклятия. Берн определяет этот лечебный прием как разрешение. Одно из самых важных разрешений — разрешение думать самому. В детстве формируется еще одна очень важная часть ми­ровосприятия — излюбленное чувство. Это доминирующая, или, как говорил Берн, основная, эмоция, которая, как условный рефлекс, может сохраниться на всю жизнь. Свойство пользоваться излюбленной эмоцией Берн называет трансакционным рэкетом. Валюта трансакционного рэкета — психологические купоны как архаические чувства, собираемые детским состоянием Я для манипулирования другими и получения выигрыша. Люди, которые в детстве на пренебрежительное к ним отношение и обиды отвечали депрессивной реакцией, впоследствии всю жизнь будут собирать голубые купоны депрессии. Существую коллекционеры красных купонов (чувство гнева, неприязни), коричневых – повышенная раздражительность, подозрительность, склонность к ипохондрическим образованиям, золотых –купонов радости, доброжелательности, искренности.За собиранием купонов неизменно следует расплата. Человек, собирающий золотые купоны, как правило, ощущает себя в жизни Выигрывающим.

Анализ сценария содержит множество разделов, часть которых лишь конспективно изложена в данной лекции. Это трудоемкий процесс, который включает изучение жизни родителей и прародителей, исследование сценарной матрицы — диаграммы предписаний, переданных пациенту от предков, анализ культурного наследования, основных масок, любимых чувств, собираемых купонов и множество дргих компонентов. Главными задачами трансакционного аналитика являются реконструкция и создание автономной личности, способ­ной разбираться в компонентах своего Я и расстаться с дест­руктивными сценариями личности, имеющей мужество выйти из-под власти предрассудков и ложных авторитетов, отказаться от игр и манипулирования людьми. Цель трансакционного анализа — сформировать у пациента Взрослую этическую позицию, научить его стать Выигрывающим, ответственным за себя, за всех и за все.

ВЫВОДЫ. Таким образом, в существующих на сегодняшний день концепциях жизненного пути личности, её стратегических позиций и индивидуальной истории нет единства. Существуют разночтения в употребляемых терминах, которые порой подменяют друг друга, но звучат по-разному: образ жизни и жизненный путь личности, психологический стиль и жизненная позиция, наконец, жизненная стратегия. До сих пор нет четких критериев, психологического содержания этих понятий. Однако все перечисленные авторы сходятся в едином мнении. Личность выстраивает проект своего перспективного развития, руководствуясь стремлением к желаемому самовыражению, подвигаясь силой «любви к ближнему и себе самому» (Евангелие).Именно любовь намечает для себя личность в качестве перспективного достижения, рассматривается ею как способ возвыситься как над собой, своими неудачами и разочарованиями. Благодаря деятельности, общению и познанию личность формирует себя как субъекта общественной жизни, культуры и духовной жизни. Через жизненный путь складывается сложнейшая, многоуровневая структура личности. В процессе жизнедеятельности личность развивает разнообразные формы активности. Это ведет к тому, что в некоторых сферах жизнедеятельности личность находит простор для развития своей индивидуальности. Для стратегического планирования своей жизни личность стремится установить собственный «сценарий» (Э. Бэрн), где её индивидуальность может быть развернута с максимальной полнотой.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.