Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 4. Я – концепция



1. Самосознание личности и механизмы психологической защиты.

2. Структура Я – концепции. Разработка Я – концепции В. Джеймсом,
Ч. Кули , Дж. Мидом, феноменологический подход К. Роджерса, эпигенетическая теория Э. Эриксона.

3. Развитие Я – концепции в онтогенезе.

 

Список литературы

1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 450 с.

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1978 №4. С.23-36.

3. Выготский Л.С. Овладение собственным поведением. Воспитаниевысших форм поведения // Собрание сочинений в 6 томах.-М.:Педагогика, 1982,- т.З.- С.273-302.

4. Каган М.С., Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность.//Вопросы психологии ,1989, №4, С. 12-16.

5. Столин, В.В. Психология самосознания / В.В. Столин. – М.: «Прогресс», 1996. – 430 с.

1. Самосознание личности и механизмы психологической защиты.

Невозможно говорить о самосознании личности не усвоив структурных элементов сознания, среди которых В.П. Зинченко выделяет два:

- бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

1) биодинамические свойства движений, опыт действий;

2) чувственные образы; рефлексивное сознание(сознание для сознания), включающее в себя:

1) значение;

2) смысл.

Значение—содержание общественного сознания, усваи­ваемое человеком, — это могут быть операционные, предметные, вербальные, житейские и научные значения — понятия.

Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации.

Самосознание личности является венцом сознания, его отражательной; порождающей (креативной) и регулятивно-оценочной или рефлексивной функциями. Последняя функция указывает на сущность бытия личности в мире, в силу чего причинно обуславливает компоненты её самосознания. В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) отражение мира, мышление о нем (когнитивный компонент), 2) способы регуляции человеком своего поведения (поведенческий компонент), 3) сами процессы рефлексии и свое личностное переживание (аффективный компонент). Автор концепции самосознания личности В.В. Столин определяет бытийный слой в качестве источника и начала рефлексии, поскольку значения и смыслы рождаются именно в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слово, Логос не существуют только как язык, в нем объективировались формы мышления, переживания и поведения. Отсюда слово как «микрокосм сознания» (Л.С. Выготский) овладевает нами, объективирует наше поведение через использование языка в живой, действенной речи. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой путь в жизни, переживать её сущность и действенным образом к себе относиться, собственно, по Евангельски возлюбить себя самого . Главные функции самосознания — сделать для человека доступными мотивы и результаты собственных поступков, дать возможность понять, каков он есть на самом деле, а также оценить их значение соответственно личностно-генетическому (креативному) смыслу. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, самооразвитием, становлением, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

От напряжения, испытываемого под воздействием различных сил, Эго, с точки зрения психоанализа,оберегает себя с помощью таких защитных механизмов, как вытеснение, отрицание, рационализация, реактивные образования, проекция, изоляция, регрессия и сублимация. Вытеснение — удаление из сознания чувств, мыслей и на­мерений к действию, потенциально вызывающих напряжен­ность. Однако, вытесненные в бессознательное, эти «ком­плексы» продолжают влиять на душевную жизнь и поведе­ние человека и постоянно ищут выхода «наружу». Поэтому для удерживания их в бессознательном требуется постоян­ный расход энергии. Отрицание — попытка не принимать за реальность собы­тия, нежелательные для Эго. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях непри­ятные пережитые события, заменяя их вымыслом. В качест­ве характерного примера Фрейд приводит воспоминания Чарльза Дарвина: «В течение многих лет я следовал золото­му правилу, а именно, когда я сталкивался с опубликован­ным фактом, наблюдением или идеей, которые противоре­чили моим основным результатам, я незамедлительно запи­сывал это; я обнаружил по опыту, что такие факты и идеи го­раздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные». Рационализация — нахождение приемлемых причин и объ­яснений для неприемлемых мыслей и действий. Естествен но, что эти «оправдательные» объяснения мыслей и по­ступков более этичны и благородны, нежели их истинные мотивы. Реактивные образования — поведение или чувства, проти­вопоставляемые желанию; это явная или неосознанная ин­версия желания. Проекция — подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку. Изоляция — отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связы­вается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или иг­рушечную зверюшку, ребенок, играя, может «дать» ей де­лать и говорить все, что ему самому запрещается: быть без­рассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т.п. Регрессия — соскальзывание на более примитивный уро­вень поведения или мышления. Даже здоровые люди, чтобы как-то защититься от постоянного эмоционального прес­синга, «выпустить пар», время от времени прибегают к раз­личным формам регрессии. Они курят, напиваются, ковыря­ют в носу, лепечут по-детски, читают бульварные романы, портят вещи, верят мистификаторам, рискованно водят ав­томобиль и делают еще массу «глупостей». Сублимация — это наиболее распространенный защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества. Разновидностью суб­лимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творче­ство. Сублимированная энергия, по мнению Фрейда, созда­ет цивилизацию.

Таким образом, «механизмы защиты — это способы, с помощью которых Эго защищает себя от внутренних и внеш­них напряжений». Эти механизмы, по мнению Фрейда, играют значительную роль в патогенезе неврозов. Невротичес­кий синдром есть следствие неудавшегося защитного про­цесса. Психоневроз — проявление защиты сознательной ча­сти душевной жизни от неприемлемых переживаний и стремлений. С механизмами вытеснения, в частности, Фрейд связывает некоторые симптомы истерии, импотен цию, фригидность, психосоматические заболевания (бронхиальная астма, язва желудка). Таким образом, расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.

2.Структура Я – концепции. Разработка Я-концепции В. Джемсом,
Ч. Кули, Дж. Мидом, в феноменологическом подходе К. Роджерса, эпигенетической теории Э. Эриксона
.

Я-концепция (англ. self-concept) — развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятиевнешних факторов. Понятие Я-концепции родилось в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э. Эриксон). Однако первые теоретические разработки в области Я-к. бесспорно принадлежат У. Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующие Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Представление о «Я-концепции» У. Джеймса

Составляющая Описание
«Духовное Я» Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок
«Материальное Я» То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.)
«Социальное Я» Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль
«Физическое Я» Тело человека, его первичные биологические потребности

Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В духе феноменологии К. Роджерса «Я-концепция» представляет собой внутренняю сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение. Отсюда «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека. Также «Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью. Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция». «Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания. «Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой (рис. 1.1).

Рис. 1.1.Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.