Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие психосоциального кризиса и исследование эго-идентичности в социокультурной теории личности К. Хорни.



В своих работах Хорни (1885-1952), как практикующий психотерапевт, подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность. Хотя ее теория относится в большей степени к больным депрессией и неврозами, чем к здоровым личностям, многие из ее идей привели к значительным открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений, а также в психотерапии и практике психологического консультирования. Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во-первых, она как психолог-женщина отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису и склонность к стрессу, неврозам и депрессии. Это была отправная точка в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюдения над получающими психологическую помощь пациентами, которых она вела как психолог-психотерапевт в Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений (проявляющиеся, в том числе, на психологической консультации). Теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях, полученных в ежедневной практике психологического консультирования. Ее объяснение неврозов и страха как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. К чести Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах, развитии и лечении неврозов. В ее размышлениях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту. Карен Хорни подчеркивала, что социокультурные условия оказывают сильное влияние на развитие и функционирование человека. Ее клинические наблюдения над пациентами, которых она лечила в Европе и США, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением роли культурных факторов. Эти данные позволили заключить, что нарушения функционирования личности обусловлены уникальными стилями межличностных отношений. Хорни доказывала, что решающими в развитии ребенка являются социальные отношения между ним и родителями. Для детства характерны две потребности — в удовлетворении и в безопасности. Первая охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Вторая — главная в развитии ребенка. Это стремление быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. В удовлетворении данной потребности ребенок полностью зависит от родителей. Если они проявляют истинную любовь и тепло, его потребность в безопасности будет удовлетворена и, вероятнее всего, сформируется здоровая личность. Если же многие моменты в поведении родителей не отвечают потребности ребенка в безопасности (неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, оказание явного предпочтения его братьям и сестрам), то весьма вероятно патологическое развитие личности. Основным результатом такого дурного обращения с ребенком является развитие у негобазальной враждебности. В этом случае он и зависит от своих родителей, и испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Подобный конфликт приводит в действие такой защитный механизм, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой — подавить враждебность к родителям, чтобы выжить. Эти подавленные чувства проявляются невольно во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.