Инструментальное научение и теория подражания (Н. Миллер, Дж. Доллард). Научение через моделирование (А. Бандура) и теория социального научения (Дж. Роттер).
Особым направлением в рамках бихевиоризма является социобихевиоризм, наиболее активно формировавшийся в 60-е гг. XX в. В работах Н. Миллера, Дж. Долларда, Дж. Роттера, А. Бандуры. Новым по отношению к тому, о чем мы говорили выше, выступает представление о том, что человек может овладевать .поведением не через собственные пробы и ошибки, но наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или иному поведению («научение через наблюдение», «научение без проб»). Примером интеракционистской теории личности является концепция, разработанная американским ученым У. Мишелом. Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп: 1. Способности человека, т. е. то, что он в состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке. 2. Когнитивные стратегии — способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней. 3. Ожидания — оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков. 4. Ценности, т. е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек в сложившейся обстановке обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей. 5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в какой-либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенному опытом плану. Таким образом, несомненной заслугой бихевиоризма признается то, что он показал возможность объективного подхода к психическим явлениям, а также внес существенный вклад в разработку методологии и техники экспериментального исследования личности. Поскольку бихевиоризм предметом изучения сделал поведение; его приложения в области педагогики и психотерапии способствуют формированию адеквактных реакций и исправлению ошибочных. Это важное отличие предполагает, что поведение человека, безусловно, становится когнитивным, то есть включает непременный познавательный компонент, в частности, символический. Этот механизм оказывается важнейшим в процессе социализации, так как именно на его основе формируются способы реализации агрессивного и кооперативного поведения. Сказанное можно проиллюстрировать экспериментом одного из ведущих специалистов этого направления — канадского психолога Альберта Бандуры(1925— 1998 гг.). Испытуемым (три группы 4-х летних детей) показывали фильм, герой которого избивал куклу. Начало фильма было одинаковым для всех групп, завершение же было различным: в одном случае «героя» хвалили, в другом — порицали, в третьем — реагировали нейтрально. После этого детей вводили в комнату, где среди прочих была такая же кукла, как в фильме, и наблюдали за их поведением. В группе, которой демонстрировался вариант с порицанием, проявлений агрессии в отношении этой куклы было значительно меньше, чем у представителей других групп, хотя они помнили, как вел себя «герой». Равным образом наблюдение может не только формировать новые формы поведения, но и активизировать усвоенные, но не проявлявшиеся до этого. В связи с этим А.Бандура своеобразно трактует проблему наказаний и запретов в воспитании. Наказывая ребенка, взрослый, по существу, демонстрирует ему агрессивную форму поведения, находящую положительное подкрепление — в виде успеха в принуждении, самоутверждения. Это означает, что ребенок, даже послушавшись, усваивает возможную форму агрессии. Негативно Альберт Бандура относится и к средствам массовой информации, пропагандирующим насилие, в частности, к фильмам, полагая, что в развитии ребенка они играют роль «обучения агрессии». Как альтернатива теории черт теорией социального научения,по предложенной классификации, может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характеристика личности в данной теории — это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поведения. Индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории, результатом опыта их длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и, следовательно, его развития как личности — это собственное научение, научение через наблюдение других (викарное научение) и подражение. Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же «стимульных ситуаций», одинаковостью связанных с ними подкреплений и наказаний, идентичностью оценок поведения индивида со стороны других людей, успешностью и частотой повторения в прошлом соответствующих социальных действий. Крупнейший психолог современности A. Bandura в своем анализе перспектив развития психологии пишет: «Психология является одной из дисциплин, уникально охватывающих сложное взаимодействие среди биологических, интраличностных, межличностных и социоструктурных детерминант человеческого функционирования. Как основополагающая дисциплина она особенно хорошо подходит для продвижения понимания интегрированной биопсихосоциальной природы людей и того, как они активно управляют и формируют повседневный мир вокруг самих себя. Сегодняшний мир ускоренных социальных, информационных, и технологических изменений с мгновенным коммуникационным доступом по всему миру обеспечивает людей расширенными возможностями привносить собственное влияние, чтобы опираться на события, влияющие на их жизнь. Осуществление индивидуальной и коллективной активности привносит все больший вклад практически во все сферы жизни: в развитие человека, адаптацию и изменения. На более широком социальном уровне изменения концентрируются на том, как включить эти активностные человеческие возможности способами, формирующими лучшее и жизнеспособное будущее» (Bandura, 2006, c. 176).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|