Здавалка
Главная | Обратная связь

Инструментальное научение и теория подражания (Н. Миллер, Дж. Доллард). Научение через моделирование (А. Бандура) и теория социального научения (Дж. Роттер).



Особым направлением в рамках бихевиоризма является социобихевиоризм, наиболее активно формировавшийся в 60-е гг. XX в. В работах Н. Миллера, Дж. Долларда, Дж. Роттера, А. Бандуры. Новым по отношению к тому, о чем мы говорили выше, выступает представление о том, что человек может овладевать .поведением не че­рез собственные пробы и ошибки, но наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые сопут­ствуют тому или иному поведению («научение через наблюдение», «научение без проб»). Примером интеракционистской теории личности является концепция, разработанная американским ученым У. Мишелом. Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

1. Способности человека, т. е. то, что он в состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке.

2. Когнитивные стратегии — способы восприятия и оценки чело­веком ситуации, выбора форм поведения в ней.

3. Ожидания — оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.

4. Ценности, т. е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек в сложившейся обста­новке обычно выбирает такой способ поведения, который приво­дит к утверждению его ценностей.

5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в какой-либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенному опытом плану.

Таким образом, несомненной заслугой бихевиоризма признается то, что он показал возможность объективного подхода к психическим явлениям, а также внес существенный вклад в разработку методологии и техники экспериментального исследования личности. Поскольку бихевиоризм предметом изучения сделал поведение; его приложения в области педагогики и психотерапии способствуют формированию адеквактных реакций и исправлению ошибочных.

Это важное отличие предполагает, что поведение человека, безусловно, становится когнитивным, то есть включает непременный познавательный компонент, в частности, символический. Этот механизм оказывает­ся важнейшим в процессе социализации, так как имен­но на его основе формируются способы реализации агрессивного и кооперативного поведения.

Сказанное можно проиллюстрировать экспери­ментом одного из ведущих специалистов этого направления — канадского психолога Альберта Бандуры(1925— 1998 гг.). Испытуемым (три группы 4-х летних детей) показывали фильм, герой которого избивал куклу. Начало фильма было одинаковым для всех групп, завершение же было различным: в одном случае «ге­роя» хвалили, в другом — порицали, в третьем — реа­гировали нейтрально. После этого детей вводили в комнату, где среди прочих была такая же кукла, как в фильме, и наблюдали за их поведением.

В группе, которой демонстрировался вариант с порицанием, проявлений агрессии в отношении этой куклы было значительно меньше, чем у представителей других групп, хотя они помнили, как вел себя «герой». Равным образом наблюдение может не только формировать новые формы поведения, но и активизировать усвоенные, но не проявлявшиеся до этого.

В связи с этим А.Бандура своеобразно трактует проблему наказаний и запретов в воспитании. Наказывая ребенка, взрослый, по существу, демонстрирует ему агрессивную форму поведения, находящую поло­жительное подкрепление — в виде успеха в принуждении, самоутверждения. Это означает, что ребенок, даже послушавшись, усваивает возможную форму агрессии. Негативно Альберт Бандура относится и к средствам массовой информации, пропагандирующим насилие, в частности, к фильмам, полагая, что в развитии ребенка они играют роль «обучения агрессии».

Как альтернатива теории черт теорией социального научения,по предложенной классификации, может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характеристика личности в данной теории — это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поведения. Индивидуальные различия в поведении, которые обнаружива­ются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории, ре­зультатом опыта их длительного пребывания в различных жиз­ненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и, следовательно, его развития как личности — это собственное научение, научение через наблюдение других (ви­карное научение) и подражение.

Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же «стимульных ситуаций», одинаковостью связанных с ними подкреплений и наказаний, иден­тичностью оценок поведения индивида со стороны других людей, успешностью и частотой повторения в прошлом соответствующих социальных действий. Крупнейший психолог современности A. Bandura в своем анализе перспектив развития психологии пишет: «Психология является одной из дисциплин, уникально охватывающих сложное взаимодействие среди биологических, интраличностных, межличностных и социоструктурных детерминант человеческого функционирования. Как основополагающая дисциплина она особенно хорошо подходит для продвижения понимания интегрированной биопсихосоциальной природы людей и того, как они активно управляют и формируют повседневный мир вокруг самих себя. Сегодняшний мир ускоренных социальных, информационных, и технологических изменений с мгновенным коммуникационным доступом по всему миру обеспечивает людей расширенными возможностями привносить собственное влияние, чтобы опираться на события, влияющие на их жизнь. Осуществление индивидуальной и коллективной активности привносит все больший вклад практически во все сферы жизни: в развитие человека, адаптацию и изменения. На более широком социальном уровне изменения концентрируются на том, как включить эти активностные человеческие возможности способами, формирующими лучшее и жизнеспособное будущее» (Bandura, 2006, c. 176).

 

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.