Здавалка
Главная | Обратная связь

Управление учебно-восп итательным процессом в школе



Понятие Содержание понятия
Сущность управления учебно-воспитательным процессом Для определения, следует выявить, по словам В.А. Якунина, исходную единицу анализа управленческого процесса, которая интегрировала бы все процессы управления.
Структура индивидуальной управленческой деятельности, с точки зрения В.В. Давыдова: - изучение состояния объекта управления, направленное на формирование его идеальной модели (или возникшей проблемной ситуации); - поиск решений, направленных на разработку программы преобразования проблемной ситуации, в которую входят определенные задачи - проблемы, цели, общее планирование путей и средств достижения цели; - организация исполнения, направленная на обеспечение выполнения программы руководства; - организация контроля над реализацией решений. первый этап обеспечивает прогностические действия; второй этап - проектировочные; а третий и четвертый этапы - исполнительские, оценочные и контрольные действия
Управление учебно-воспитательным процессом   это прогнозирование, проектирование, разрешение учебно-педагогических ситуаций в условиях взаимонаправленного и взаимообусловленного взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающего средствами мотивации и рефлексии целесообразное направление их развития и саморазвития.  
Основные умения, которыми должны владеть субъекты учебно-воспитательного процесса: - сбор и обработка информации; - видение, прогнозирование, проектирование и анализ учебно-педагогической ситуации; - выделение проблемы (причин возникновения данной ситуации); - установление критериев достижения педагогической задачи; - определение пути достижения поставленных целей; - осуществление действий, направленных на решение задач; - оценка достигнутого результата; - реагирование на изменения, корректировка действий.  
Объект внутришкольного управления общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система.
Отдельные компоненты управления целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др
Внутришкольное управление целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата
Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления
Основные принципы - демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; - системность и целостность в управлении; - рациональное сочетание централизации и децентрализации; - единство единоначалия и коллегиальности; - объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами  
Функция управления образовательной системой действия субъекта управления по отношению к учреждению образования (объекту управления) или по отношению к внешней среде.
управленческая деятельность состоит из взаимосвязанных действий (функций), представляющих цикл а) анализ; б) целеполагание и планирование; в) организационная деятельность; г) контроль и регулирование.  
Функция педагогического анализа по мнению Ю.А. Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управленческой системы.
Анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и место каждой части, соединение частей в целое, установление связей между частями.
В зависимости от содержания анализа различают следующие виды: · параметрический; · тематический; · итоговый.  
Параметрический анализ   состоит в изучении ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявлении причин, нарушающих его. Предметом данного анализа могут выступать отдельный урок или воспитательное дело, текущая успеваемость учащихся или санитарно-гигиеническое состояние школы. Решения, принятые на основе параметрического анализа, требуют оперативного выполнения.
Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. Он позволяет выявить особенности проявления отдельных компонентов целостного педагогического процесса, определить их взаимодействие. Предметом педагогического анализа может быть система уроков, система внеклассной работы и т.п. Данные тематического анализа определяют технологию итогового анализа.
Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные и содержательные рамки. Он включает изучение основных результатов педагогической деятельности в конце учебной четверти, года. Итоговый анализ является базой для реализации последующих функций управленческого цикла.
Целеполагание и планирование неотъемлемые функции управленческой деятельности. Особенность целеполагания в управлении педагогическими системами состоит в том, что при построении иерархии целей общая цель соотносится с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями учащихся. Планирование - принятие решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью. Принимаемые решения могут быть рассчитаны как на перспективу, так и на решение текущих оперативных задач.  
Организация деятельности это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей. Эта функция включает: предварительный набор исполнителей и соисполнителей, отбор форм и методов предстоящей деятельности и соотношение их с реальными условиями и возможностями исполнителей.
Управление учебно-воспитательным процессом это прогнозирование, проектирование, разрешение учебно-педагогических ситуаций в условиях взаимонаправленного и взаимообусловленного взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающего средствами мотивации и рефлексии целесообразное направление их развития и саморазвития.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.