Понятие
| Содержание понятия
|
Сущность управления учебно-воспитательным процессом
| Для определения, следует выявить, по словам В.А. Якунина, исходную единицу анализа управленческого процесса, которая интегрировала бы все процессы управления.
|
Структура индивидуальной управленческой деятельности, с точки зрения В.В. Давыдова:
| - изучение состояния объекта управления, направленное на формирование его идеальной модели (или возникшей проблемной ситуации);
- поиск решений, направленных на разработку программы преобразования проблемной ситуации, в которую входят определенные задачи - проблемы, цели, общее планирование путей и средств достижения цели;
- организация исполнения, направленная на обеспечение выполнения программы руководства;
- организация контроля над реализацией решений.
первый этап обеспечивает прогностические действия; второй этап - проектировочные; а третий и четвертый этапы - исполнительские, оценочные и контрольные действия
|
Управление учебно-воспитательным процессом
| это прогнозирование, проектирование, разрешение учебно-педагогических ситуаций в условиях взаимонаправленного и взаимообусловленного взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающего средствами мотивации и рефлексии целесообразное направление их развития и саморазвития.
|
Основные умения, которыми должны владеть субъекты учебно-воспитательного процесса:
| - сбор и обработка информации;
- видение, прогнозирование, проектирование и анализ учебно-педагогической ситуации;
- выделение проблемы (причин возникновения данной ситуации);
- установление критериев достижения педагогической задачи;
- определение пути достижения поставленных целей;
- осуществление действий, направленных на решение задач;
- оценка достигнутого результата;
- реагирование на изменения, корректировка действий.
|
Объект внутришкольного управления
| общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система.
|
Отдельные компоненты управления
| целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др
|
Внутришкольное управление
| целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата
|
Принципы управления
| являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления
|
Основные принципы
| - демократизация и гуманизация управления педагогическими системами;
- системность и целостность в управлении;
- рациональное сочетание централизации и децентрализации;
- единство единоначалия и коллегиальности;
- объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами
|
Функция управления образовательной системой
| действия субъекта управления по отношению к учреждению образования (объекту управления) или по отношению к внешней среде.
|
управленческая деятельность состоит из взаимосвязанных действий (функций), представляющих цикл
| а) анализ;
б) целеполагание и планирование;
в) организационная деятельность;
г) контроль и регулирование.
|
Функция педагогического анализа
| по мнению Ю.А. Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управленческой системы.
|
Анализ
| предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и место каждой части, соединение частей в целое, установление связей между частями.
|
В зависимости от содержания анализа различают следующие виды:
| · параметрический;
· тематический;
· итоговый.
|
Параметрический анализ
|
состоит в изучении ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявлении причин, нарушающих его. Предметом данного анализа могут выступать отдельный урок или воспитательное дело, текущая успеваемость учащихся или санитарно-гигиеническое состояние школы. Решения, принятые на основе параметрического анализа, требуют оперативного выполнения.
|
Тематический анализ
| направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. Он позволяет выявить особенности проявления отдельных компонентов целостного педагогического процесса, определить их взаимодействие. Предметом педагогического анализа может быть система уроков, система внеклассной работы и т.п. Данные тематического анализа определяют технологию итогового анализа.
|
Итоговый анализ
| охватывает более значительные временные, пространственные и содержательные рамки. Он включает изучение основных результатов педагогической деятельности в конце учебной четверти, года. Итоговый анализ является базой для реализации последующих функций управленческого цикла.
|
Целеполагание и планирование
| неотъемлемые функции управленческой деятельности.
Особенность целеполагания в управлении педагогическими системами состоит в том, что при построении иерархии целей общая цель соотносится с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями учащихся.
Планирование - принятие решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью.
Принимаемые решения могут быть рассчитаны как на перспективу, так и на решение текущих оперативных задач.
|
Организация деятельности
| это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей. Эта функция включает: предварительный набор исполнителей и соисполнителей, отбор форм и методов предстоящей деятельности и соотношение их с реальными условиями и возможностями исполнителей.
|
Управление учебно-воспитательным процессом
| это прогнозирование, проектирование, разрешение учебно-педагогических ситуаций в условиях взаимонаправленного и взаимообусловленного взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающего средствами мотивации и рефлексии целесообразное направление их развития и саморазвития.
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.