Здавалка
Главная | Обратная связь

Педагогический коллектив с позиций управления



Управление образовательным учреждением это не только управление пе-дагогическим процессом через реализацию управленческих функций: анализа, целеполагания, планирования, организации, регулирования и контроля, но и управление коллективом педагогов и сотрудников. Этот аспект деятельности руководителя образовательного учреждения обозначается понятием «руково-дство».
Внутришкольное руководство это целенаправленное влия-ние субъектов управления школой на членов педагогического коллектива, а также на органы и лидеров школьного сообщества, обеспечивающее эффек-тивную совместную деятельность по решению образовательных задач.
Направления работы руководителя с коллективом: 1.целенаправленное формирование педагоги-ческого коллектива. В основе этого вида деятельности лежит принцип оптими-зации состава коллектива — его полового (в сегодняшней школе это прежде всего преодоление феминизации педагогического коллектива) и возрастного состава, соотношения социальных ролей. Чем более разнообразен педагогический коллектив по своему половозраст-ному и ролевому составу, тем больше возможностей для позитивного развития образовательного учреждения и эффективного решения образовательных задач он в себе заключает. 2.развитие коллектива. Согласно современ-ным социологическим, психологическим, педагогическим исследованиям, при работе по развитию коллектива руководителю необходимо соблюдать ряд ус-ловий, соблюдение которых позволит сохранить позитивную динамику в развитии коллектива. 3.создание благоприятного психологического климата в коллективе. Главным результатом этого направления работы руково-дителя школы является установление в педагогическом коллективе конструк-тивных отношений. 4.создание и поддержание комфортных материальных и организационных условий деятельности членов педагогиче-ского сообщества — педагогов, сотрудников, учащихся. Результатом деятель-ности руководителя в этом направлении становится создание особой предмет-но-пространственной (внутреннее архитектурно-планировочное решение помещений, их обустройство и оформление на уровне современной культуры, са-нитарно-гигиеническое состояние) и информационной (наличие необходимой литературы, условий для использования новых информационных технологий, доступ к нормативным документам и пр.) среды образовательного учреждения. От характера этой среды, от степени соответствия ее современной культуре во многом зависит результативность деятельности образовательного учреждения. 5.подготовка коллектива к введению инноваций. 6.обеспечение мер социальной защиты педа-гогов и сотрудников. Социальная защита и ответственность организации за обеспечение безопасности жизни, здоровья, максимально комфортных условий труда и жизни работников признается в современной теории управления одним из приоритетных направлений в деятельности руководителя. 7.создание условий для повышения квали-фикации, переобучения, самообразования педагогов и сотрудников
Условия динамики развития коллектива   · перспективных устремлений (ближних, средних и дальних) членов коллектива, постановка перед ними стратегических и тактических задач; · осуществление руководства коллективом на основе принципа параллель-ного действия (А. С. Макаренко), когда воздействие осуществляется не на каж-дого члена коллектива, а опосредованно, через организация коллектив; в то же время, рабо-тая с каждым педагогом отдельно, нужно иметь в виду последствия такого взаимодействия для всего коллектива; · сочетание работы в формальных (например, методические объединения учителей) и функциональных группах; · «открытость» педагогического коллектива, его связь с другими коллекти-вами и социокультурной средой. соблюдение этих условий педагогический коллектив превраща-ется в сообщество педагогов, учащихся, родителей, активно взаимодействует с окружающей социокультурной средой, транслируя в нее свои ценности и изме-няясь при этом сам, становится саморегулирующейся и саморазвивающейся системой.
Деятельность руководителя по созданию благоприятного психологического климата предполагает:   · формирование у членов педагогического коллектива гуманистических ус-тановок по отношению друг к другу. Основой формирования гуманистических установок является отношение к человеку как к наивысшей ценности, когда за-ботой о человеке пронизаны все сферы школьной жизни; · становление ценностного отношения к педагогическому труду во всех его проявлениях и к труду вообще; · формирование у педагогов, сотрудников, всех членов школьного сообще-ства умения гармонично сочетать свои интересы с интересами коллектива.
При введении инноваций от руководителя, по мнению А. М. Моисеева, требуется: ü разъяснить педагогам психологические (большие возможности для про-явления самостоятельности, творчества, профессионального и личностного са-моразвития) и материальные преимущества работы по-новому; ü продумать и реализовать специфические подходы к части педагогов, дру-гих работников школы, для которых переход к новым вариантам образования (гимназическому, лицейскому, получению статуса экспериментальной площад-ки) или новым технологиям не сулит каких-либо перемен к лучшему; ü выявить и учесть вероятных и явных противников нововведений (если та-ковые имеются), понять их мотивы и возможные последствия противодействия, разработать и заблаговременно принять меры предотвращения и разрешения возможных конфликтов; ü разработать концепцию и программу введения нового содержания образования и соответствующих ему технологий. В этой связи определить разра-ботчиков: лиц, группы — «своих» или приглашенных со стороны, создать бла-гоприятные условия для их работы: временные, материальные, финансовые, психологические; ü подготовить и провести обсуждение намеченных нововведений в коллективе педагогов, в среде учеников, родителей; ü обеспечить научно-педагогическую экспертизу проектов, создав необходимые условия для работы экспертов; ü провести необходимые процедуры согласований и утверждений в органах управления образованием, методических центрах, связанных со школой, вуза-ми, научно-исследовательскими учреждениями.






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.