Особенности содержания обучения.
Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание курса строится на основе деятелъностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
—уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры
Календарно- тематическое планирование
| Дата факт
| ТЕМА ЗАНЯТИЙ
| Кол-во
часов теория
| Кол-во
часов практика
| Воспитательная работа
|
|
| Мир полон звуков
|
|
|
|
|
| Звуки вокруг нас.
| 1 час
|
| Чувство дружбы, понимания
|
|
| Фабрика речи. Проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
|
| 1 час
| Чувство дружбы, товарищества
|
|
| Бессмыслица + бессмыслица = смысл. Анаграммы, шарады, кроссворды
|
| 1 час
| Чувство дружбы, умение общаться
|
|
| Полоса препятствий.Игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат»,
|
| 1 час
| Уситчивость, любовь к труду
|
|
| Рисуем звуками. Мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».
|
| 1 час
| Любовь к окружающему
|
|
| Трудности словесного ударения.
|
| 1 час
| Любовь к родному языку
|
|
| Азбука, прошедшая сквозь века
|
|
|
|
|
| Буквы старые и новые. Чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей
|
| 1 час
| Уважение к родному языку
|
|
| Так считали наши предки.
| 1 час
|
| Уважение к предкам
|
|
| Страницы древних книг. Экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
|
| 1 час
| Любовь к прекрасному
|
|
| Живая и весёлая буква алфавита. Конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);
|
| 1 час
| Любовь к прекрасному
|
|
| Загадки русской графики. Рисование: «Весёлая буква Ё».
|
| 1 час
| Любовь к родному языку
|
|
| Всему название дано
|
|
|
|
|
| Рождение языка.
| 1 час
|
| Любовь к прекрасному
|
|
| Сколько слов в языке?
| 1 час
|
| Чувство коллективизма
|
|
| Имена, имена, имена... проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;
|
| 1 час
| Чувство гордости за свое имя
|
|
| Увлекательные истории о самых простых вещах. Мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен...»;
|
| 1 час
| Любовь к прекрасному
|
|
| Словари — сокровищница языка. Игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
|
| 1 час
| Уважение к труду товарища
|
|
| Как делаются слова
|
|
|
|
|
| «Дальние родственники».
|
| 1 час
| Уважение к труду товарища
|
|
| Слова «готовые» и «сделанные». Игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото»,
|
| 1 час
| Гордость за красоту и величие русского языка
|
|
| Есть ли «родители» у слов?
| 1 час
| 1 час
| Любовь к прекрасному
|
|
| Внимание, корень! Лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
|
| 1час
| Любовь к прекрасному
|
|
| Такие разные суффиксы. Конструирование слов по словообразовательным моделям;
|
| 1 час
| Любовь к родному языку
|
|
| Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?
| 1 час
|
| Любовь к прекрасному
|
|
| Что нам стоит слово построить? Проект «Как конфеты получают свои названия».
|
| 1 час
| Любовь к прекрасному
|
|
| Секреты правильной речи
|
|
|
|
|
| Словарное богатство русского языка.
| 1 час
|
| Гордость за красоту и величие русского языка
|
|
| Словарное богатство русского языка.
Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик».
|
| 1 час
| Гордость за красоту и величие русского языка
|
|
| Выбираем точное слово. Игры: «Табу», «Не повторяться»,
|
| 1 час
| Гордость за красоту и величие русского языка
|
|
| Выбираем точное слово. Игры: «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»
|
| 1 час
| Гордость за красоту и величие русского языка
|
|
| Одно или много?
| 1 час
|
| Любовь к труду писателей
|
|
| Когда у слов много общего?
| 1 час
|
| Гордость за красоту и величие русского языка
|
|
| Когда значения спорят?
|
| 1час
| Гордость за красоту и величие русского языка
|
|
| Слова одинаковые, но разные. Составление мини-словариков: «Собираю синонимы»
|
| 1 час
| Гордость за красоту и величие русского языка
|
|
| Слова одинаковые, но разные. Составление мини-словариков: «Собираю антонимы»,
|
| 1 час
| Гордость за красоту и величие русского языка
|
|
| «Местные жители» и «иностранцы». Составление шуточных рассказов и стихов.
|
| 1 час
| Любовь к прекрасному
|
|
| Как рождаются фразеологизмы?
| 1 час
|
| Любовь к прекрасному
|
|
| Выбор фразеологизма в речи. Составление мини-словариков: «Собираю фразеологизмы»;
|
| 1 час
| Гордость за красоту и величие русского языка
|
Содержание программы
№ п/п
| Тема курса
| Универсальные учебные действия
| Практическая и игровая деятельность
|
| Мир полон звуков (6 часов)
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
| участвоватьв обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
анализироватьинформацию, представленную на рисунке;
сравниватьпроизношение гласных и согласных звуков;
наблюдать за функцией и ударением в слове;
контролироватьправильность постановки ударения в словах;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);
находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
| разгадываниеанаграмм, шарад, кроссвордов;
игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;
проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».
|
| Азбука, прошедшая сквозь века (5 часов)
Солунские братья.
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
| сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;
интерпретироватьинформацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;
наблюдатьиспользование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.
| чтениеслов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;
экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);
рисование: «Весёлая буква Ё».
|
| Всему название дано(5часов)
Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка.
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
| формулироватьсобственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
составлятьустно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
воспринимать на слух и понимать информационный текст;
сравнивать толкование слова в различных словарях;
самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
| игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен...»;
проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;
конкурс«Придумываем название для новых конфет».
|
| Как делаются слова(7 часов)
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов.
Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
| моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
наблюдать образование слов в русском языке;
анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливатьсловообразовательные связи данных слов;
анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;
наблюдатьзначения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;
группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);
взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание
| игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;
лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
конструирование словпо словообразовательным моделям;
проект «Как конфеты получают свои названия».
|
| Секреты правильной речи (12 часов)
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
| наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
оценивать уместность использования слов в тексте;
наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
| игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;
решение кроссвордов;
составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;
составление шуточных рассказов и стихов.
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|