Здавалка
Главная | Обратная связь

Анализ определения понятия «личность» в контексте существующих психологический теорий. Роль многообразия теоретических воззрений в понимании личности.



Если обобщить определения понятия "личность", существующие в рамках различных философских, социологических, психологических теорий и школ (К. Юнг, Г. Олпорт, Э. Кречмер, К. Левин, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Г. Айзенк и др.), то можно сказать, что личность традиционно понимается как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации (приспособления) к постоянно меняющейся среде. Акцент также делается на то, что личность человека – это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему отношений, определяемых мотивами и потребностями и опосредующих взаимодействия (в том числе и массово-коммуникационные) субъекта и объекта.

В отечественной психологии также существует несколько направлений, взаимовлияние которых способствует ее развитию: теория отношений В. Мясищева, теория единства сознания и деятельности С. Л. Рубинштейна, культурно-историческая теория Л. С. Выготского, теория основной жизненной направленности Б. Г. Ананьева, теория деятельности А. Н. Леонтьева, теория установки Д. Н. Узнадзе, теория типологических черт личности Б. М. Теплова, концепция динамической функциональной структуры личности К. К. Платонова, теория интегрального исследования индивидуальности В. С. Мерлина и т.д.

Личности, по образному выражению А. В. Петровского и В. А. Петровского, "явно тесно “под кожей” индивида, и она выходит за пределы его телесности в новые “пространства”". К числу таких "пространств", в которых можно разглядеть проявления личности, понять и оценить ее, по мнению авторов, можно отнести "пространство" психики индивида (интраиндивидное пространство), его внутренний мир. Второе "пространство" – это область межиндивидных связей (интериндивидное пространство). И, наконец, третье "пространство" реализации индивидом своих возможностей как личности находится не только за пределами его внутреннего мира, но и за границей актуальных, сиюминутных связей с другими людьми (метаиндивидуал ьное пространство).

Психика и личность человека настолько многогранны и сложны, что на современном этапе развития психология еще не достигла полного познания тайн человеческой души. Каждая из существующих теорий и концепций раскрывает лишь какую-то одну из граней психики человека, выявляет те или иные реальные закономерности, но не всю истину о сущности человеческой психики. Поэтому абсолютизировать какую-либо одну теорию и отвергать все другие недопустимо. Максимальная полнота и всесторонность, комплексность познания предполагают, что необходимо знать и учитывать все существующие концепции и подходы, рассматривать психику человека с разных сторон, выявляя и изучая ее различные грани. (Весьма вероятно, далеко не все они известны современной науке.)

Предмет изучения персонологии. Содержание деятельности персонолога.

Персонология (лат. persona — особа, личность, маска; греч. λόγος — слово, мысль, смысл) — это интегральное направление психологии личности, развивающееся на основе междисциплинарных исследований, предметом которого является личность в ее разных гносеологических, онтологических и культурных положениях.

работа предполагает теоретический анализ, проведение исследований, диагностику либо психотерапию. Психотерапия представляет собой разговор о проблемах человека и определенные действия, направленные на то, чтобы решить эти проблемы, усложняющие жизнь самому человеку или его близким. Занимаясь диагностикой в широком смысле, персонолог использует некий набор методик, таких, как тесты личности или навыки, для того чтобы выявить проблемы или способности человека, что может быть использовано как самим человеком, так и кем-либо еще, например потенциальным работодателем. Осуществляя психотерапию и диагностику, персонолог, естественно, будет интересоваться тем, какие потребности существуют у его клиента или пациента, но, кроме этого, он будет активно пытаться проинтерпретировать свои наблюдения с точки зрения того, какова природа человека вообще. При проведении исследований вопрос о природе человека и поиск обобщенного знания об этом вообще выходит на первый план. Осуществление эксперимента предполагает решение испытуемыми одной или нескольких задач, а цель исследователя – выявить сходство и различия в наблюдаемом поведении как у одного и того же человека, так и у всех испытуемых. Теоретический анализ личности становится возможным благодаря опыту персонолога, полученному в одной или нескольких из перечисленных выше сфер; он направлен на то, чтобы формализовать смысл опыта, касающегося природы человека в целом. И, завершая этот краткий обзор, давайте перейдем к более подробному рассмотрению того, каковы привычные способы деятельности персонолога.

Во-первых, мы можем отметить, что персонолог, как правило, изучает группы людей или же исследует только нескольких человек, учитывая при этом, насколько репрезентативной является его выборка относительно всех людей в целом. В большинстве случаев персонолог, в отличие от биографа, не изучает личность какого-то отдельного человека. Если же на некоторое время конкретная личность и привлекает внимание персонолога, как, например, в психотерапии и диагностике, то он непременно будет помнить о необходимости сравнения полученных результатов с результатами других людей. Персонолога интересуют универсальные данные, и он едва ли будет рисковать и делать неоправданные выводы, основываясь на информации, полученной от одного только испытуемого, поскольку один отдельно взятый человек не будет адекватным примером всего человеческого рода. Действительно, в любом исследовании должен делаться акцент на то, что лишь группа людей может быть репрезентативным отражением человечества в целом. Персонолог подходит к задаче интерпретации человеческой природы с системной, структурированной тщательностью ученого, тогда как выразительность и внимание к частным случаям – это удел писателя.

Старательность в обеспечении репрезентативной выборки непосредственно связана еще с одной особенностью деятельности персонолога, а именно с его интересом к поиску общих, присущих всем людям особенностей. Прежде всего он пытается найти те характеристики, знание которых позволило бы ему понять сущность человеческой личности.

Принимая в расчет интерес персонологов к общим особенностям, мы должны учитывать и то, что они также прикладывают значительные усилия к тому, чтобы выявить межличностные различия и создать классификацию этих различий. Поиск общего и поиск различий вполне совместимы, однако отдельные персонологи нередко отдают предпочтение какому-то одному направлению работы в ущерб другому.

персонолог, как правило, не ограничивает свою деятельность анализом тех поведенческих проявлений, которые обусловлены преимущественно биологическими факторами или социальной средой, персонолог ставит перед собой задачу по выявлению различий между людьми в тех случаях, когда схожи влияющие на них социальные и биологические силы. Персонолога интересует также и то, в каких случаях схожи поведенческие проявления людей с совершенно разным социальным окружением и биологической средой.

Персонолога же интересует не какой-то один тип поведенческих проявлении, но все поведение в целом, характеризующееся продолжительностью во времени.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.