Здавалка
Главная | Обратная связь

Диспозиционная теория личности Р.Кеттела и Г. Олпорта.



Термин "диспозиция" введен в научную лексику в 1920-е гг. Диспозиция означает субъективную установку или предрасположенность личности к определенному типу поведения.

В основе диспозиционного направления в изучении личности лежат две основные идеи:

• Люди обладают широким набором черт личности, которые дают определенное постоянство в поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий, жизненного опыта. Таким образом, черты личности влияют на поведение индивидуума.

• Нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

Оллпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека, уникального в своем своеобразии.

Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление.

Гордон В. Олпорт разработал теорию личности, которая подчеркивает уникальность психически здоровых индивидуумов, проактивно стремящихся к своим сознательно поставленным целям. Согласно теории Олпорта, двумя основными составляющими личности являются личные диспозиции и проприум.

Личные диспозиции:

Общие черты — это те стороны человеческой личности, которые делают возможным сравнение индивидуумов. Они предоставляют способ, которым можно сравнивать характеристики людей в пределах данной культуры.

Оллпорт выделяет семь аспектов самости, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости, называя их проприотическими функциями.

. Стадии развития проприума:

1) ощущение своего тела, образующее телесную самость, которая остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания;

2) ощущение самоидентичности, значимым моментом которой выступает осознание себя посредством речи в качестве определенности, и важного лица, появление чувства целостности и непрерывности "Я", связанное с именем ребенка;

3) чувство самоуважения как чувство гордости по поводу того, что некие действия уже выполняются самостоятельно; важнейший источник повышения самооценки на протяжении всего детства;

4) расширение границ самости, возникающее по мере осознания детьми того, что им принадлежит не только их физическое тело, но и определенные значимые элементы внешнего мира, включая людей;

5) образ себя, когда ребенок начинает ориентироваться на ожидания значимых близких, представляя себе, что такое "Я хороший" и "Я плохой";

6) рациональное управление самим собой, является стадией выраженного конформизма, морального и социального послушания, когда ребенок учится рационально решать жизненные проблемы, догматично полагая, что семья, ровесники и религия всегда правы;

7) проприативное стремление, является постановкой перспективных жизненных целей, ощущение того, что жизнь имеет смысл.

Г. Олпорт дал следующее описание здоровой («зрелой») личности: имеет широкие границы «Я», может посмотреть на себя «со стороны» активно участвует в трудовых, семейных и социальных отношениях, способна к теплым, сердечным социальным отношениям: дружеская интимность и сочувствие, демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие, реалистическое восприятие, опыт и притязания, способность к самопознанию и чувство юмора, обладает цельной жизненной философией.

Главная формула, используемая Кеттелом для предсказания поведения с определенной степенью точности, имеет вид:

R = f (S, Р).

Здесь сказано, что природа специфической ответной реакции человека (R), означающей, что он делает, или думает, или выражает словами, есть некая неопределенная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (P). Уравнение спецификации показывает, что характерная реакция на какую — либо ситуацию представляет собой функцию от комбинации всех черт, значимых для данной ситуации; причем каждая черта взаимодействует с ситуационными факторами, которые могут оказать на нее влияние. [3].

Структура личности по Кеттелу состоит из шестнадцати факторов или исходных черт личности. Каждый фактор обозначен буквой, указывающей порядок, в котором он проявился в ходе факторного анализа.

Фактор А - отзывчивость-отчужденность

Фактор В – интеллект

С - эмоциональная устойчивость-неустойчивость

Е - доминантность-подчиненность

F - рассудительность беспечность

G - сознательность-безответственность

H - смелость-робость

I - жесткость-мягкость

L - доверчивость подозрительность

M - мечтательность практичность

N - дипломатичность-прямолинейность

О - склонность к опасениям-спокойствие

Q1 - радикализм-консерватизм

Q2 - самодостаточность-комформизм

Q3 - недисциплинируемость- контролируемость

Q4 - расслабленность-напряженоость [3].

В отличие от многих других теоретиков Кеттел начал не с клинических наблюдений или интуитивных представлений о природе человека. Наоборот, его подход прочно основан на использовании точных эмпирических методов исследования.

Он полагает, так же как и Оллпорт, что личностные черты составляют ядро структуры личности, и, в конечном счете, они ответственны за то, что будет делать человек в данной ситуации.

Согласно Кеттеллу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации.

Согласно Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время.

Черты личности отражают ус­тойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, явля­ются наиболее важными в концепции Кеттела. Он выделял:

1) Поверхностные черты - исходные черты.Поверхностная черта представля­ет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении вы­ступают в «неразрывном» единстве. Исходные черты, напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как считает Кеттел, образуют блоки самого здания личности.

2) Конституциональные черты - черты, сформированные окружающей сре­дой. Конституциональные черты развиваются из био­логических и физиологических данных индивидуума. Черты, сформированные окружающей средой, наоборот, обусловлены влия­ниями в социальном и физическом окружении.

3) Способность, темперамент и динамические черты. Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Черты темперамента относятся к другим эмоциональ­ным и стилистическим качествам поведения.

4)Общие черты - уникальные черты.Как и Олпорт, Кеттел убеж­ден в том, что имеет смысл классифицировать черты на общие и уникальные. Общие черты - это такие, которые присутствуют в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. И напротив, уникальные черты - это такие, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Кеттел предполагает, что уникальные черты особенно часто проявляются в сферах инте­ресов и установок.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.