Диспозиционная теория личности Р.Кеттела и Г. Олпорта.
Термин "диспозиция" введен в научную лексику в 1920-е гг. Диспозиция означает субъективную установку или предрасположенность личности к определенному типу поведения. В основе диспозиционного направления в изучении личности лежат две основные идеи: • Люди обладают широким набором черт личности, которые дают определенное постоянство в поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий, жизненного опыта. Таким образом, черты личности влияют на поведение индивидуума. • Нет двух людей, в точности похожих друг на друга. Оллпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека, уникального в своем своеобразии. Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление. Гордон В. Олпорт разработал теорию личности, которая подчеркивает уникальность психически здоровых индивидуумов, проактивно стремящихся к своим сознательно поставленным целям. Согласно теории Олпорта, двумя основными составляющими личности являются личные диспозиции и проприум. Личные диспозиции: Общие черты — это те стороны человеческой личности, которые делают возможным сравнение индивидуумов. Они предоставляют способ, которым можно сравнивать характеристики людей в пределах данной культуры. Оллпорт выделяет семь аспектов самости, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости, называя их проприотическими функциями. . Стадии развития проприума: 1) ощущение своего тела, образующее телесную самость, которая остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания; 2) ощущение самоидентичности, значимым моментом которой выступает осознание себя посредством речи в качестве определенности, и важного лица, появление чувства целостности и непрерывности "Я", связанное с именем ребенка; 3) чувство самоуважения как чувство гордости по поводу того, что некие действия уже выполняются самостоятельно; важнейший источник повышения самооценки на протяжении всего детства; 4) расширение границ самости, возникающее по мере осознания детьми того, что им принадлежит не только их физическое тело, но и определенные значимые элементы внешнего мира, включая людей; 5) образ себя, когда ребенок начинает ориентироваться на ожидания значимых близких, представляя себе, что такое "Я хороший" и "Я плохой"; 6) рациональное управление самим собой, является стадией выраженного конформизма, морального и социального послушания, когда ребенок учится рационально решать жизненные проблемы, догматично полагая, что семья, ровесники и религия всегда правы; 7) проприативное стремление, является постановкой перспективных жизненных целей, ощущение того, что жизнь имеет смысл. Г. Олпорт дал следующее описание здоровой («зрелой») личности: имеет широкие границы «Я», может посмотреть на себя «со стороны» активно участвует в трудовых, семейных и социальных отношениях, способна к теплым, сердечным социальным отношениям: дружеская интимность и сочувствие, демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие, реалистическое восприятие, опыт и притязания, способность к самопознанию и чувство юмора, обладает цельной жизненной философией. Главная формула, используемая Кеттелом для предсказания поведения с определенной степенью точности, имеет вид: R = f (S, Р). Здесь сказано, что природа специфической ответной реакции человека (R), означающей, что он делает, или думает, или выражает словами, есть некая неопределенная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (P). Уравнение спецификации показывает, что характерная реакция на какую — либо ситуацию представляет собой функцию от комбинации всех черт, значимых для данной ситуации; причем каждая черта взаимодействует с ситуационными факторами, которые могут оказать на нее влияние. [3]. Структура личности по Кеттелу состоит из шестнадцати факторов или исходных черт личности. Каждый фактор обозначен буквой, указывающей порядок, в котором он проявился в ходе факторного анализа. Фактор А - отзывчивость-отчужденность Фактор В – интеллект С - эмоциональная устойчивость-неустойчивость Е - доминантность-подчиненность F - рассудительность беспечность G - сознательность-безответственность H - смелость-робость I - жесткость-мягкость L - доверчивость подозрительность M - мечтательность практичность N - дипломатичность-прямолинейность О - склонность к опасениям-спокойствие Q1 - радикализм-консерватизм Q2 - самодостаточность-комформизм Q3 - недисциплинируемость- контролируемость Q4 - расслабленность-напряженоость [3]. В отличие от многих других теоретиков Кеттел начал не с клинических наблюдений или интуитивных представлений о природе человека. Наоборот, его подход прочно основан на использовании точных эмпирических методов исследования. Он полагает, так же как и Оллпорт, что личностные черты составляют ядро структуры личности, и, в конечном счете, они ответственны за то, что будет делать человек в данной ситуации. Согласно Кеттеллу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Согласно Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, являются наиболее важными в концепции Кеттела. Он выделял: 1) Поверхностные черты - исходные черты.Поверхностная черта представляет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в «неразрывном» единстве. Исходные черты, напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как считает Кеттел, образуют блоки самого здания личности. 2) Конституциональные черты - черты, сформированные окружающей средой. Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума. Черты, сформированные окружающей средой, наоборот, обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении. 3) Способность, темперамент и динамические черты. Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Черты темперамента относятся к другим эмоциональным и стилистическим качествам поведения. 4)Общие черты - уникальные черты.Как и Олпорт, Кеттел убежден в том, что имеет смысл классифицировать черты на общие и уникальные. Общие черты - это такие, которые присутствуют в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. И напротив, уникальные черты - это такие, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Кеттел предполагает, что уникальные черты особенно часто проявляются в сферах интересов и установок. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|